Людмила Анатольевна Шушпанникова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Числовой ряд от 1–12»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «ЧИСЛОВОЙ РЯД 1 – 12»
Возраст детей: 5-6 лет.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: групповая.
Место занятия: познавательное развитие, раздел «Формирование элементарных математических представлений», подразделы «Количество и счет», «Ориентировка во времени».
Цель: установление связи между числовым рядом 1-12 и общепринятыми временными делениями (календарные месяцы, часы на циферблате).
Задачи
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста „Числовой ряд от 1–12“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Счет до 20. Цифры и числа второго десятка
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
• закрепить знания чисел 1-12 и навыки прямого и обратного счета в пределах 12;
• повторить названия календарных месяцев;
• научить соотносить последовательность месяцев в году с числами из числового ряда 1-12;
• научить определять время по стрелочным часам в пределах целого часа;
Развивающие:
• развивать внимание, память, логическое мышление;
• развивать самостоятельность при выполнении заданий;
Воспитательные:
• воспитывать прилежание и аккуратность;
• воспитывать дружеские взаимоотношения, умение сотрудничать при выполнении совместных заданий.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Раздаточные материалы: карточки с цифрами от 1 до 12, карточки с названиями месяцев, листы с заданием, простые карандаши.
Наглядные пособия:
1. Карточки с числами 1-12.
2. Карточки с названиями месяцев и времен года.
3. Демонстрационное пособие «Времена года – часы».
Игровой материал: разрезная картинка «Двенадцать месяцев».
Планируемый результат: дети закрепят знания о последовательности месяцев в году и научатся определять время по стрелочным часам в пределах целого часа с опорой на числовой ряд 1-12.
Дидактические наглядные и раздаточные материалы:
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте сделаем маленькую разминку, чтобы у нас было отличное настроение. Встаньте все рядом со своими стульчиками и повторяйте за мной все движения:
Мы сначала будем хлопать,
Раз – два – три,
А теперь мы будем топать,
Раз – два – три,
Мы тихонечко присядем,
Раз – два – три,
А потом мы быстро встанем,
Раз – два – три,
Повернемся,
Раз – два – три,
И друг-другу улыбнемся.
- Молодцы, у вас отлично получилось. Настроение хорошее? Готовы заниматься?
- Сегодня мы с вами будем повторять числа от 1 до 12. А еще мы с вами поговорим о времени, о больших и малых его частях.
2. Основная часть.
1) Повторение числового ряда и соседей чисел 1-12.
- Давайте сначала мы повторим все вместе прямой и обратный счет от 1 до 12 и обратно. Как мы выстраиваем числовой ряд? От меньшего числа к большему и слева-направо. Вы все хорошо это умеете делать.
Дети хором повторяют числовой ряд от 1 до 12 в прямом и обратном порядке.
- А сейчас для вас будет задание посложнее. Я скажу вам число, а вы назовете его соседей. Какие числа мы называем «соседями»? (правильно, те которые стоят справа и слева от числа)
Педагог называет число, а дети с места отвечают по очереди.
- Следующее задание на внимание. Сейчас я вам раздам карточки с числами. Аккуратно, не показывая соседям, посмотрите и запомните, какое число к вам попало. Я буду хлопать в ладоши, а вы внимательно слушайте и считайте, сколько хлопков я сделала. Тот, у кого карточка с тем числом, которое я прохлопала, поднимает свою карточку и называет число, а другие его проверяют. Все понятно? Начали!
2) Проводится игра на развитие слухового внимания.
- Молодцы, все хорошо справились!
3) Распределение месяцев в году по порядку.
- Вы любите сказки? Я тоже их люблю. У меня есть любимая сказка, которую вы все наверняка знаете. А что это за сказка, вы сможет отгадать, если все вместе соберете картинку, части от которой я вам сейчас раздам. Будьте внимательны и аккуратны.
Дети собирают картинку. Педагог в это время вешает на доску демонстрационное пособие «Времена года – часы».
- Картинка готова. Кто узнал, какая это сказка? (Двенадцать месяцев)
- Слушайте меня, я вам загадаю загадку.
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
- Что это? Конечно, двенадцать месяцев. Посмотрите на доску – там у нас висит календарь природы в виде круга, разбитого на времена года и месяцы. Сколько у года времен? (четыре) А сколько месяцев? (двенадцать)
4) - Давайте поиграем в игру «Двенадцать месяцев». Сейчас я вам раздам карточки с названиями месяцев. Посмотрите на свои карточки. Там написано название месяца и число. Кто мне скажет, что обозначает это число? Правильно, это порядковый номер месяца в году. Сейчас я буду называть вам время года, а вы поднимете свою карточку с месяцем, который относится к этому времени года, скажете его название и порядковый номер.
- А теперь мы с вами выстроим рядом с календарем месяцы по порядку, чтобы получилось солнышко. Я называю время года, а те ребята, у кого карточки с месяцами этого времени года, выходят ко мне, и прикрепим карточки с названиями месяцев в виде лучиков на нашем календаре.
- Молодцы, садитесь на свои места. Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось.
- А сейчас мы с вами проведем еще одну маленькую разминку.
Физкультминутка.
Проводится разминка, стихотворение (автор Л. Слуцкая) с движениями.
Дом – двенадцать этажей,
Назови жильцов скорей!
Вот на первом огоньки,
Здесь январские деньки.
На втором февраль могучий,
Снегом набивает тучи.
Выше март жильё нашёл,
Лужами залит весь пол.
Вот апрель, ему все рады,
Посадил кругом рассаду.
Май раскрыл пошире окна,
Чтоб в квартире всё просохло.
Вот июнь, июль и август,
Всем они приносят радость.
Где сентябрь, там стол богатый,
Угощайтесь все, ребята!
У окна октябрь вздыхает,
Лето с грустью вспоминает.
Вот ноябрь, пойдёмте выше,
Там у декабря под крышей
Новогодний ждёт сюрприз.
И скорей на лифте вниз!
5) Определение времени по стрелочным часам.
А сейчас послушайте еще одну загадку.
Нет ног, а хожу…
Рта нет, а скажу
Когда спать,
Когда встать,
Когда работу начинать.
Что это? (часы) На часах тоже есть число 12. А что еще есть у часов? (циферблат, две стрелки, короткая и длинная, числа от 1 до 12)
Для чего нужны часы? (определять время; знать, который час)
Сейчас мы с вами потренируемся определять время по часам.
Что обозначает длинная стрелка? (минуты) А короткая? (часы)
Я буду показывать на этих часах разное время, а вы будете его называть.
Молодцы!
3. Заключительная часть, подведение итогов.
- Мы сегодня хорошо позанимались. Что мы повторяли? (числа по порядку и соседей от 1 до 12, названия и порядковые номера месяцев в году, время на часах) Какое задание вам больше всего понравилось?
- Молодцы! Все работали, старались!
- До свидания, занятие закончено.