Людмила Верченко
Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь — наш друг или враг?»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня; продолжить учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём; закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня; воспитывать уважение к труду пожарного.
Публикация «Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе „Огонь — наш друг или враг?“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, стакан с водой, огнетушитель, баночки с песком, с сахаром, краски, комнатное растение, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакат «Правила поведения при пожаре», фартук, нарукавники, шляпа.
Источник: https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv56.htm
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная.
Оборудование: иллюстрации, разрезные картинки, раскраски. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, просмотры мутфильмов, видео сюжетов о пожаре, беседы: «Почему огонь полезен и опасен», «Пожар», «Огонь не игрушки- это опасно», конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг», дидактические и подвижные игры.
Ход ООД Воспитатель : Ребята послушайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не тронь-
Искусает всю ладонь. Дети: Огонь (иллюстрация) Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим об огне. Как вы думаете, огонь – наш друг или враг? Дети : Огонь может быть и другом, и врагом.
Первый ребё нок: Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли.
Долго люди живут на планете
Пуще глаза огонь берегли.
Второй ребё нок: Ведь огонь в холода, непогоду
У костра их всегда согревал.
Он людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Третий ребё нок: Сохраняли его, как умели,
Всемогущий горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он. Воспитатель: Конечно ребята огонь в первую очередь является нашим другом. Давайте разберемся, когда огонь бывает добрым и полезным для нас? Дети : В лесу можно погреться около костра, приготовить еду и др. Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Наши давние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Жизнь древних людей во многом зависела от огня. Для того чтобы согреться в своих пещерах они разводили костер, обжигали глиняную посуду, которую потом использовали для приготовления пищи. Он помогал им в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и жилья. Но прошли годы, века, а огонь, как и в древности, согревает нас, помогает людям готовить еду – и в квартире на газовой плите, и деревенской печи, и походе на костре. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли, при помощи огня в мартеновских печах варят сталь, из которой делают трубы, станки, автомобили и самолеты. Он нужен в домах, детских садах, школах, заводах, больницах. (слайды «Огонь наш друг»).
Воспитатель: Всегда ли огонь наш друг? Дети : Нет. Дети : Огонь может быть и нашим врагом, потому - что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные, птицы. Воспитатель: Почему возникают пожары? Дети : При не правильном обращении с огнем, при несоблюдении техники безопасности и др. Воспитатель: Правильно, когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность. Вред огня зависит от человека. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда возникает беда. (картинка «Огонь наш враг»). Воспитатель: Как называется профессия людей, которые приходят на помощь во время пожаров? Дети : Пожарные. (иллюстрация) Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть пожарный? Дети : Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, добрым. Воспитатель: На чем пожарные приезжают к месту пожара? Дети: Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах. (иллюстрация) (Дети рассказывают об оснащении и отличительных признаках машин) Воспитатель: Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими огнетушителями. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены. Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить? Дети : По номеру 01,101. Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону? Ответы детей. Воспитатель: Правильно пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, номер телефона.
Физкультминутка
Мы пошли в поход с друзьями, (дети идут по кругу)
Чуть промокли и озябли (показывают, что замёрзли)
Чтобы руки нам погреть
Нам костёр надо разжечь.
Дружно мы возьмём лопатки.
Выкопаем в земле ямку, (дети показывают, как надо копать)
И уложим веточки (укладывают воображаемые веточки)
Чтоб согрелись деточки.
Дуем, дуем, разжигаем, (дуют на костёр)
Свои ручки согреваем (держат руки над костром).
Мы согрелись у костра,
Потушить его пора.
Чтоб пожар здесь не случился
Мы зальём костёр водицей (выливают воду из ведра).
Потушили всё, ура!
Нам домой теперь пора.
Поисково-исследовательская деятельность
Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».
Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с (пожаром)
(Ребёнок передаёт шар рядом стоящему).
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь - (пожар).
(Ребёнок передаёт шар рядом стоящему).
Раз, два, три, четыре
У кого пожар (в квартире?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками (играл?
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над (газом?
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг (листву?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые (предметы?
Помни каждый гражданин
Этот номер - (01).
Дым увидел – не зевай
И пожарных (вызывай!
Источник: https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv56.htm
В-ль: - Наше путешествие продолжается, садимся в машину, занимаем свои места. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория».
Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем.
Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.
В-ль: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей. Но стоило оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались во зло. И часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем. Но сначала я вам расскажу о правилах безопасного поведения в лаборатории.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (ответы детей- Огонек)
- Какой он? (ответы детей- Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание). -- --Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (ответы детей- нет).
