Алтын Градинар
Конспект занятия по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: интеграция речи, моторное развитие ребенка, развитие психических процессов.
Задания:
Развивающие : закрепить названия месяцев в речи детей, умение образовывать относительные прилагательные, выделять однокоренные слова, объяснять многозначные слова,
отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи: воспитывать умение работать коллективно, сообща.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Лексические игры и упражнения“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход урока:
Взрослый просит детей прочитать стихотворение А. Фета «Мама! Глянь - из окна. ".
Сегодня мы будем играть в игры, и это будут игры в слова. Отгадай загадку:
Листья с веток облетают, птицы улетают на юг.
"В какое время года?" - просить. Нам ответят: «Это…» (осень).
- Какое сейчас время года?
- Дети, какие месяцы осени вы знаете? Имя.
Сентябрь Октябрь Ноябрь.
Как называется осень в сентябре? раннее золото. Середина осени — это октябрь, а как называется осень в ноябре? Поздно.
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру: «Назови слово осень» :
Небо (какое) - осень,
ветер (какой) - осень,
солнце, облако, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Отличная работа! Вы выполнили задание.
Игра: «Придумываю цвет»
Давайте вспомним, какие цвета мы знаем. Названия некоторых цветов произошли от названий слов - предметов. Давайте вместе придумаем названия цветов.
Брусника (какого цвета) - брусничный. Beets (какого цвета) - свекла.
Орех (какого цвета) - орех. Морковь (какого цвета) - морковь.
Сливовый (какого цвета? - слива.
Игра: «Какие соки»
Как называются эти соки?
Яблочный сок - это яблочный сок. Виноградный сок есть виноградный сок.
Морковный сок - морковный сок. Томатный сок - это томатный сок.
Огуречный сок - это огуречный сок. Сливовый сок - это сливовый сок.
Капустный сок - капустный сок. Картофельный сок — это картофельный сок.
Клюквенный сок — это клюква. Грушевый сок -. грушевый.
Следующая игра: Назови лист.
Воспитатель: Вы знаете, что в лесу растут разные деревья. Давайте вспомним названия деревьев, картинки на доске.
Знаете ли вы, какие листья бывают на разных деревьях?
На березе - береза, на клене - клен
На рябине - рябина, на дубе - дуб,
На осине - осина, на тополе - тополь,
На липе - липа, на каштане - каштан
Да, молодец!
И, так, задание: «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать в тебя мяч и говорить слово, а ты должен быстро придумывать обратное значение. Игра, таким образом, называется: «Скажи наоборот». Ну что, ты готов?
Ветреный - безветренный. Мокрая - сухая. Радостный - грустный. Холодный теплый.
Поздно рано. Яркий - тусклый. Низкий высокий. Сытый - голодный.
Редко - часто. Спелый - незрелый. Начало - конец. Длинный короткий.
Тихо - громко. Высокий низкий. Умный глуп. Тяжелый свет.
Новый старый. Фоновый шум. Чистый грязный. Хорошо плохо. Зло хорошо.
Воспитатель: Какой вы умный, а я посмотрю, как вы выполните следующее задание. Но сначала давайте немного отдохнем.
Физминутка
Мы пинаем топ-топ! Мы хлопаем-хлопаем!
Мы глаза мгновенно! Мы плечи чик-чик!
Раз - сюда, два - туда, обернись.
Раз - сел, два - встал. Все подняли руки вверх.
Раз-два, раз-два, пора с нами разобраться.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
Воспитатель: Отдохнули! Что ж, тогда я предлагаю вам сыграть в следующую игру Patter. Кто знает? Изучим еще один. Белка испекла булочку и дала белкам.
Скажите, а чем отличаются слова белка - валяться?
Игра «Найди отличия»
Ребята, помогите разобраться в словах, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто может найти ее?
День - Лень; Кот – Кит; Сын - Мечта; Дом - Дым.
Игра «Объясни слова».
Кто знает, что означают слова ПАУК, ЗАМОК, ЛИСТОК, ЖУРАВЛЬ.
Послушайте загадку:
Присыпали дорожки, украсили окна,
Она порадовала детей и покатала на санках. (Зима). Сегодня последний день осени, а завтра зима. Кто знает, как называется первый зимний месяц?
Игра: «Подскажи слово».
Задание: закончить слово и постараться запомнить готовые слова.
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все пушинки сползают - серебристые…. (снежинки).
Все падает на поля и на луг. (снег).
Вот и веселье у ребят - крепчает. (снегопад).
Все гоняются, все хотят поиграть…. (снежки).
Как будто нарядился в белый пуховик. (снеговик).
Рядом снежная фигурка - это девочка. (снегурочка).
В снегу - что смотреть? - С красной грудкой. (снегири).
Как в сказке, как во сне всю землю украсил. (снег).
Какие слова вы добавили? На какое слово они все похожи? (снег). Эти слова образованы от слова снег, называются однокоренными.
Игра «Один — много» (с мячом)
Снежок - снежки. Снеговики - снеговики. Вьюги - метели.
Снежинка - снежинки. Коньки - коньки. Снегопад - снегопады.
Лед - лед. Мороз - мороз. Уши - уши. Носки - носки.
Чулки - чулок.
Игра «Кто чем был?»
Яблоко было (семенем).
Рыба была (яйцо). Листовка была (бутон)
Машина была (железная). Хлеб был (мука)
Мука была (зерно). Снег был (вода)
Тетрадь была (деревянная). Дом был (кирпичный)
Взрослый мужчина был (ребенком).
Игра «Живое – неживое». Назовите слова, отвечающие на вопрос Кто? Какие?
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, что мы сегодня делали. Какие задачи были для вас трудными? Какое задание вам понравилось больше всего?