Лыскова Юлия
Конспект занятия по развитию речи «Бобик в гостях у Барбоса» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по речевому развитию
в старшей группе МДОУ ДС №14 «Солнышко»
г. Будённовска Будённовского района Ставропольского края.
(по рассказу Н. Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса»).
Подготовила воспитатель Ю. В. Лыскова.
Цель: формировать все компоненты устной речи детей с использованием нетрадиционных приемов работы в художественном произведении.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Бобик в гостях у Барбоса“ в старшей группе» размещена в разделах
1. Развивать критическое мышление и активизировать умственную деятельность через нетрадиционные методы и приемы;
2. Обогащать и активизировать словарь, упражнять в умении отвечать на поставленные вопросы полными, правильно построенными предложениями.
3. Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к питомцам и заботу о братьях наших меньших, умение работать в команде.
Игровое пространство: групповая комната.
Организация детей: свободная, сидя за столами.
Методическое и техническое обеспечение: ноутбук, проектор и экран, презентация, две магнитных доски, картинки главных героев, ватман с нарисованным изображением комнаты, напечатанные кадры из мультфильма, заготовки к оригами собачка, фломастеры
Интеграция ОО: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение сказки Н. Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», рассматривание иллюстраций к произведению, беседа на тему дружбы и доброты.
Ход работы над ситуацией:
1. Введение в ситуацию. Сюрпризный момент.
На экране закрытый пазл из четырех частей.
Воспитатель: Ребята, сегодняшнюю нашу встречу мне хотелось бы начать с некоторых вопросов. Обратите, пожалуйста, внимание на экран: перед вами спрятана картинка. Я буду задавать вам вопросы, после каждого правильного ответа будет открываться часть картинки.
А) С какими поэтами и писателями мы с вами знакомы? (дети перечисляют знакомых авторов) – открывается первая часть пазла.
Б) С какими произведениями этих писателей и поэтов вы знакомы? (ответы детей) – открывается вторая часть пазла.
В) Кто из этих авторов писал о животных? (ответы детей) – открывается третья часть пазла.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, картинка почти собрана. Она не напоминает вам сюжет из какого – нибудь рассказа или сказки? (дети отвечают «Бобик в гостях у Барбоса») – открывается четвертая часть пазла. Картинка собрана.
Воспитатель: А кто написал это произведение? (ответы детей В. Носов) – на экране появляется портрет Н. Н. Носова.
2. Программирование действий: в соответствии с целями НОД.
3. Дело (решение ИОС) :
а) Воспитатель: Ребята, мы не только читали это произведение, но и смотрели мультфильм. А вы знаете кто снимает фильмы и мультфильмы? ( Ответ детей: режиссер).
- Режиссер со своими помощниками.
Я вам предлагаю стать на время режиссерами. Перед вами кадры этого мультфильма.
Разложите их в правильном порядке от начала мультфильма до конца (дети выполняют).
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы помните сюжет этого произведения, вы в правильно порядке разложили все кадры.
Какие вы молодцы! Мне нужна ваша помощь.
У меня есть большой кадр из этого же мультфильма, но он с ошибками. Помогите мне, пожалуйста, их устранить.
б) Дидактическая игра «Что изменилось».
Воспитатель показывает детям ватман, на котором по сюжету сказки нарисована комната дедушки, где вещи разбросаны в неподходящих для них местах (на липучках).
Воспитатель: Ребята вы помните, что когда Бобик был в гостях, они с Барбосом набезобразничали. В красиво убранной комнате дедушки они навели беспорядок. Посмотрите, пожалуйста, какие вещи находятся не на своих местах. Ваша задача заключается в том, чтобы найти каждой вещи свое место в комнате. Если вы справитесь мы увидим картинку, как все должно было быть.
Дети «наводят порядок» в комнате дедушки. Воспитатель при необходимости оказывает помощь.
в) Динамическая пауза. «Щенок».
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
(Дети производят действия в соответствии со словами стихотворения).
г) Работа в командах. Синквейн.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть (дети сидят за столами). Вы разделены на две команды.
- Давайте вспомним, сколько было собак в рассказе? (2)
- Назовите их клички? (ответы детей)
Воспитатель: Ваша команда (указывает на одну команду) будет характеризовать эту собаку, а ваша команда (указывает на другую команду) будет характеризовать эту собаку.
Перед детьми две магнитные доски на которых висят картинки Бобика и Барбоса.
- Это кто?
- Какой Бобик (Барбос?
- Что умеет делать Бобик (Барбос?
- Составьте предложение о Бобике (Барбосе).
- Кем является Бобик? (пес); кем является Барбос? (собака).
(Дети говорят два разных слова относительно героев)
1. Синквейн:
Бобик.
Бездомный, испуганный.
Бегает, лает, голодает.
Бобик хочет быть домашнем питомцем.
Пес
2. Синквейн
Барбос.
Сытый, хвастливый.
Охраняет, дружит.
Барбос хочет удивить Бобика.
Собака.
д) На столах у детей лежат заготовки оригами «Собачка», фломастеры.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат заготовки оригами. Скажите, кого напоминает вам эта заготовка (Ответы детей).
-Если дети затрудняются с ответом, воспитатель задаё т следующий вопрос:
-А если я вам подскажу, что эти части (показывает) ушки? (ответы детей)
- Это оригами не закончено? Чего не хватает? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте закончим поделку. Обратите внимание, что внизу оригами 2 треугольника. Нужно загнуть передний уголок поделки вверх, а другой- назад и тоже вверх на одном уровне (дети выполняют).
- Чего еще не хватает для завершения поделки? (глаз и носа).
-Возьмите фломастеры и дорисуйте (дети выполняют).
Воспитатель: а сейчас, ребята, каждый придумайте своему бумажному питомцу кличку. Оставьте свои поделки на столах и подойдите, пожалуйста, ко мне.
Рефлексия.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, о каком литературном произведении мы сегодня говорили? (ответы детей)
-Кто автор рассказа?
- Присутствуют ли в сказке добрые герои? Кто они?
-Как вы думаете, правильно ли поступил Барбос, пригласив Бобика? Почему вы так думаете?
- Хорошо ли дедушка обращался с собакой?
- Как вы понимаете выражение «Собака – друг человека»?
Итог: Молодцы, ребята, хорошо отвечали, старались! В память о сегодняшней встрече я хочу подарить вам книги, потому что книга – лучший друг, это источник знаний, и вы в ней найдёте ответы на все свои вопросы.
(Вручение подарков детям).
Литература:
1. Н. Н. Носов. Рассказы детям.
2. О. С. Ушакова. Развитие речи.
3. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.
4. Н. А. Шаврина. Программа развития речевых и интеллектуальных способностей детей по методике Л. Фесюковой.