Ирина Дорофеева
Конспект занятия по развитию речи «Два веселых гуся» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Автор: Дорофеева Ирина Александровна, воспитатель.
Тип разработки: конспект образовательного события.
Вид организованной деятельности: игра-путешествие.
Возрастная группа: дети 3-4 лет с ТНР.
Тема: «Два веселых гуся».
Ведущая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция с областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Два веселых гуся“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Гусь, гусенок. Все о гусях для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: познакомить с народной песенкой «Два веселых гуся», понять ее смысл и пересказать содержание с опорой на наглядность.
Задачи:
Обучающие:
1. Создать условия для развития предпосылок формирования артикуляторной базы звуков раннего и среднего генеза.
2. Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и правильную артикуляцию гласных звуков [А], [У], [И], [О].
3. Обучать пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому? кого? у кого?
Развивающие :
1. Развивать речевые способности и интонационную выразительность речи, модуляции голоса на основе звукоподражаний.
2. Развивать длительность речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний.
3. Формирование умения отвечать на вопросы: кто это? что делает?
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к совместному чтению художественных произведений
2. Стимулировать речевое общение: предлагать образцы речи.
3. Работать над пониманием содержания произведения народного речевого творчества (песенки).
Методические приё мы:
• моделирование игровой ситуации, игровая мотивация, речевые упражнения;
• беседа, показ, объяснение;
• игра-инсценировка по народной песенке «Два веселых гуся».
Оборудование: фланелеграф или магнитная доска, ноутбук, экран.
Материал:
• костюм бабушки для воспитателя, две пластмассовые игрушки «гусь»;
• маски или повязки волка и гусей;
• аудиозапись и мультфильм по произведению «Два веселых гуся»;
• запись голосов домашних птиц;
• плоскостные картинки на фланелеграфе: бабушка, гуси (белый и серый, домик, забор, речка;
• картина «Птичий двор»;
• цветные ленты и гимнастические обручи для подвижной игры «Гуси-гуси».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций чтение художественных произведений и русские народные сказки по теме «Домашние птицы»; дидактические и подвижные игры; художественно-творческая деятельность по теме «Гусь» (лепка; рисование; аппликация); прослушивание аудиозаписей голосов домашних животных и птиц, просмотр мультфильмов о домашних птицах, рассматривание картины «Птичий двор».
Словарная работа:
существительные: деревня, птицы, гусь, гусята, гусенок; бабушка, бабуся, бабулечка; волк, дом, забор, речка,
глаголы – жили, прятались, выходили, кланялись, кричат, пропали, спрятались;
прилагательные – серый, белый, веселые;
предлоги – в, на, над, под, за;
наречия – около, рядом, далеко, близко.
Условия проведения: групповое помещение детского сада, оснащенное с соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к развивающей предметно-пространственной среде (влажная уборка, столы и стулья по росту, материал и оборудование в соответствии с возрастом дошкольников).
Ход занятия:
Вводная часть. Воспитатель появляется в группе в образе бабушки (игровая мотивация).
Воспитатель: здравствуйте, ребятки! Живу я в деревне около речки в небольшом доме и низким забором. Беда у меня приключилась, не знаю, где искать своих гусей. Поможете мне их найти? (Ответы детей). Приглашаю вас в путешествие на птичий двор в моей деревне. Сначала расскажу, как все случилось. Присаживайтесь поудобнее на коврик и посмотрите мою историю.
Основная часть.
На экране воспроизводится фрагмент мультфильма до того момента, как пропали гуси. Беседа по просмотренному фрагменту:
Воспитатель:
– Где жили гуси? Сколько их было? Что случилось? (Ответы детей).
– Расскажите по картинкам, помогите мне вспомнить, старенькая бабулечка, рассказать сама не может. Вот они на столике у меня лежат. (Подводит детей к столику с картинками).
Проводится дидактическая игра «Узнай и назови» по сюжетным картинкам на которых изображены действия персонажей песенки (бабушка кормит гусей, гуси щиплют травку, бабушка плачет, гуси плавают на речке и др.). ( Дети отвечают на вопросы: кто это? что делает)
Воспитатель:
– Послушайте, как кричат настоящие домашние птицы. (Звучит запись голосов домашних птиц «Птичий двор»).
