Наталия Жарова
Конспект занятия по познавательному развитию «Берегите лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание культуры поведения в природе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятие лес - единая система;
- повторить названия деревьев, птиц, животных;
- формировать навык связного рассказывания.
Развивающие :
- развитие воображения, эмпатии, умения находить аналогию;
- развитие навыка классификации;
- развитие внимания, мышления.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование умения работать в команде.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Методы: словесные (вопросы, наглядные, игровые и методы ТРИЗ: эмпатия, системный оператор, аналогия, эвроритм,создание проблемной ситуации.
Образовательные области: познание, коммуникация, здоровье, социализация.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я получила письмо. Давайте прочитаем его вместе. Посмотрите, что здесь написано (на листе написано SOS). В каких случаях подают этот сигнал?
Дети: Когда терпят бедствие
Воспитатель: Здесь ещё карта есть. Какие зоны видите. Видите красный значок? Что он показывает?
Дети: Здесь опасность.
Воспитатель: В какой зоне случилась беда?
Дети: Бедствие терпит лес.
Воспитатель: Давайте отправимся в спасательную экспедицию. Что надо взять с собой чтобы не заблудится?
Дети: Компас.
Воспитатель: А если нет компаса, как мы найдё м дорогу домой:
Дети: Можно оставить метки, привязать верёвочки, ленточки.
Воспитатель: На чём можно туда отправиться?
Дети: На автомобиле, вертолёте, на вездеходе, самолёте, на лодке, если рядом есть река.
Воспитатель: На чём лучше и почему?
Дети: На самолёте. Ему не нужна дорога, он может лететь в любое время.
Гимнастика для глаз
Лететь мы будем с вами необычным способом (выставляется рисунок изображающий контур самолёта). Обведите контур самолёта, начиная с зелёной точки вправо.
Мы уже на месте. Ваши глаза потренировались. Теперь вы все хорошо рассмотрите. (Демонстрируется картина "Лес после пожара").
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что здесь произошло?
Дети: Пожар.
Воспитатель: Почему это случилось?
Дети: Оставили непотушенный костёр, бросили спичку, мальчики баловались, от разбитой бутылки.
Воспитатель: Посмотрите, здесь у нас обитатели леса. Давайте послушаем, что они расскажут. (На столе карточки, перевёрнутые изображением вниз. Дети выбирают карточку и рассказывают от имени лесного жителя, что произошло).
Лес после пожара умирает. Что случится, если не будет леса?
Дети: Рассказы детей. Погибнут растения - негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие деревья перестанут выделять кислород, воздух станет неживым, трудно будет дышать.
Воспитатель: Как это исправить?
Дети: Посадить деревья, посеять траву, привезти из другого леса животных.
Воспитатель: Чтоб восстановить лес надо понять, как он устроен. Лес - это целая система. Что же сюда входит?
Дети: Деревья, кустарник, трава, ягоды, цветы, грибы. Насекомые, животные, птицы.
Воспитатель: Можно ли назвать лес домом?Почему?
Дети: У него как у дома есть этажи.
Воспитатель: Сейчас мы попробуем разобраться, что на каком этаже находится.
Дидактическая игра с мячом.
Воспитатель называет растение и бросает мяч ребёнку. Он отвечает, на каком этаже данное растение и возвращает мяч воспитателю. И т. д.
Воспитатель: Растения, все по этажам. А животные?
Дети: Каждый на своём этаже.
Воспитатель: Давайте поселим животных в лес.
Дети выставляют на фланелеграф животных по этажам, объясняя свой выбор.
Воспитатель: А есть животные которые могут жить на нескольких этажах?
Дети: Да. Например, рысь. На земле и на деревьях.
Воспитатель: Ребята, а в лесу есть подвал? Что же находится в лесном подвале?
Дети: Корни, черви, кроты.
Воспитатель: Как вы думаете, бывает лес без этажей? Когда?
Дети: Когда все деревья одинаковые.
Воспитатель: Как называется лес, где одни берёзы?
Дети: Берёзовая роща.
Воспитатель: А если в лесу одни ели?
Дети: Ельник.
Воспитатель: Почему в ельнике не любят расти берёзы?
Дети: Он очень темный.
Воспитатель: Вы знаете, растения, деревья и животные дружат между собой? Давайте поможем животным найти своих друзей.
Дидактическая игра "Экологическая связь между животными и растениями"
Дети делятся на 2 команды. Предлагаются карточки с изображением животных и растений. Дети должны подобрать пару животное-растение и объяснить свой выбор.
Дети: Зайчик - осина, Тетерев - берёза, кабан - дуб.
Воспитатель: Всё в природе всё взаимосвязано, если что то погибает, разрывается экологическая цепочка.
Давайте проверим так ли это.
Выстраивается цепочка с помощью карточек. Убирается одно звено. Насекомые - дятел - сосна - белка. Убирается дятел. Что происходит?
Дети: Насекомое губит дерево, белке негде жить, нечего есть. Дерево не очищает воздух, из за этого гибнут животные, гибнет лес.
Воспитатель: Потребуется много времени для рождения нового леса, поэтому лес надо беречь. Что значит беречь лес?
Дети: Не ломать деревья, не разорять птичьих гнёзд, не бросать мусор, не рвать цветы и траву, не шуметь.
Воспитатель: Это же самые настоящие правила поведения в лесу.
Давайте придумаем знаки напоминающие соблюдение этих правил и нарисуем их.
Дети рисуют предупреждающие знаки.
Воспитатель: Что вы поняли из нашего занятия?
Дети: Лес - система и нельзя разрывать цепочку.
Теперь нам надо вернуться и рассказать обо всем в детском саду малышам и подарить им эти знаки.