Иванова Фарида Фануровна
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Легенда о юном барабанщике»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
- продолжить знакомство детей с произведениями художественной литературы о защитниках Отечества;
- развивать способность слушать произведение, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий.
-формировать потребность детей в получении исторических знаний;
- уточнить знания детей о празднике День Победы. Объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день. Дать детям знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети.
-формировать связную речь;
-развивать эмоциональность речи;
- Обогащать словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Легенда о юном барабанщике“» размещена в разделах
- Барабан. Все о барабанах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
-воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, желание сопереживать героям той страшной войны, чувства уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Ход занятия:
Дети под песню «День Победы» входят в группу.
I. Организационный момент
В. Ребята, мы с вами знаем, что скоро вся наша страна будет отмечать великий праздник, который мы будем праздновать – 9 мая. Мы о нем с вами говорили. Скажите, как он называется?
+ День Победы.
В. : Верно, а как вы думаете, почему он так называется «День Победа»?
+ Потому что в этот день наши, русские солдаты одержали победу над фашистами.
В. : Правильно. Когда-то давным давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, на нашу страну напали злые враги – немецко-фашисткие захватчики. Их главный предводитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил её танками, самолетами, пулеметами и напал на нашу страну. Так началась Великая Отечественная война. А кто мне скажет, почему эту войну так называют?
+ Потому что весь народ, от мала до велика, встал на защиту своей Родины.
В. : Ребята, а кого мы поздравляем в этот день?
+ Ветеранов.
В. : А кто такие ветераны?
+ Это бывшие солдаты и офицеры, которые воевали, а также люди, которые работали в тылу – на заводах, строили танки, самолеты, делали оружие.
В. : Правильно, большое спасибо, хочется сказать всем ветеранам за эту победу.
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!
II. Основная часть
1) Чтение стихотворения.
В. : Да много лет прошло с той войны, но люди помнят героев, отстоявших мир на земле.
Война ещё исчезнуть, не готова.
Те годы – миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Когда гулять, на майские, пойдем,
Веселые, довольные вполне,
Давайте скажем что-то о Победе
И вспомним, хоть немного, о войне.
Петр Давыдов
2) Чтение легенды.
В. : И сегодня, на занятии, мы с вами познакомимся с одной из этих военных легенд, а поможет нам в этом вот эта книга. Легенда о юном барабанщике. Слушайте внимательно
(Открывается книга)
В. : Это случилось незадолго до конца войны. Наши войска наступали и гнали фашистов с Русской земли. В одном партизанском отряде, служил мальчик Ваня. В начале войны он потерял своих родителей и прибился к одному партизанскому отряду, да так и остался там.
В, : Ребята, скажите, кто такие партизаны?
+ Это люди, которые жили и боролись с врагом в тех местах, которые уже были захвачены немцами.
В. : Правильно. И чаще всего партизанские отряды находились в лесах.
В, : Вернемся к нашей легенде. Конечно, мальчик не был разведчиком или снайпером, для этого он был слишком мал. Ваня помогал повару. С походной кухней они везде следовали за солдатами - партизанами. Ведь чтобы хорошо воевать, боец должен быть сытым. (во время рассказывания тихо с нарастанием включается звуки боя) В свободное время Ваня играл на старом походном барабане, который ему подарил сам командир отряда. Мальчик мечтал, что, когда кончится война, он вернется в свой родной город, опять будет учиться в школе и станет барабанщиком. Кошевар – повар готовил обед, а Ваня помогал, прислушиваясь к шуму боя, который шел за рекой.
В. : Ребята, прислушайтесь…. Что же слышал Ваня?
(включение аудиозаписи «Шум боя»)
+ Он слышал, как гремят наши орудия и летят самолеты….
В. : Правильно. Нашим солдатам помогла победить военная техника, которой у нас было очень много. Давайте посмотрим и покажем некоторые виды военной техники, с помощью которой солдаты защищали нашу Родину.
