Мария Михайловна Попова
Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Кто живет на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто живет на подоконнике?»
Цель: закрепление и расширение знаний детей о комнатных растениях.
Задачи:
Образовательные:
1. обучать детей правилам ухода за комнатными растениями;
Развивающие :
1. активизировать и расширять словарный запас;
2. закреплять знания о строении комнатных растений;
3. развивать умение подирать слова противоположные по значению.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание ухаживать за ними;
2. воспитывать любовь к миру природы
Публикация «Конспект по познавательному развитию в старшей группе „Кто живет на подоконнике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Оборудование: комнатные растения в горшках, инвентарь для ухода за растениями, карточки - схемы по уходу за комнатными растениями, предметные разрезные картинки «Комнатные растения», мяч.
1. Организационный момент
Воспитатель загадывает загадку:
- Сегодня к нам в гости пришел зайчонок, помогите ему отгадать загадку.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Комнатные растения)
Воспитатель:
- Какие комнатные растения есть у вас дома?
- Для чего нужны растения дома?
2. Основная часть
Воспитатель: я хочу рассказать вам одну историю, которую слышал зайчонок, помогите ему ответить на вопрос: «Какое время года оказалось право?».
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблекли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
Люди сад вырастили, а все равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете какое время года одержало победу в споре? (ответы детей) Теперь зайчонок понял, что цветы растут в любое время года, и все они прекрасны, приносят пользу.
Воспитатель: как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?
- Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями, с их строением, особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.
- Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелеными и даже цветут? (ответы детей)
- Для чего же нам нужны комнатные растения?
- А у нас в группе есть растения? (ответы детей) Я предлагаю познакомиться с ними поближе.
(воспитатель снимает платок, под которым находятся растения: герань, алоэ, фикус)
- Давайте рассмотрим растения, которые стоят на столе, какие части есть у каждого из них? (стебель, листья, корень, цветок)
- Чем отличаются эти растения друг от друга? (ответы детей)
- Растения все разные, давайте поиграем в игру.
Игра «Скажи наоборот»
Тонкий лист – толстый лист
Длинный стебель - …
Маленький цветок – …
Колючий лист - …
Толстый стебель - …
Цветок расцвел –
Сухая земля - …
Воспитатель: сейчас мы сами превратимся в цветы.
Физкультминутка
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
Да головкой покачай –
Утром солнышко встречай
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка
А теперь водой умойся,
Отряхнись и успокойся
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
Воспитатель: ребята, кто-нибудь знает названия этих растений? (ответы детей)
Воспитатель: растения не только очищают воздух, но некоторые из них обладают целебными свойствами. Об одном таком растении я вам сейчас расскажу. Посмотрите, это алоэ. Это вечнозеленое многолетнее растение. Еще его называют «столетником», само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина – Африка. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см длиной и 15 см толщиной! Листья у алоэ мясистые, сочные. Давайте посмотрим (воспитатель отрезает лист алоэ и выдавливает сок на блюдце). Алоэ переводится как «горький», потому что сок растения имеет горький вкус. Это растение не требует особенного ухода, ему требуется лишь светлое место и редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта, глазных болезней, заболеваниях кожи. Сегодня мы поставим росток алоэ в воду и будем наблюдать.
Воспитатель: все комнатные растения требуют ухода. Как же ухаживать за растениями? (ответы детей)
Воспитатель: посмотрите на эти схемы и назовите основные правила ухода за комнатными растениями (полив водой, рыхление земли, протирание пыли с листьев, срез сухих листьев. Воспитатель показывает как правильно осуществлять уход на примере живых растений, затем просит детей помочь рыхлить землю, протирать листья, поливать).
3. Итог занятия:
- Давайте вспомним, для чего нужны комнатные растения? Какие растения вы сегодня узнали? Как ухаживать за растениями дома?
Игра по командам «Собери растение» (дети делятся на три команды, за столами собирают разрезные картинки комнатных растений)
- Какие растения получились? (герань, фиалка, алоэ).