Симонова Алла Геннадьевна
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у королевы Природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-познакомить детей с правилами поведения в природе при взаимодействии с различными видами мусора;
- развивать умение отличать мусор, легко разлагающийся в природе, от мусора, который не разлагается и загрязняет природу;
- развивать навыки практического взаимодействия с мусором: умение очищать воду, почву от мусора, уменьшать объемы мусора в быту;
- воспитывать желание общаться с природой, не загрязнять её, руководствуясь во время общения специально предусмотренными для этого правилами.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста „В гостях у королевы Природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словарная работа: напомнить значение слова: загрязнять, мусор, почвенные животные.
Оборудование:
1. Костюм королевы природы.
2. Книга "Золотые правила Королевства Природы", которая включает в себя карточки с правилами.
3. Различные виды мусора: пластиковый, бумажный, природный мусор, пищевые отходы и др.
4. Макет «Полянка».
5. Две банки с водой. В 1 -чистая вода. 2- загрязненная различным мусором.
6. Для игры "Отчисти воду от мусора" : 2 таза с водой, в которой находятся камушки, ракушки и различный мусор, 2 пустых таза, 2 сачка.
7. Для игры " Отчистим поляну от мусора" : ткань, имитирующая лесную поляну, 2 мусорных мешка, различные виды мусора.
8. Для игры "Уменьшим объем мусора " : 2 больших мешка с бытовым мусором и 2 маленьких пакета.
Предварительная работа: Изготовление с детьми макета «Полянка» : в поддон с почвой, дети сеют семена растений. На поверхности почвы после посева раскладывают различные виды бытового мусора, для наблюдения за тем, как это влияет на рост растений.
Ход занятия
Воспитатель в образе королевы Природы здоровается с детьми и спрашивает у них, любят ли они путешествовать в сказке. Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости ко мне в Королевство Природы. В этом королевстве, как и в любом другом, есть свои правила, которые никто не должен нарушать. У меня в руках «Свод золотых правил королевы Природы (показывает). Открывает папку: " А где же мои золотые правила? Они пропали. Ребята, вы мне поможете их отыскать?"
Дети обещают помочь королеве Природы.
Воспитатель: Тогда отправляемся в сказку! (рассказывает).
«Однажды, в один прекрасный, солнечный день зайчата пришли на берег реки поиграть и увидели ужасную картину. На берегу повсюду валялся мусор. «Непорядок, как некрасиво», - подумали зайчата. Мусор надо убрать! Собрали зайчата весь мусор и выбросили в реку. Мусор утонул, круги разошлись по воде, полянка и берег у реки опять стали чистыми. Зайчики запрыгали от радости, как красиво стало вокруг!" Вдруг они услышали тихий голос: «Помогите, помогите… Это просили о помощи жители реки».
- Ребята, как выдумаете, что случилось, почему жители реки стали просить о помощи, правильно ли поступили зайчики? (Дети высказывают свои мнения).
Воспитатель: Ребята, пойдемте, я покажу вам, что происходит с водой, если в нее бросать мусор!
(показывает 2 банки с водой 1- чистая вода, 2 - грязная с мусором)
Воспитатель: Ребята, что происходит с мусором в воде? Какая стала вода? Могут ли в такой воде жить рыбы и другие животные водоема? А водоросли могут жить в такой воде? (Дети отвечают).
Воспитатель берет фонарик и показывает, как пропускает свет грязная вода с мусором, и как проходит свет через чистую воду.
Воспитатель: Ребята, а чего не хватает растениям в грязной воде? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь понюхайте, как пахнет вода, в которой находился мусор? (Ответы детей).
Воспитатель: А вы хотели бы искупаться в такой воде? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, если вы увидели мусор в воде? (Ответы детей).
Воспитатель: В моем королевстве есть 2 водоема они очень грязные. Что же можно сделать? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Очистим воду от мусора».
Королева Природы предлагает разбиться на 2 команды и очистить от мусора воду. Вылавливая мусор сачком, необходимо быть внимательным и оставлять в воде то, что не является мусором (камни, ракушки, водоросли). После игры предлагают похлопать выигравшей команде. Королева достает 1 правило :
«Если чистый водоём - хорошо купаться в нём. Воду вы не загрязняйте, в неё мусор не бросайте!»
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете это правило? (Ответы детей) Королева Природы кладет карточку с правилом в папку. А сейчас мы с вами немножко отдохнём и поиграем с зайчиками (физминутка) :
Скачут, скачут в лесочке
Зайцы - серые клубочки.
Прыг - скок. Прыг- скок,
Стал зайчонок на пенёк.
Всех построил по порядку
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали,
Все за ушком почесали.
На четыре, потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Пошагали как отряд.
Воспитатель: Ребята, а чем питаются зайцы? (Ответы детей).
Сейчас мы с вами пойдем на полянку, где растёт много травы. Почему трава такая желтая, низкая, чего ей не хватает? (Ответы детей)
Королева Природы достает второе правило:
«Мусор на поляне траве расти мешает, из-за него растениям света не хватает. Люди, мусор не бросайте, жизнь растений уважайте!»
Как вы понимаете это правило? (Ответы детей)
- Ребята, сейчас я хочу вас пригласить на свою любимую полянку. (На модели «Лесной поляны» разбросан мусор - пищевые отходы, металлические банки, пластиковые бутылки, бумага).
- Что случилось с моей любимой поляной? Кто же столько мусора набросал? А давайте, ребята, очистим поляну от мусора. Но перед тем как убрать мусор, необходимо запомнить еще одно правило моего королевства.
«Мусор руками не следует брать, нужно перчатки всегда надевать! А если перчаток с собою нет, наденьте на руку целлофановый пакет!»
- Как вы понимаете это правило? (Ответы детей)
Воспитатель: Раздает детям перчатки и пакеты и предлагает поиграть в игру «Очистим поляну от мусора». Выигрывает команда, которая собрала только не пищевой мусор.
- А что же делать с остальным мусором? (Ответы детей)
Дети закапывают пищевой мусор и под деревом находим еще два правила:
«Мусор на поверхности не оставляйте, все что может сгнить - в землю закопайте».
«Мусор не бросайте на землю просто так - есть всегда для мусора специальный бак».
- Как вы понимаете эти правила? (Ответы детей)
- Ребята, запомните эти правила. Уходя. Надо забирать с собой мусор и выбрасывать его в мусорный бак.
- А сейчас мы поиграем, а заодно и проверить, как вы запомнили, какой мусор не навредит природе. Что можно закапать в землю, а что унести с собой.
- Я буду называть разные предметы, и если они не опасны для природы - вы хлопайте в ладоши. А если опасны - вы топайте ногами.
- Ребята, но ведь с мусором мы встречаемся не только на природе. Каждый день. Дома у всех образуется «гора мусора», и он порой занимает много места. Как же сделать так, чтобы мусор занимал меньше места? Что сделать с ним? (Ответы детей)
Игра «Уменьши объем мусора»
(Детям выдают большие пакеты с мусором. Они должны уменьшить его объем, сложив упаковки особым образом, либо разорвав его на кусочки или измельчить). Перед началом игры, из пакета с мусором Королева Природы, достает правило и просит его запомнить:
«Мусор целым не бросайте, его объемы уменьшайте, если можно - измельчайте!»
После окончания игры Королева, благодарит детей за помощь и дарит им подарки, просит запомнить «Свод золотых правил Королевства Природы» и всегда соблюдать их.