Чистова Наталья Александровна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе «Зачем птицам перья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей о зимующих, перелетных птицах.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о зимующих, перелетных птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.
- Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Вызвать желание заботиться о птицах, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе „Зачем птицам перья“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «зимующие птицы», «перелетные птицы», наблюдения за птицами на прогулках, дидактическая игра «Чей хвост», «Четвёртый лишний». Проведение экологической акции «Поможем птицам».
Материалы: видеопрезентация, снежный ком, ящик ощущений, шиповник, маски-шапочки птиц, картинка «Сорока», перо сороки, ленты: синяя, желтая; плакат «правила поведения при проведении опытов», веер. На каждого ребенка: 2 листа бумаги, набор перьев на подносе (маховое, покровное, пуховое, стаканчик с водой, камень, проволока, ножницы, лупа, салфетка.
Слайд 1. На мониторе – белый экран.
Дети входят в группу. Здороваются с гостями.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Слышится звук. Слайд 2. Белый экран и голос сороки.
Дети прислушиваются.
Воспитатель: Кто это? Чей это голос?
Ответы детей: голос птицы, сороки
Слайд 3. Сорока в лесу.
Воспитатель:
Да, это сорока. По лесу летает, новости распространяет!
И всю зиму она ищет друга соловья.
Ребята, как вы думаете, найдет в лесу сорока своего друга соловья? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Перелетные птицы улетели в теплые края. Но можно себе найти друзей среди зимующих птиц. Так что, сорока, не расстраивайся. Давайте лучше поиграем!
Поможем сороке узнать,
Кто в теплые края улетает,
А кто остается зимовать.
Игра «Перелетные, зимующие птицы».
Дети надевают маски-шапочки птиц. Дети старшей группы надевают приготовленные для них шапочки, дети подготовительной группы – приготовленные для них. Дети двигаются по комнате на слова «Птицы летали, крыльями махали»
На слова «Наступила зима, разлетелись кто куда».
За желтой лентой – перелетные
За синей – зимующие.
Молодцы! Сороке так понравилась ваша игра! А любимая игра сороки «В снежки». Она и нам снежный комок бросила! Поиграем с ним?
Игра «Скажи одним словом» с детьми подготовительной группы.
«Снежный ком лови, какая птица назови!»
У синицы желтая грудка ---желтогрудая
У вороны черные крылья ---чернокрылая
У снегиря красная грудка---красногрудый
У аиста длинные ноги – длинноногий
Ласточка любит тепло – теплолюбивая
У соловья звонкий голос - звонкоголосый
А что мы можем сказать про сороку? Белобокая, длиннохвостая сорока. Молодцы, ребята.
Выключить монитор. Или слайд, что улетела.
Воспитатель:
Улетела сорока, новости по лесу разносить, что весной вернуться перелетные птицы. Улетела, а пёрышко своё обронила.
Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья?
А что помогает птицам летать?
А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?
Опыт: Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.
Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.
Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.
Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо?
Садитесь за стол. Вы помните правила, которые нужно соблюдать при проведении опытов? Если кто-то забыл, обратите внимание на напоминающий плакат.
Выпрямите спины, не сутультесь, прежде чем приступить к работе поблагодарим руки и пальчики, за то, что помогают нам работать аккуратно, ловко, умело. Погладьте ладони, погладьте каждый пальчик.
Пальчиковая гимнастика.
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко,
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
Опыты с пером :
Потрогайте перо, какое оно?
Отличаются перья чем-то друг от друга? Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(схема пера)
Закрепляем, что это перо «маховое». А какие перья лежат у вас ещё?- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) - Зачем такое перо птице? - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах. А среднее перо – покровное. Ими покрыто тело птицы. А перья на хвосте называют рулевыми, они помогают поворачивать при полёте в нужную сторону.
- А как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья.
Давайте проведем эксперимент. Опускаем перо в воду.
Вода скатывается с перьев, не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
Молодцы! Нужно нам отдохнуть. Представим, что мы птицы.
Физкультминутка.
Птички прыгают, летают, «имитируют полёт»
Птички прыгают, поют. «поют»
Птички крошки собирают, «собирают»
Зернышки клюют. «клюют»
Перышки почистили, «чистят»
Клювики почистили,
Дальше полетели «улетают»
И на место сели. «садятся».
Садятся на стульчики.
А вы ходите посмотреть, как красивы птицы в полёте?
Видеоролик «Берегите птиц».
Под музыку и слайды речь воспитателя:
Птицы очень красивы и неповторимы. Они разные, но у них у всех есть перья, помогающие летать. Всё тело птицы приспособлено к полёту. У них лёгкие кости, нет тяжелых зубов, а вместо них лёгкий и прочный клюв.
Птицы распространены по всей нашей планете. Их можно увидеть на всех континентах, пустынях, горах и морских островах. Они приносят огромную пользу и природе, и человеку.
Воспитатель: Как мы можем помочь птицам? А перелётным? Ведь их не нужно подкармливать? Правильно. Беречь их. Не разорять гнёзда. Не вырубать деревья, не оставлять мусор. Молодцы. Есть такое правило, если не знаешь, чем помочь, не навреди.
Я приготовила что-то интересное для вас. Оно здесь. В этом ящике. Как вы думаете, что там может быть?
Предположения детей.
Воспитатель: Интересно, получится у нас отгадать с помощью ощущений?
Один ребенок опускает руки в ящик ощущений. Воспитатель и дети задают вопросы:
Предмет один или много? Сколько? Это твердый предмет или мягкий, он круглый? Он длинный? Как ты думаешь, что это?
Открывают ящик. В нем плоды шиповника.
Воспитатель: Что можно с ними сделать?
Ответы детей.
Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?