Нарине Могулясова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Тайны снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему : «Тайны снега и льда».
Подготовила воспитатель Могулясова Н. М.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Тайны снега и льда“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Подготовительная группа
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Темочки
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ : Продолжать формировать знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);
Ход занятия:
Здравствуйте ребята. Посмотрите на картинку «Узор на окне» (можно посмотреть в окно)
Вот к нам и пришла зима
На деревьях бахрома.
Из окна не виден двор.
Все стекло покрыл узор.
- Наступил первый месяц зимы и последний месяц года – декабрь.
Холодно, в воздухе кружатся снежинки, и несколько из них залетело к нам. Вот какие они красивые, резные.
Эти снежинки принесли нам загадки. Давайте их отгадаем.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз).
Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима).
Правильно, зима.
Ребята, скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)
День становится короче, а ночь - длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. Понижается температура воздуха. Идет снег. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.
Молодцы! А что происходит с живой природой?
В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
- Какие птицы зимой остаются в наших краях? (зимующие - воробьи, вороны, синицы,голуби)
- А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей)
Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища.
А вы любите играть зимой? А в какие игры вы играете зимой?
(играем в хоккей, катаемся на лыжах, санках, коньках, строим горку, снеговика, играем в снежки)
Физминутка «Если нравиться тебе»
(Дети подпевают и повторяют движения)
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Воспитатель: Ребята. У вас сейчас какое настроение? (Хорошее)
Тогда сейчас мы с вами станем настоящими учеными – исследователями. Зима приглашает нас в свою лабораторию, где приготовила для нас опыты, которые помогут нам узнать больше о свойствах снега и льда. (Садятся за столы)
Воспитатель: Уважаемые коллеги, скажите, снег это хорошо или плохо? (ответы детей)
(Зимние забавы, укрывает всё и согревает.
Снег холодный : нужно тепло одеваться, можно заболеть если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
Воспитатель: Когда лёд приносит пользу? (ответы детей)
(Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
Воспитатель: Почему со льдом надо обращаться осторожно? (ответы детей)
( Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками)
Воспитатель: Молодцы ребята.
ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.
Воспитатель:
- А теперь проходите на свои места. Посмотрите в стаканы, которые перед вами, что в них находится? (снег, лед)
- Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда. Что вы чувствуете? (холод) Что у вас осталось на ладошке? (вода) Какой можно сделать вывод?
Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.
- Какого цвета снег? (белый)
-А лед имеет цвет? (нет) Значит, он какой? (бесцветный)
Вывод: Снег - белого цвета, лед - бесцветный.
- Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег, какой? (Непрозрачный).
А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).
Вывод: Снег- непрозрачный, лёд - прозрачный.
-- Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Снег рыхлый).
- Про лёд мы такого сказать не можем. Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Лёд хрупкий).
Вывод: Снег - рыхлый, лед - хрупкий.
-Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.
-Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Опыт № 2. “Почему лёд не тонет?”
- А сейчас возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит со льдом? (плавает) Если лёд оставить в воде, что с ним произойдет? (растает)
Вывод: что лёд не тонет, потому что он легче воды, постепенно лед в воде растает.
Опыт № 3. “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)
Воспитатель: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда мы в морозный день идём по заснеженной улице, под нашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег скрипит.
Воспитатель: Ребята, возьмите соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите? (Ответы детей)
Воспитатель: Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Теперь вы знаете почему хрустит снег.
Воспитатель: Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.
Предлагаю поиграть. Слушайте внимательно вопрос и при ответе (нет) топните ногами, при ответе (да) хлопните руками.
- Снег при таянии превращается в воду? (да)
- Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)
- Снег бесцветный? (нет)
- Лед прозрачный? (да)
- Лед рыхлый? (нет)
- Снег белый? (да)
- Лед тяжелее воды? (Нет).
- Лед тает в воде? (Да)
- Снежинки и соль - это кристаллы? (Да).
Молодцы! А вы хотите ещё вернуться в лабораторию волшебницы зимы?
Зима приготовит нам еще много интересных и занимательных опытов.
До новых встреч в лаборатории волшебницы зимы!