Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как наши предки выращивали хлеб»

Динара Кудабаева
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как наши предки выращивали хлеб»
▼ Скачать +Заказ

Задачи:

1.     Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину.   Познакомить с  последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб - это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло).

2.      Развивать мышление, умение устанавливать логические связи.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Как наши предки выращивали хлеб“» размещена в разделах

3.     Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

4. Инд. раб. с Яной И. Сашей И. Викой Ч. .       Активизировать словарь: прилагательные - пышный, душистый, ржаной, пшеничный; существительные - серп, цепа; хлебобулочные изделия.

Материал к занятию : колоски пшеницы и ржи, хлеб черный и белый, каравай; иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля; процесса жатвы и молотьбы; пшеничные ростки, мучные изделия; карточки с изображением последовательности роста пшеницы на каждого ребенка.

Предварительная работа

Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе; чтение рассказов М Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Ход занятия

- Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии :

Отгадать легко и быстро

Легкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет? (Хлеб).

- Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый)

А сейчас я вам расскажу, как раньше наши предки выращивали хлеб.

Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае. И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает пригоршню зерна веером слева направо.  

А  как вы думаете, какая должна быть погода(безветренная) Почему?  (Чтобы семена ровно ложились в борозды)

- Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:

Дождик, дождик поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки

Будут вкусные ватрушки.

Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений (солнце, вода, тепло)

Физминутка «Колосок растет»

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю, (дети садятся). Теплое солнышко пригрело землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимаются руки-колоски). И вот уже два листочка тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). В поле выросли замечательные колоски  (улыбнитесь друг другу)

- Народ сложил много пословиц о хлебе.  Какие пословицы вызнаете?

Хлеб всему голова.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Хлеб на стол, так и хлеб престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.

Вода вымоет, хлеб накормит.

Без соли невкусно, без хлеба не сытно.

И обед не в обед, коли  хлеба нет.

- Молодцы, ребята, много пословиц знаете.

Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (иллюстрация).   В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»

- Но колосья нужно еще обмолотить, т. е. вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу - ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зерна из них высыпались (иллюстрация)  Затем зерна собирали и просевали от мусора. Зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука (иллюстрация). Из муки пекли хлеб.

Как же вырастить хлеб?

Игра: «Что сначала, что потом?

Дети последовательно раскладывают  карточки: зернышко на пашне,  росток, колос, сноп, зерно, мука, хлеб.

- Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом?

Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.

Не кроши хлеб за столом.

Никогда не выбрасывай хлеб.

- Ребята, а какие стихи вы знаете о хлебе?

Хлеб растет не для объедков,

От зари и до зари,

Говорят в народе метко,

Съесть не можешь, не бери!

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

- Ребята, а что можно печь из муки? (булочки, пироги, торты, баранки, блины). А как это все вместе называется? (хлебобулочные изделия).

- Ребята, а в старину пекли круглый хлеб и называли его «каравай». Мы сегодня с вами тоже сделаем свои караваи  (работа соленым тестом)

Практическая часть: дети из соленого теста лепят хлебобулочные изделия.

Рассматривают, обсуждают.

Воспитатель вносит каравай с пожеланиями:

Дай бог тому,

Кто в этом дому.

Тому рожь густа

Рожь ужимиста

С колосу осьмина

С ползерна пирог

Счастья дай вам бог!

- Ребята, а сейчас мы с вами попьем чай с караваем и угостим наших гостей.

Публикации по теме:

Конспект беседы по познавательному развитию «Хлеб — главный продукт» в младшей группеКонспект беседы по познавательному развитию «Хлеб — главный продукт» в младшей группе Конспект беседы по познавательному развитию. Тема: «Хлеб главный продукт». В младшей группе. Цель: Дать представление детям, что хлеб.

Конспект беседы по познавательному развитию на тему «Из чего пекут хлеб?» в старшей группеКонспект беседы по познавательному развитию на тему «Из чего пекут хлеб?» в старшей группе Цель: познакомить детей с процессом изготовления хлеба и хлебобулочных изделий. Задачи: 1. Расширить знания детей о том из чего состоит.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Хлеб»Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Хлеб» Цель: формирование первоначальных представлений о хлебе. Задачи: 1. Обучающие: -формировать представление о том, как делают хлеб; 2. Развивающие:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как наши предки выращивали хлеб»
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 19:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как наши предки выращивали хлеб»» (включая файлы) размещена пользователем Динара Кудабаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД