Светлана Билецкая
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Обучение правилам пожарной безопасности и поведению при пожаре
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
в средней группе
раздел: «Ознакомление с окружающим»
тема: «Обучение правилам пожарной безопасности и поведению при пожаре»
Воспитатель
МАДОУ «Звёздочка»
Билецкая С. Б.
г. Шахунья, 2014 год
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, Обучение правилам пожарной безопасности и поведению при пожаре» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Цель: познакомить детей с пожароопасными предметами, обучать правилам пожарной безопасности и поведению при пожаре.
Задачи:
образовательные:
• уточнить и углубить представления детей о пользе и вреде огня;
• познакомить с причинами пожаров;
• научить самостоятельно набирать номер пожарной службы;
• объяснить, что необходимо говорить при звонке в пожарную службу;
развивающие:
развивать связную речь детей, внимание, наблюдательность, активность, логическое мышление, пантомимику;
воспитательные:
воспитывать уважение к труду пожарных, самостоятельность и ответственность с опорой на имеющиеся у детей знания правил пожарной безопасности.
Тип занятия : интегрированное. Большую часть занятия занимает этап усвоения новых знаний.
Методы:
• словесные (художественное слово, беседа, объяснение, рассуждение, напоминание, указание);
• наглядные (рассматривание);
• игровые (словесная игра).
Приё мы: загадки, народные пословицы, игра «Пантомима», психогимнастика, дидактическая игра «Доскажи словечко».
Обратная связь: осуществляется через постановку вопросов.
Контроль и коррекция результатов: идут сразу же, ошибки корректируются при помощи объяснения и вопросов.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Предварительная работа:
• загадывание загадок;
• чтение художественной литературы (быль Л. Н. Толстого «Пожар», стихотворение С. Я. Маршак «Пожар», «Кошкин дом» и др.)
• рассматривание иллюстраций, плакатов, книги-раскладушки, щита (и его макета) по противопожарной безопасности;
• беседа о правилах поведения при пожаре взрослых и детей;
• экскурсия на территорию пожарной части;
• творческая работа с детьми (коллаж «Пожарные»);
• фотоотчёт;
• рекомендации родителям «Что нужно знать детям о пожаре».
Словарная работа: активизировать в речи слова: пожароопасные предметы, пословица, безопасность, польза, вред.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей с помощью наводящих вопросов (Эля Г., Матвей С.).
Материалы:
• музыка;
• наглядные пособия (плакаты, картинки, иллюстрации, фото, книга-раскраскладушка, книги, макет и пожароопасные предметы в коробках с маркировкой);
• оформление группы воздушными шарами (красного и синего цветов);
• детские телефоны;
• книжки-раскраски.
Ход занятия:
Части занятия Речь воспитателя Дидактическое обеспечение и методическое обоснование Прогнозируемый результат и возможности затруднения Примечание
Вступление Здравствуйте, уважаемые гости!
Собрались все дети в круг (встаём в круг).
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение весь день.
Психогимнастика
Худ. слово
Показ
Указание
Пояснение Дети здороваются с гостями. Приветствие гостей, пришедших на «открытое» занятие.
Основная часть
Части занятия Хорошее у вас настроение?
Поэтому мы можем куда-нибудь отправиться. Хотите?
Тогда я говорю волшебные слова,
а вы хорошенько закрывайте глаза:
Хлоп в ладоши - 1,2,
В лес попала детвора!
Представьте, что мы с вами очутились в весеннем лесу. Слышите, как птички поют? Что ещё слышите?
Рядом с лесом протекает речка.
Давайте прогуляемся. Вот берёзка, а вот осинка юная стоит. Цветочки появляются на полянке. Ой! Смотрите, кто-то мусор оставил в лесу. Хороший это поступок?
Как же мы можем помочь лесу избавиться от мусора?
Правильно, молодцы, ребята! А куда мы его денем?
Мы можем сжечь мусор и заодно погреться у костра.
Только вот можно ли разводить костры в лесу, ребята? А почему?
А на берегу реки? А почему?
Речь воспитателя
Худ. слово
Показ
Звучит музыка
Игра «Пантомима»
«Разведём костёр»
Вопросы
Рассказ
Показ
Дидактическое обеспечение и методическое обоснование Дети отвечают:
«Да!»
«Да!»
«Да!»
«Шум воды»
«Нет!»
«Мы можем собрать мусор»
«Унесём с собой»
«Нет!»
«Можно!»
Прогнозируемый результат и возможности затруднения Коррекция ответов детей
Примечание
Пойдём, на берегу костёр разведём. Но только «…помните о том, что нельзя шутить с огнём!» (Это правило одно) «Детям спички - не игрушка!» (Это правило другое) «Спички не тронь, в спичках – огонь!» (Так гласит народная пословица.)
Я - взрослая, значит, мне можно брать спички?
Поджигаю костёр. Стало сразу так тепло. Вот погрели правый бочок, потом левый бочок. Стало нам совсем тепло, мы согрелись хорошо. Что же сделать нам с костром, если он больше не понадобиться? Чем можно затушить костёр? Какими средствами? Песком обсыпаем края костра, подбираясь к его середине. Костёр погас. Вы молодцы! Ручки отряхиваем, пыль с рук сдуваем. Закрываем глаза, говорю волшебные слова:
Хлоп в ладоши 1,2,
В садик нам идти пора!
Вспомним наше правило :
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре, смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
Загадка, которую вы услышите, поможет понять, о чём мы сейчас будем говорить.
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен! (Правильно, молодцы, догадались)
А вы слышали пословицу: «Человек без огня не живёт ни дня»?
Ребята, как современные люди получают огонь? С помощью чего? Для чего нужен огонь? Людям, каких профессий нужен огонь? (Сварщику, мастеру отопительной системы и др.)
А вы знаете, как люди добывали огонь в древние времена, если у них не было ни спичек, ни зажигалок?
Они добывали огонь разными способами: высекание, трение, сверление.
Вот ещё пословица: «Огонь – друг и враг человека»
Если огонь нужен человеку, значит, приносит пользу, поэтому его называют другом.
А может ли огонь стать врагом? В каком случае огонь считают врагом?
Много предметов нас окружают, есть такие, что и пожар вызывают. Эти предметы очень опасны.
Найти их со мной, ребята, согласны?
Тогда слушайте внимательно загадки:
1)В маленькой коробочке сестрички-невелички лежат, молчат, чиркнешь, горят.
2)То назад, то вперёд ходит, бродит пароход,
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать.
Спички, утюг и др. предметы, в которых живёт огонь – это какие предметы?
Встали прямо, повернулись и друг другу улыбнулись!
Поиграем в игру «Скажи рифму»? Садитесь, ребята.
3)Он на кухне начальник, воду вскипятит нам….
4)1,2,3,4,у кого пожар в?
5)Многим детям так и не ясно, что трогать плиту о….
6)Победит огонь коварный тот, кого зовут….
7)Где с огнём беспечны люди, там взовьётся в небе шар, там всегда грозить нам будет злой….
8)Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг. Не смотри, не жди, не стой, а скорей залей….
А чем ещё можно затушить небольшое возгорание?
(Песком, плотной тканью)
На металлическом подносе: 1 тарелка с горящей бумагой, которую заливаем водой из детской лейки, 2 - с горящей бенгальской свечой, которую накрываем плотной тканью, 3 – с горящей восковой свечой, задуваем вместе с детьми и 4 – с горящей бумагой, посыпаем песком. Огонь, как и человек, не может существовать без воздуха. Это свойство соблюдалось во всех способах борьбы с возгоранием.
Ребята, а кто помнит правила поведения при пожаре?
Если не смогли потушить огонь самостоятельно, то нужно: 1. Убегать из квартиры.
