Ирина Фирсова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы «Народная игрушка матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
-познакомить детей с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства;
-расширять словарный запас;
-развивать интерес к народным игрушкам;
-развивать творчество, воображение;
-интегрировать декоративное оформление плоскостных заготовок (матрешек, украшать элементами декоративной росписи;
-обратить внимание на зависимость узора от формы матрешки;
-воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству;
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы „Народная игрушка матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе;
-воспитывать патриотизм к нашей родине.
Материал и оборудование:
-разные виды матрешек;
-плоскостное изображение матрешки;
-кисти, краски;
-таблицы с элементами дымковской,вятской росписи и характерными цветосочетаниями;
-магнитофон,музыка («Матрешки» сл. В. Семерина муз. Т. Варовиной, русские народные песни про матрешек).
Содержание деятельности:
Дети сидят на ковре. Воспитатель с матрешкой в руках читает стихотворение.
Под ярким сарафаном.
И вся семья в матрешке
Как в доме деревянном.
Открой- увидишь чудо:
Матрешенька- детеныш
А там еще! Откуда?
Ф там опять…Найденыш!
Ай да кукла,
Ай да малышка.
Неслыханное чудо,
Невиданное диво.
-А вы, ребята, знаете, как такую куклу зовут?
(ответы детей)
-Кто же матрешку такую придумал? Кто из вас дети знает?
(ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение:
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне: 100 лет
Вместе с ванькой- встанькой как живая.
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемности и страсти.
Истинную русскую красу.
На щеках навел ее румянец,
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
-Ну, иди, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере- творце.
-Веселая игрушка- расписная матрешка- родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика- мудреца Даруму. Это была игрушка- неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Дарму, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычайная. с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла по меньше. а в той еще поменьше. и еще, и еще.
(воспитатель показывает матрешку)
-Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем. как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.
-Так родилась матрешка- разъемная деревянная кукла
-Как вы думаете, из чего сделана матрешка?
(варианты ответов детей)
-Самый походящий материал для изготовления матрешки- сухая липа или береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти- двенадцати куколок.
-Кто расписывал эти игрушки? Какие цвета использовали художники?
-Раньше, ребята, это была работа крестьян, которые продавали эти игрушки и покупали себе еду и одежду. В работе учувствовали все члены семьи- хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их красками, а затем продавали на ярмарках, базарах.
(воспитатель показывает детям матрешки различных видов)
-Самые известные матрешки изготавливаются в гордых Семеново. Вятском и Загорске.
-Наша русская матрешка является для иностранцев символом России. Поэтому, когда люди приезжают в Россию в гости, они покупают этот сувенир.
-Давайте и мы свами сегодня украсим наши матрешки, чтобы подарить их своим друзьям и близким.
(звучит русская народная мелодия)
Дети садятся за столы и начинают украшать плоскостное изображение матрешки под музыку. Когда ребята закончат роспись своих матрешек воспитатель им предлагает потанцевать под песню «Матрешки».
Использованная литература:
В. Н. Косарева «Народная культура и традиции»,
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».