3) Фонопедические упражнения «Наше оружие» на стихи А. Усачева.
(показ иллюстраций военной техники)
1. «Катюша». Произносить на выдохе «Ж-ж-ж…»
У «Катюши» норов крут:
Грохот, пламя, дым, салют…
А от голоса «Катюши»
Аж закладывает уши.
2. «Пулемет» Произносить «Д-д-дд!» (отрывисто, показывают руками.
Если враг пошел в атаку,
Пулемет встала на пути:
Мимо вражескому танку
Ни проехать, ни пройти!
3. «Штурмовик». Делать глиссандо на звук [у] с самого высокого регистра до самого низкого, показывая направление мелодии движением руки.
Это вид штурмовика:
А штурмует он врага.
Тучи расступаются,
Немцы разбегаются!
4. «Бомбардировщик». Произносить звук [р] на выдохе, ощущая вибрацию и сжимая пальцы в кулаки.
Загудел бомбардировщик.
Стихло птичье пенье в рощах…
Бойся враг! К тебе летит
Русский летчик…
В. : Молодцы. Скажите, а какую военную технику можно было увидеть во время Великой Отечественной войны?
+ Танки, минометов, торпедные катера, подводные лодки, и т. д.
(страница книги перелистывается)
(Включается запись песни «Соловьи» А. Фатьянова)
4) Словесное рисование. Релаксация.
В. : Давайте посмотрим, что же дальше произошло с Ваней. Так шло время, советские войска освободили город, в котором жил до войны Ваня. А партизанский отряд остановился на привал как раз рядом с городом.
В. : Только-только закончился тяжелый бой. Ребята, давайте сядем свободнее, расслабимся, закроем глаза и представим себе, что мы с вами эти самые солдаты – партизаны, закончился тяжелый бой. И мы с вами присели отдохнуть, расслабились наши руки, плечи. Партизаны расселись на поляне перед лесом и каждый занялся каким-то делом. Тихо после боя. Рядом с походной кухней несколько партизан едят кашу. Рядом кто-то читает письма из дома и показывает товарищам фотографии своих близких. А под деревом молодой партизан пишет письмо своей матери, которую не видел с начала войны. Тихо после боя. Слышно, как птицы поют, весну славят
(Слышны голоса птиц)
В. : Отдыхают бойцы после сражения.
Пришла и к нам на фронт весна.
Солдатам стало не до сна,
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
А. Фатьянов
В. : А сейчас нам пора вернуться и посмотреть, что же произошло дальше. Ваня узнал родные места, и ему захотелось сходить в родной город и навестить своих родных и друзей. Попросил Ваня об этом командира партизанского отряда. Он, разрешил, но попросил утром вернуться. Завтра снова бой. Идет Ваня через лес, торопится, через плечо на ремне несет свой барабан, с которым никогда не расстается.
В. : Ребята, давайте покажем, как шел Ваня, ведь путь был не близкий.
5) Двигательное упражнение «Фронт налево, фронт направо.»
(дети встают, выполняют маршевые движения и проговаривают слова)
Фронт налево, фронт направо.
Бой идет святой и правый,
Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы, -
Ради жизни на земле.
В. : Пришел Ваня в свой родной город, встретился с родными. Стали разговаривать о житье-бытье. Мальчишки – друзья его рассказали, как они работают на заводе, делают пушки и снаряды для фронта. Ваня, ответил, что это правильно, ведь те, кто работал на заводах и фабриках, делая пушки, снаряды, самолеты и танки, также приближали победу, как и солдаты на фронтах.
В. : Ребята, давайте возьмём в руки молоточки и покажем, как друзья Вани делали снаряды.
6) Ритмическая игра «Молоточки»
На заводе слышен стук:
Молоточки – тук, тук, тук.
Каждый что-то мастерит
Для победы он стучит.
(дети отстукивают ритм стихотворения молоточками).
В. : За разговорами ночь прошла незаметно. На рассвете Ваня поспешил обратно в отряд. Идет и слушает, как просыпаются и начинают петь птицы, встречая новый день.