2. Сообщить соседям о пожаре и попросить их вызвать пожарных по № 01или № 112
А если квартиру покинуть невозможно. То выбегай на балкон и зови на помощь людей.
Знает каждый гражданин этот №01,
Позвони скорей туда, а если нет у тебя телефона,
Позови людей с балкона
3. Что по телефону нужно сообщить, когда будете звонить? (свою фамилию, имя, точный домашний адрес). (Матвей, Даша) возьми телефон и позвони в пожарную службу «понарошку».
Ребята, сейчас такая игра. Я буду задавать вопросы, а если вы согласны, отвечайте: «Это я, это я! и прыгайте высоко. А если не согласны, то вы приседаете.
1)Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
2)Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим!»
3)Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
4)Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
5)А теперь признайтесь в том, кто из вас шалит с огнём? Худ. слово
Объяснение
Вопросы
Худ. слово
Показ
Напоминание
Худ. слово
Показ
Худ. слово
Объяснение
Вопросы
Рассказ
Показ
Худ. слово
Объяснение
Вопрос
Худ. слово
Вопрос
Рассматривание
Указание
Психогимнастика
Дид. игра
Рассматривание
Вопрос
Напоминание
Рассматривание
Опыт
Показ
Объяснение
Вопрос
Худ. слово
Дид. игра «Набери пожарных номер»
Пояснение
Физкультминутка
Игровая ситуация
Упражнение
«Да!»
«Потушить!»
«Водой, песком»
Дети говорят хором правило.
«Огонь!»
«Нет»
«С помощью спичек, зажигалки»
«Чтобы готовить еду, чтобы было тепло в доме»
«Повару»
«Может»
«Если будет пожар»
«Да!»
1) «Спички»
2) «Утюг»
«Пожароопасные»
«Да!»
3) «Чайник»
4) «Квартире»
5) «Опасно»
6) «Пожарный»
7) «Пожар»
8) «Водой»
«Песком»
Ответы детей
1…
2…
3…
Дети берут телефоны, звонят пожарным
1) «Это я!», прыгают
2) «Это я!», прыгают
3)Присели
4) «Это я!», прыгают
5)Присели Правило-1
Правило-2
Пословица
Подвести детей к стульям
Показать картинку
Показ способов добычи огня
Показ предмета
Показ предмета
Показ предмета
Показ картинки
Показ картинки
Показ картинки
Показ воздушных шаров красного цвета
Показ воздушных шаров синего цвета
Показ макета
Поочерёдно зажечь и погасить предметы
Части занятия Речь воспитателя Дидактическое обеспечение и методическое обоснование Прогнозируемый результат и возможности затруднения Примечание
Заключительная часть Ребята, давайте сейчас подведём итог.
1)Когда огонь бывает добрым (полезен, а когда – злой (вреден?
2)Какие причины возникновения пожара вы знаете? (Природные явления (молния, тоже могут быть причиной возгорания.)
3)Какой номер телефона необходимо набрать при пожаре?
4)Что нужно говорить при звонке в пожарную службу?
5) От кого зависит, насколько быстро будет ликвидирован (устранён) пожар? Правильно, от пожарных.
Какими качествами они должны обладать?
Только ли от пожарных зависит безопасность? От того, кто быстро и точно сообщит о пожаре в пожарную часть. Значит и мы с вами должны быть такими смелыми, сильными, здоровыми и обязательно знать свой домашний адрес.
Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо занимались!
А на следующем занятии мы поговорим с вами о встрече с незнакомыми людьми на улице.
Спасибо, уважаемые гости за внимание. Вопросы
Беседа 1)«Добрый, когда мы готовим еду, греемся у костра, а злой, когда случается пожар.»
2)«Неправильное обращение с огнём, с пожароопасными предметами»
3)«01,112»
4)«Фамилию, имя, адрес»
5)«От пожарных»
«Сильными. смелыми, отважными, здоровыми»
«От нас»
«Да!»
Дети прощаются с гостями.
Вручить подарок
(пожарную машину)
Поблагодарить всех гостей за внимание