Ирина Лаврентьева
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы детского сада «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы детского сада
«Волшебная соль»
ГБОУ «Школа на Яузе» корпус №5
Подготовила и провела воспитатель – Лаврентьева И. В.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская.
Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие: способствовать накоплению у детей представлений о свойствах, формах и видах соли.
Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы детского сада „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, желание экспериментировать.
Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»
• Просмотр слайдов на тему: «Где и как добывают соль»
• Проведение опыта «Выращенные кристаллы соли»
• Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус»
• Рассматривание познавательных книг.
Материал и оборудование:
Соль, лупы, 2 тазика, картошка, ложки, слайды по ознакомлению с солью;
Ход занятия:
Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Дети здороваются
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Сюрпризный момент – заходит почтальон.
- Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуйте! Ребята поздоровайтесь с почтальоном.
Почтальон: Это детский сад № 5? (да, это детский сад № 5) Это группа Алые Паруса? (все верно) Вам посылка, примите и распишитесь, пожалуйста.
Воспитатель: Спасибо вам за посылку. Ребята, посмотрите, нам принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней. Смотрите, мешочек лежит, что в нем, давайте узнаем. Возьмем мешочек, помнем в руках, пощупаем. Как вы думаете, что в них находится?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, подсказка здесь на экране. На экране изображены картинки, давайте рассмотрим их, и мы тогда узнаем, что же находится в мешочках.
— Что изображено на первой картинке? (соленая шахта) Что добывают в этой шахте? (соль) Какую соль добывают в шахте? (каменную соль) Кто работает в шахте? (шахтеры) Правильно.
Воспитатель: Что изображено на второй картинке? (кастрюля, в ней готовят еду, кладут соль) Какую мы соль употребляем? (поваренную соль) А что мы можем еще посолить? (овощи, салаты и т. д.) Молодцы!
Воспитатель: Что изображено на третьей картинке? (кристаллы) Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы видели кристаллы? (в соли, сахаре, камнях)
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, а какая еще соль бывает? (морская соль) Где добывают ее? (на море) Молодцы!
Воспитатель: Что изображено на четвертой картинке? (лось, им необходима соль)
Значит, соль необходима не только людям, но и животным. У нас много лесов, кто живет в лесу? (дикие животные) Диким животным нужна соль? (да, нужна) Кто в наших лесах выкладывает соль в кормушки? (лесник)
Воспитатель: Что изображено на пятой картинке? (соль используется в медицине) Как лечатся солью? (можно прополоскать горло, погреть пазухи носа, ушибы)
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь, как вы думаете, о чем говорится на этих картинках? (о соли) Правильно, все эти картинки говорят о соли. Значит, в мешочке что находится? (соль) Молодцы!
— Скажите мне, пожалуйста, полезна ли соль для человека? (да, полезна) Чем полезна? (используем в медицине, употреблять в небольших количествах в еде) А соль вредна нашему организму? (да, соль в больших количествах употреблять нельзя, это очень вредно для сердца)
Воспитатель: Ребята, мы сейчас узнали, что в мешочке находится соль, а вы хотите стать исследователями, поиграть с солью и узнать ее свойства? (ответы детей)
Опыт:
ОПЫТ № 1 «Из чего состоит соль»
Воспитатель: И так, начнем! Первый опыт называется «Из чего состоит соль». Ребята, у вас на столах лежат коробочки, высыпаем туда аккуратно содержимое мешочка. Мы угадали, это точно соль? (да) Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег) Потрогайте соль, какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая) А какого цвета соль? (белого) Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)
Возьмите лупы и рассмотрите, соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов) А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)
Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Соль белого цвета, соль состоит из кристаллов разной формы.
Воспитатель: Молодцы!
ОПЫТ № 2 «Тонет – не тонет»
Ребята, как вы думаете, в соленой воде тонут предметы или нет? (нет, не тонут) Хотите это проверить? (да) У нас есть два тазика, оранжевый и зеленый. В одном из тазиков вода пресная (не соленая, а в другом вода соленая. В каком тазике вода соленая, а в другом не соленая, мы сейчас с вами проверим. Сейчас мы возьмем по одной картошке и опустим аккуратно в оранжевый тазик, что произошло с картошкой? (она утонула, лежит на дне тазика) А теперь возьмите еще по одной картошке и опустите в зеленый тазик, что произошло? (картошка плавает на поверхности, она не утонула) В каком тазике вода соленая, почему? (в зеленом тазике вода соленая, потому что там картошка плавает на поверхности)
Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (в соленой воде предметы не тонут) Молодцы ребята!
Ребята, а вы любите рисовать? (да) А вы знаете, что на соли можно рисовать пальцами? Хотите, я вас научу? (да) Для этого нам нужно подойти к столам. Посмотрите, перед вами коробочки с солью, аккуратно пальчиками нарисуйте что вы сами придумаете.
Итог занятия:
Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (соли, что она сыпучая, рассыпчатая) Из чего состоит соль? (из
кристаллов) Чем мы занимались на занятии? (проводили опыты, беседовали, рисовали) Что нового вы узнали о соли? Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, молодцы.