Объясните, почему? (ответы детей - Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).
-Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй:
В-ль: Если огонь становиться опасным, как человек может с ним справиться? (ответы детей- его нужно потушить).
-Чего же боится огонь? (ответы детей- воды, песка, земли).
- А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (ответы детей - да)
Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды.
(Ребенок выполняет указания воспитателя).
- Что происходит и почему? (ответы детей- Огонь погас, потому что он боится воды)
Эксперимент третий, четвертый, пятый (аналогичные опыты проводятся с другими материалами : песком, землей, снегом.)
Эксперимент шестой:
В-ль: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой.
- Что происходит с огнем? (ответы детей -он гаснет.)
-Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
В-ль: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.
Нас ждет последняя остановка, садимся в машину. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет Аркадий Паровоз Воспитатель: А чего нельзя делать, если случился пожар? Дети : Если случился пожар нельзя оставаться в квартире, комнате, прятаться под кроватью, в шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу и т. д. Воспитатель: Кроме пламени огня очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?
Дети : Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, шарфом и т. д.
Воспитатель: Что нужно делать всем, чтобы не было пожаров?
Дети : Нужно соблюдать правила пожарной безопасности.
Воспитатель предлагает поиграть чья команда быстрее соберет картинку. Проводятся игры – эстафеты.
В конце занятия раскрасить раскраски по «правилам пожарной безопасности»
Вывод. При тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю, плотную ткань.
Кузьма: Молодцы, ребята.
Сейчас поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши или промолчать.
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
Воспитатель: Уважаемый Кузьма Петрович! А наши ребята знают правила пожарной безопасности и сейчас они тебе расскажут их.
Дети: Не имей такой привычки
В домик нос совать, где спички.
Потому, что эти спички,
Не игрушка для ребят.
Если хочешь ты гулять,
Вскачь не надо убегать,
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы сделать, дети?
Вынуть вилку из розетки.
Чтобы пальчик или гвоздь
Ты в розетку не совал.
Электричество опасно.
Это каждый должен знать
Там где краски, газ, бензин,
Быть нельзя огню вблизи,
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: “ Огнеопасно”.
Кузьма: А я вам сейчас дам задание и посмотрю, как вы справитесь с ним. Итак, разделитесь на четыре команды. Каждая команда должна будет собрать картинку из частей и сказать какое правило пожарной безопасности изображено на ней. А я посмотрю, какие вы знатоки.
(дети собирают картинки из частей и называют правило)
Молодцы, мои друзья! Но знаете ли вы что надо делать, если по какой- то причине пожар все-таки произошел?
(дети называют варианты)
Молодцы, ребята! Вы назвали все правила поведения при пожаре, одно из которых, что срочно нужно вызвать пожарных. Но умеете ли вы правильно вызвать помощь?
Воспитатель: Конечно, ребята наши все знают. Ребята, скажите по какому номеру нужно вызывать пожарных? (01)
Сам не справишься с пожаром-
Этот труд не для детей.
Не теряй минуты даром,
В “01” звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело.
А теперь мы покажем, как нужно вызывать пожарных по телефону. (дети вместе с воспитателем проигрывают ситуацию” У нас в квартире пожар”)
Кузьма: Ай- да ребята, ай-да молодцы. Вы справились со всеми моими заданиями, и я готов принять вас в отряд “ Юных пожарных”
(Кузьма награждает детей медалями” Юный пожарный”)
– А теперь мне пора возвращаться на службу. До скорой встречи.
(уходит)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня показали себя знатоками правил пожарной безопасности и я думаю, что вы всегда их будете соблюдать, чтобы с вами не приключилось беды как с мальчиком Петей. Ребята, а вы хотите, чтобы и малыши знали эти правила? Тогда в свободное время в группе или дома с родителями нарисуйте правила пожарной безопасности. А потом мы эти рисунки отнесем детям в младшую группу.
Сейчас поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши или промолчать.
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
Какой номер телефона нужно набрать в случае возникновения пожара?
Кто тушит пожары? Каким должен быть пожарный? В какую одежду одет пожарный? Чем пожарный тушит огонь? А если пожар в лесу? на железной дороге?
Огонь бывает не только злым врагом, но и добрым другом. Какие бы вы рисунки нарисовали, где бы огонь был другом?
В конце занятия закрепить с детьми по схемам правила пожарной безопасности :
не брать и не играть со спичками и зажигалками;
не влезать предметами в розетку;
не подходить к газовой плите;
не включать детям утюг и другие электроприборы;
при пожаре звонить – 01.