(звучит мелодия песни «Соловьи»)
Соловьи, соловьи,
Не тревожьте солдат.
Пусть солдаты
Немного поспят.
7) Пантомимический этюд «Тревога»
В. : Так Ваня шел через лес и прислушивался. Вдруг он услышал странные звуки. Ребята, давайте представим, как это может быть, каким по вашему было выражение лица Вани, когда он прислушивался в лесу. (дети мимикой передают эмоции).
В. : Скажите, какие чувства испытывал Ваня в ту минуту?
+ Он переживал, тревожился, насторожился.
В. : Да, правильно. Ваня насторожился и спрятался за кусты. Тут мальчик увидел, что это фашисты тихо окружают его партизанский отряд, чтобы напасть внезапно, пока все спят. Что делать? Незаметно добежать невозможно. Значит, надо поднять тревогу. Тогда Ваня взял свой барабан и громко заиграл.
8) Речевая игра «Барабан»
(дети встают, один мальчик с барабаном становится впереди и отбивает ритм стихотворения, которой читают все дети)
Бара – бара – барам!
Громкий, смелый барабан!
По тревоге встань солдат –
Окружает тебя враг!
Вместе победим врага,
Барабанщику «Ура!»
(дети садятся)
В. : Наши бойцы поднялись по тревоге и дали отпор наступающим фашистам. Враги увидели, что у них не получилось напасть внезапно, и в страхе бежали.
В. : А что же Ваня? Когда он бил в свой барабан, фашисты сразу его обнаружили и расстреляли. Храбрый мальчик погиб, но спас своих боевых товарищей. Он отдал свою жизнь за своих друзей, за Родину.
9) Анализ текста
В. : Ребята, скажите, как можно назвать поступок Вани?
+ Подвиг.
В. : А что такое подвиг?
+ Это смелый, отважный, хороший поступок.
В. : А как называют людей, совершивших подвиг?
+ Героями.
В. : Значит, что можно сказать про барабанщика Ваню?
+ Что он герой.
В. : Да, вы правы, барабанщик Ваня совершил героический поступок, он погиб защищая свою родину и товарищей. Он погиб, как многие из героев той войны, но мы с вами должны всегда помнить о них, о их подвигах. В нашей стране, в каждом городе есть памятники и мемориалы всем солдатам невернувшимся с войны. Давайте почтим их память минутой Молчания. У памятника с Вечным огнем
10) Минута Молчания.
(видео запись «У Вечного огня», воспитатель читает стихотворение)
У Кремлевской стены,
Где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят
Там пылает огонь,
И в земле рядом спит
Вечным сном Неизвестный солдат.
Мы приходим к тебе
И приносим цветы,
Скромный дар от российских ребят,
Мы клянемся тебе –
Край родной так любить,
Как любил Неизвестный солдат.
III. Итог.
В. : Ребята, скажите с какой легендой мы с вами познакомились?
+ С легендой о юном барабанщике.
В. : Кто главный герой этого произведения?
+ Барабанщик Ваня.
В. : Какой подвиг совершил Ваня?
+ Он предупредил своих товарищей из партизанского отряда об окружении немцев.
В. : Каким был Ваня?
+ Смелым, отважным, бесстрашным, мужественным, храбрым, любящим свою Родину.
В. : Ребята, а вы хотели бы быть похожими на Ваню?
+ Да.
В. : А что мы должны для этого делать?
+ Любить своих близких, друзей, уважать старших, беречь и охранять свою Родину.
В. : Правильно. А Родина для вас начинается с вашей семьи, с дома, в котором вы живете, с ваших друзей и, конечно же, с детского сада.
Использованная литература :
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С
2. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. — М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
3. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М, : ТЦ Сфера, 2006. – 172 с.
4. Дошкольникам о защитниках отечества /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М, : Творческий центр, 2006. – 191 с.
5. Патриотическое воспитение дошкольников / Н. В. Алешина. М. : УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2008, - 237 с.