Отыщите птиц, которых вы узнали по голосу на этой картине и повторяйте за мной:
Петушок говорит КУ-КА-РЕ-КУ, курочка КО-КО-КО-КО, уточка КРЯ-КРЯ-КРЯ-КРЯ, гусь ГА-ГА-ГА-ГА (дети повторяют за педагогом звукоподражание).
Воспитатель:
– Молодцы, ребята! Предлагаю нам поиграть, превратиться в гусей. ( Произносит фразу и показывает действие: «Покружились, покружились и в гусят все превратились»).
– Нужно очень тихо сказать ГА-ГА-ГА, потом чуть громче, очень громко и снова тихо, шепотом, чуть слышно. (Упражнение на интонацию и звукоподражание, можно показать голосом или движением руки,перемещая ее по звуковой лесенке).
Воспитатель:
– Ах, какие вы молодцы, ребята-гусята! Давайте поиграли, как весело гуляли гуси и травку щипали. Это будет наш лужок (обозначает цветными лентами на полу его границы).
– Обруч рядом сбоку кладу, пусть здесь волк живет, другой обруч – это домик бабушки, буду около него вас ждать. Надевает участникам игры повязки или маски. (Выбрать водящего (волка) можно с помощью считалочки: Раз-два, три, четыре, пять! Будем весело играть Раз, два, три, волк, выходи!»).
Проводится подвижная игра «Гуси-гуси» со словами:
Пошли гуси погулять, свои лапки поразмять (дети идут по кругу)
По лугу гуляли, лапки поднимали (дети идут, поднимая колени высоко).
1,2,3,4,5 на носках идем гулять (ходьба на носках).
А теперь, гусятки, мы встаем на пятках (ходьба на пятках).
Присели, погуляли, травку пощипали ( имитируют движения: приседают, идут гусиным шагом, «щипая» пальчиками воображаемую травку).
Бабушка кричит: гуси -гуси! Дети отвечают: га-га-га!
Есть хотите? да-да-да!
Так летите вы домой! ой-ой-ой! Серый волк под горой!
Не пускает нас домой!
Вы летите, как хотите!
Свои крылья берегите!
Волк старается поймать летящих гусей (дети, расправив руки перемещаются к дому бабушки). Пойманные гуси остаются в логове волка. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель:
– Посмотрим мою историю дальше? Куда делись мои гуси? (На экране демонстрируется второй фрагмент мультфильма «Выходили гуси, кланялись бабусе.»).
– Вот какие гуси! У кого они жили? Где они были? Куда спрятались? Кто их искал? Веселые и озорные! К кому вернулись? (Ответы детей).
Мы с вами можем пропеть всю песенку снова. Проводится игра – инсценировка на фланелеграфе или на магнитной доске с плоскостными фигурками (бабушка, гуси, домик, забор, речка) под аудиозапись песенки «Два веселых гуся». (Дети повторяют слова и пересказывают (исполняют) песенку с опорой на наглядность по образцу воспитателя).
Воспитатель:
– Ребята, как вы думаете, почему гуси спрятались? (Ответы детей).
– Верно, они хотели поиграть со мной. Это очень веселые гуси. Давайте найдем, где же они спрятались в нашей группе. (Дети ищут и находят в помещении двух заранее спрятанных педагогом игрушечных пластмассовых гусей.)
Заключительная часть.
Воспитатель: мои гуси очень рады, что вы тоже веселые и озорные ребята. Очень хотят с вами дружить. Только забыли, как их зовут. Напомните им. Подойдите, на ушко им скажите и погладьте каждого – один белый, другой серый, два веселых гуся. (Дети составляют простые предложения по словам из песенки, проявляют своими действиями внимание и заботу – поглаживают игрушки).
Воспитатель: успокоилась я, ребята, благодарю вас за помощь и поддержку. Рефлексия:
• Что мы делали сегодня, давайте вспомним?
• Как звали гусей?
• Почему плакала бабушка?
Вам понравилась песенка, которую мы сегодня узнали и спели? (Ответы детей). (Постепенный переход к другому виду деятельности). Воспитатель предлагает детям раскраску по сюжету песенки «Два веселых гуся».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картина «Птичий двор»
Шаблон для раскрашивания