Хайбуллаева Зенуре
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники как один из методов развития памяти детей 3–5 лет дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному направлению.
Мастер-класс для родителей на тему «Использование мнемотехники как один из методов развития памяти детей 3-5 лет дошкольного возраста».
.
Цель: Ознакомление с использованием мнемотехники для развития речи детей и последующее применение мнемотаблиц в работе с детьми.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование мнемотехники как один из методов развития памяти детей 3–5 лет дошкольного возраста“» размещена в разделах
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- Мастер-классы для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
2. Познакомить и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.
3. Предложить нарисовать мнемотаблицу.
Форма проведения мастер-класса:
• с педагогами и для них без участия детей;
• лекция + практическая работа.
Оформление:
• наглядный материал по теме мастер-класса;
• работы педагога.
Материалы для работы:
• Белый лист бумаги формата А4
• Картинки на липучках
• Цветные карандаши на каждого участника
• Стихотворные тексты
Ход мастер-классса:
1. Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в работе с детьми.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Для того, чтобы ребенок лучше запоминал стихотворение, у ребенка должны быть хорошо развита память, и, соответственно, мышление и речь.
Мнемотехника— система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В настоящее время данная технология используется и в детских садах.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.
Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.
В своей работе с детьми при заучивании стихотворений, я использую следующую методику.
Методика «Запоминаем стихи, рисуя». Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
3. Практическая часть.
Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).
Пока наши родители готовят свои мнемотаблицы, расскажу, где еще и как я использую их в работе с детьми.
Например, при заучивание чистоговорок, потешек ребенок с помощью картинок сам прочитывает ее. Также можно выучить и поговорки, используя набор картинок, последовательно расположенных друг за другом (мнемодорожка, ребенок сам читает ее.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?
Подведение итога мастер-класса.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в работе с детьми. Это очень интересно и увлекательно!
Спасибо за внимание!
Интернет -ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/07/05/master-klass-mnemotablitsy
https://infourok.ru/masterklass-dlya-pedagogov-rabota-s-mnemotablicami-i-shemamimodelyami-2426389.html
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-ispolzovanie-mnemotehniki-v-rabote-pedagoga.html