Елена Григорьева
Конспект занятия по познавательному развитию «Колобок-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная программа МДОУ Детский сад № 240 «Ручеек», разработанная с учетом комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Цель: создание условий для опытно – исследовательской и экспериментальной деятельности детей посредством реализации принципа со-конструкции.
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить детей с агрегатными состояниями воды, а также свойствами муки, воздуха, соли, сахара;
Развивающие : развивать воображение, память, логическое мышление;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Колобок-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности ребенка – желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально – коммуникативное развитие
• Физическое развитие
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, ситуативный разговор, опытно-экспериментальная.
Использованные технологии:
• Здоровьесберегающие.
• ИКТ.
Предварительная работа:
Знакомство с агрегатными состояниями воды, проведение опытов с воздухом, водой, мукой, солью, сахаром и бумагой.
Материал: карта-схема; микроскопы – 2 штуки; письмо; тарелка со льдом, одноразовый стаканчик, ложечки (для каждого ребенка); большой одноразовый стакан (10 шт.); чайник; имитация поля с колосками (или картинка); тарелки с разной крупой (5 шт.); кофемолка; деревянная ступка; 1 тарелка с солью и перцем; 1 тарелка с сахаром и перцем; воздушный шарик (2 шт.); банка без крышки; сумка; полиэтиленовые пакеты (для каждого ребенка); схемы – помощники по изучению свойств соли и сахара; стрелки-указатели движения (5 шт.); кастрюля или миска для смешивания ингредиентов; заготовка теста; элементы украшения для колобка.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи с голосом Колобка, музыкальная композиция для физминутки, аудиозапись шума ветра.
Словарная работа: Активизировать и обогащать словарный запас детей: агрегатное состояние, полиэтиленовый, ингредиент, айсберг, экперимент, рассыпчатая, пресный, наэлектризованный, микроскоп.
Ход:
Дети входят в зал /группу, встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам пришли гости! Давайте поприветствуем их.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Слышен плач.
Воспитатель: Ой, ребята, что это? Кто это плачет?.
Раздается голос (звучит аудиозапись)
Голос: Здравствуйте, ребята… Это я плачу. Невидимка…. Когда-то я был сказочным персонажем, но меня заколдовала злая фея. Сказала, что расколдоваться я смогу, если только выполню все задания, которые она для меня подготовила.
Воспитатель: Вот это ситуация…. Ребята, что вы думаете по этому поводу? (предложения детей – помочь) Мы поможем тебе, Невидимка!
Голос: Спасибо, ребята! У меня есть подсказка от феи! Но я ее так и не разгадал. (аудиозапись)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же это за подсказка? Может мы сможем ее разгадать?
Воспитатель предлагает детям посмотреть на карту страны Экспериментов (на доске).
Воспитатель: читает записку:
Чтобы расколдовать Невидимку надо отыскать:
- живую водицу,
- пресный порошок,
- соленый порошок,
- сладкий порошок,
И, самое главное! Надо отыскать заклинание, которое поможет снять злые чары.
Ну что же, пора отправляться в путешествие! Ребята, давайте вспомним правила поведения в стране Экспериментов
(не кричать, разговаривать шёпотом, не бегать, внимательно слушать взрослого, не трогать ничего руками без разрешения взрослого).
Итак, ребята, прежде чем отправиться в дорогу, нужно изучить карту, посмотрите внимательно на нее. Как вы думаете: что обозначает эта картинка?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, правильно, ребята, в стране Экспериментов совершенно нет воздуха!
Воспитатель: А вы помните, что такое воздух?
Дети: Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.
Воспитатель: Мы должны набрать воздух и взять его с собой. Во что же собрать воздух, если у нас есть только банка без крышки, сумка, полиэтиленовые пакеты. (Показывает на предметы, лежащие на столе)
Ответы детей
Воспитатель: Давайте по моей команде вместе сейчас возьмем пакеты и наберём воздух в пакеты. Не забудьте его закрепить зажимом или завязать.
Воспитатель: Отправляемся в путешествие!
Воспитатель: Ребята, первое, что нам нужно - это заполнить Экспериментарию воздухом. Открывайте пакеты, выпускайте воздух. А пакеты сохраним, может, найдем что – то интересное, будет куда положить. (Складывают пакетики в один)
Воспитатель: Смотрим на карту, что на нашем пути? Стрелка показывает, что нам надо идти к айсбергу. Идем по стрелке. (идут по направлению стрелки). Но я вижу только осколки ледяного айсберга (на подносе лежат кусочки льда, а нам нужна живая водица. Как нам ее получить? Как вы думаете? Могут ли помочь эти предметы? (показывает свечу, чайник)
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы. Ребята, подойдите к столу, я предлагаю вам взять ложечкой взять льдинку и положить себе в стакан, а я вам из чайника просто добавлю теплую воду. Ребята, что вы видите?
Ответы детей
Воспитатель: Да, льдинки начинают таять. Почему это происходит?
Ответы детей
Воспитатель: Вот и получили мы с вами живую водицу. А теперь мы ее соберем в один большой стакан. А пока мы с вами переливаем воду, давайте вспомним: что такое вода?
Ответы детей (Вода – это жидкость, которая не имеет собственной формы, цвета, вкуса, запаха).
Воспитатель:- Отлично, воду мы с вами добыли. Молодцы. Отправляемся дальше. Теперь нам надо найти пресный порошок.
Воспитатель предлагает детям встать возле стола, на котором стоят тарелки с крупой, кофемолка, ступка, скалка. Около стола стоит мольберт с картинкой «поле».
