Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Мы разные, но мы едины»

Фадеева Оксана
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Мы разные, но мы едины»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Сосновоборского района Пензенской области

Конспект

Непрерывно –образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей старшей группы

на тему :

«Мы разные, но мы едины.»

Подготовила

воспитатель первой квалификационной категории:

Фадеева О. В.

2022г.

Цель: Формирование представлений о жизни и быте народа, обычаях и традициях, национальных женских костюмах.

Задачи:

«ОО Познавательное развитие:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы „Мы разные, но мы едины“» размещена в разделах

-расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в р. п. Сосновоборск;

-актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей малой родины (национальные костюмы, блюда, жилища,).

«ОО Художественно –эстетическое развитие»

-развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус при создании аппликации

«ОО Речевое развитие»:

-развивать диалогическую речь, умение правильно отвечать на заданный вопрос

-расширять активный словарь детей, фантазию, воображение

«ОО Социально-коммуникативное развитие»:

-воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов малой Родины,

воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

«ОО Физическое развитие»:

-развивать двигательную активность детей

Оборудование: национальные костюмы, «кубик путешественник», изображение земли картинки,предметы народного быта (печь, ухват, чугунок,Бумажные куклы, бумажные национальные костюмы (русские,

татарские, мордовские).

Предшествующая работа: рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами татарского, мордовского, русского народного костюма.

Методы и приемы:

- словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, совместное обсуждение, отгадывание загадок);

- наглядные (показ демонстрационных материалов);

- игровые (подвижные игры);

-практические (упражнение);

- методы контроля (наблюдение, анализ работ).

Ход НОД

Дети и педагог стоят в кругу.

Воспитатель: ребята давайте мы с вами поприветствуем друг друга

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх, помахать)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер, наклонившись)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушайте, а потом скажете, о чем оно.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о нашей Родине и народах, которые здесь живут) Правильно. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно много знать о своей Родине, любить ее и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной, прекрасной и многонациональной стране.

Сегодня мы узнаем много интересного о своей малой Родине и о народах, ее населяющих.

Скажите пожалуйста как называется наша малая Родина, в каком поселке мы живем (р. п. Сосновоборске).а как называется наша область?

Дети : Пензенская область.

В нашем районом поселке Сосновоборск проживают люди различных национальностей (Русские, татары и мордва). У каждой нации есть своя история, культура и традиции.

Ребята посмотрите,у меня есть вот такой кубик-путешественник, при помощи которого мы узнаем в прошлое какого народа мы отправимся, и я знаю волшебные слова, при помощи которых мы можем с вами оказаться в прошлом. Хотите со мной немножко по путешествовать?

Дети :да.

Воспитатель: Бросайте кубик-путешественник и он укажет в прошлое какой нации мы отправимся первой (бросают кубик)

Давайте заглянем в прошлое. Возьмите друг друга за руки, закроем глаза и произнесите волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Можем все мы помечтать.

Хочу в прошлом очутиться,

Мушкетёром стать, царицей

Лишь скажи: раз, два, три.

Быть по моему вели (звучит таинственная музыка).

В избе встречает девушка в русском народном костюме.

Воспитатель1. Здравствуйте ребята

Дети: здравствуйте.

Воспитатель: ребята посмотрите кто нас встречает? это девушка в русском народном костюме, давайте мы с вами внимательно рассмотрим ее наряд. В основу этого русского костюма входило красное платье с длинными рукавами. Оно было широким, ворот, края рукавов отделывали вышивкой. Такой комплект носили на Руси в будни и в праздники начиная с 14 века. Изготавливалось платье из холста, шелка, парчи. Мягкие плавные линии платья, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали платья вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой, В русском костюме особое внимание уделялось головному убору это были венки, ленточки, повязки, кокошник. сегодня русская красавица нам расскажет о том что занимало центральное место в русских избах в давние времена.

Воспитатель1. На Руси в давние времена в русских избах центральное место занимала печь. В каждой избе была печь. Её называли – матушка, хозяюшка, кормилица. Печь согревала дом, на лежанке печи спали.

Печь занимала большую часть дома. Клали печь из кирпича и обмазывали глиной. Как называли человека, который клал печь?

Дети: (Печник).

Воспитатель: Как вы думаете, чем печку топили? (печку топили дровами).

Воспитатель1: Печь не только обогревала жилище, но и кормила. В печи очень вкусно готовили щи, кашу, картошку. топлёное молоко, пекли хлеб, пироги. Сушили грибы, ягоды, лечебную траву.