Воспитатель: Ребята, перед нами только поле…никакого порошка (озирается). А вы что- нибудь видите?
Дети замечают рассыпанную на столе крупу и перечисляют: пшеница, гречка, пшено, рис, овсянка.
Воспитатель: Никак не пойму, что общего у крупы и порошка? Может вы знаете?
Ответы детей (Если размолоть крупу, то получится мука, похожая на порошок.)
Воспитатель: Как вы думаете, что может нам понадобиться для этого?
Ответы детей (кофемолка, ступка, скалка, блендер).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вам предлагаю посмотреть небольшой фильм о том, каким способом можно ещё получить муку. (просмотр фильма)
Воспитатель: Как называется завод, на котором получают муку? (мукомольный)
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу. Возьмите ложечку и пересыпьте муку в пустой стакан. Что мы можем сказать о муке? Какая она?
Ответы детей (Белая, пушистая, воздушная, легкая, сыпучая, сухая, рассыпчатая).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая она на вкус?
Ответы детей
Воспитатель: Мука пресная и похожа на пресный порошок. Вот мы и добыли пресный порошок, берем его с собой. Возьмите свои стаканчики и пересыпьте муку в один большой стакан.
Воспитатель: Ребята, нам предстоит еще нелегкий путь, давайте немного отдохнем.
Включается звук ветра
Воспитатель: Что это шумит? (ветер). Ветер предлагает с ним поиграть. Ну что согласны? Тогда повторяем все за мной.
Физкультминутка «Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Воспитатель: Отдыхать мы с вами любим, но стрелка указывает, что нам надо найти соленый порошок и сладкий порошок. Идём дальше по стрелке.
Дети подходят к столу, на котором 2 тарелки: сахар, перемешанный с перцем и соль, перемешанная с перцем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это в тарелках? Как вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: Да, это соль и сахар перемешались с пылью. Это мы с вами так поиграли с ветром? Что же делать? Как очистить соль и сахар от пыли?
(Ответы детей)
Воспитатель: У меня другое предложение, давайте разделимся на две группы. Каждой группе я даю по воздушному шарику, которые я сейчас наэлектризуем с помощью шерстяного носка, а вы должны приложить шары к тарелкам.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что произошло, когда вы при поднесли ваш шарик к тарелкам? (Пыль стала подниматься к шарику).
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а теперь, когда мы с вами очистили соль и сахар, давайте изучим их свойства и дадим им характеристику (первая группа детей изучает и дает характеристику соли, вторая группа – сахара).
Воспитатель: Перед вами стаканчики с солью и сахаром, посмотрите внимательно и скажите, какого они цвета? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь попробуйте соль (сахар)на вкус, какая она? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь понюхайте, имеет ли они запах? (ответы детей)
Воспитатель: Возьмите теперь ложки, наберите из стаканчика соль и сахар и пересыпьте их в тарелку. Что мы видим? (ответы детей)
(Соль сыплется, значит, она сыпучая, сахар сыплется, значит сыпучий)
Воспитатель: Дети, а мы можем сказать, что соль – это порошок? А сахар? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, но мы с вами забыли ещё об одном свойстве соли и сахара. С помощью этого предмета-помощника мы может сказать об этом свойстве. Что это за предмет? (показывает микроскоп)
Воспитатель: Правильно, микроскоп. Что такое микроскоп?
Воспитатель: Это прибор, который используют для рассматривания мелких предметов. Но, прежде чем мы будем рассматривать соль и сахар, давайте вспомним правила работы с микроскопом. Ребята, подойдите к микроскопам. На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики). На что похож сахар? (на кристаллики)
Воспитатель: Давайте, ещё раз вспомним какие свойства соли и сахара мы знаем. Перечисляют глядя на схему-помощник.
Воспитатель: Молодцы, а теперь возьмите свои стаканчики и пересыпьте в один стакан - сладкий порошок (сахар, в другой - солёный порошок (соль).
Воспитатель: Ребята, мы добыли соленый и сладкий порошок, что же дальше… А стрелка нам показывает, что нам надо найти заклинание.
Воспитатель: А вот какой-то конверт, давайте посмотрим что в нем? Какая-то записка… (читает) «Чтобы расколдовать Невидимку, надо действовать по схеме» Так, слово «схема» вижу. А ее содержание исчезло. Как нам его восстановить?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, бывают невидимые чернила, а если их нагреть, то можно их увидеть, возьмем этот листок и поведем над свечкой. Будем передвигать листок до тех пор, пока не появится надпись. Ну что ж давайте попробуем. (Проведение опыта)
Воспитатель: А вот и схема!
(Нарисованы – 1 стакан воды + 1 стакан муки + 0,5 столовой ложки соли + 0,5 стакана сахара)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, все ли ингредиенты у нас есть?
Ответы детей: Мука, вода, соль, сахар.
Воспитатель: Что же нам надо сделать с этими ингредиентами?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, можно смешать и получится тесто. (замешивает тесто)
Воспитатель: Ребята, что же у нас получилось? Да, у нас получился Колобок! Но чего- то не хватает нашему Колобку? А давайте ему сделаем глазки и ротик. Вот какой весёлый Колобок у нас с вами получился.
Звучит аудиозапись
Голос Колобка : Спасибо, ребята! Теперь я вспомнил! Я – Колобок! И все опыты ваши я тоже запомнил! В следующий раз сам себя расколдую!
Воспитатель: Пожалуйста, Колобок! Мы рады были тебе помочь!
Ребята, вот и закончилось наше путешествие!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего?
Ребята, вы - молодцы! Спасибо вам за помощь!