А придут дети с улицы: замерзли, или ноги промочили, залезают сразу на печку. Печь и обогреет, и одежду, обувь высушит, и вылечит если надо.

Воспитатель: Вспомните, как люди называли свою печь?

Дети: Матушка. Кормилица. Хозяюшка.

Воспитатель: Как люди использовали печь?

Дети: сушили, спали, лечились., варили еду.

Воспитатель 1. В старинувставали рано, первым делом растапливали печь и готовили. Но в какой посуде они готовили? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый не чистюля

Где там в печке уголек

Сварит кашу. чугунок.

А из чего сделан чугунок

Дети : из чугуна

Воспитатель: значит он какой

Дети: чугунный.

Воспитатель : правильно, молодцы.

Воспитатель1: чугунок из печи доставали ухватом. Пока мы с вами разговаривали и в нашей печи в чугуне для вас приготовилось угощение (достает ухватом чугун из печи и угощает)

Воспитатель :молодцы ребята, понравился вам рассказ русской красавицы (понравился,

а нам пора отправляться дальше. Ребята бросайте кубик-путешественник. Проговариваем волшебные слова.

Встречает девушка в мордовском национальном костюме.

Воспитатель 2. Здравствуйте ребята (на мордовском языке).

Дети: здравствуйте.

Воспитатель2. Я живу в Сосновоборском районе в мордовском селе Тяшнярь. Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд (мордовский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый мордовский наряд. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. Этотуникообразная рубаха без воротника (показывает на костюме) называется панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка. которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол. Это пулай. – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорила мордовочку, сначала слышно потом видно.

Воспитатель: ребята у мордовского народа не только красивый костюм, но и очень интересные игры, и я вам предлагаю в одну из этих игр поиграть

«В курочек»

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

Воспитатель: молодцы ребята, ну а нам пора отправляться дальше, бросайте кубик- путешественник. Говорим волшебные слова.

Встречает девушка в татарском национальном костюме. (которая сидит за накрытым столом)

Воспитатель 3. Здоровается с детьми на татарском языке.

Дети:здравствуйте.

Воспитатель3:Я живу вСосновоборском районе в татарском селе Индерка, сегодня я вам хочу рассказать про татарский национальный костюм. Женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).

На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.

Воспитатель3:- В обычные дни женщины носили удобную одежду, которая не мешала им заниматься хозяйством. Такой костюм состоял из длинного платья с оборкой и передника. Голову женщины покрывали платком, завязывая его особым образом. Платье и передник, тоже были украшены вышивкой, но простыми нитками.

Воспитатель 3: у народа татарской национальности, очень богата и разнообразная национальная кухня…-Особенностью традиционного стола в татарских семьях является разнообразие мучных изделий. К тесту мы, татары, относимся очень внимательно и хорошо умеем его готовить. Много разных по вкусу и по форме изделий есть в татарской национальной кухне.

Не одна кухня у татар и ни один праздничный стол не сможет обойтись без знаменитого лакомства ч к - ч к. Не так давно этому лакомству даже посвятили отдельный конкурс - праздник.

и сегодня я для вас приготовила угощение татарской кухни чак-чак. угощайтесь ребята.

Дети: спасибо.

Воспитатель: ребята ну а нам пора возвращаться. Досвидание.

Воспитатель:. Несмотря на то что мы все такие разные, у каждого народа своя культура, традиции, язык, одежда. Но всех нас объединяет то что наша родина –Россия…

Я для вас приготовила игру которая называется «Одень куклу в национальный костюм». подойдите пожалуйста к столу, на столе разложены бумажные куклы, вам нужно выбрать по одному национальному костюму и наклеить на куклу, а потом приклеить куклы на плакат с изображением Земли.

Перед аппликацией проводиться пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Ребята наше с вами путешествие подходит к концу, что для вас сегодня было самым интересным? О чем новом вы узнали?

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию «Как ребята учили Карамельку дружить» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Как ребята учили Карамельку дружить» с детьми старшей группы Цель: создание условий, для формирования у детей представлений о дружеских взаимоотношениях, доброте, создание положительного эмоционального.

Конспект занятия по познавательному развитию «Собираем урожай» для детей старшей группы Цель: Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах. Задачи: Обучающие: - образование существительных.

Конспект занятия по познавательному развитию «Бабочки — самые красивые насекомые» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Бабочки — самые красивые насекомые» с детьми старшей группы Программные задачи: - активизировать познавательную активность детей, обогащать новыми знаниями по теме «насекомые»; - пополнять словарный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Мы разные, но мы едины»
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 14:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Мы разные, но мы едины»» (включая файлы) размещена пользователем Фадеева Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД