Полищук Оксана
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Удивительные узоры Камчатки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 комбинированного вида»
по художественно – эстетическому развитию
в подготовительной группе
«Удивительные узоры Камчатки»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Полищук Оксана Владимировна
г. Петропавловск – Камчатский
2022г
Методическая основа: объяснительно-иллюстративный метод.
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „Удивительные узоры Камчатки“» размещена в разделах
Цель: Сформировать знания об орнаменте корякского народа.
Задачи:
Познавательная. Обзорно познакомить детей с особенностями украшения в одежде народов Камчатки, мифологией и музыкой, которая является частью их жизни, и обеспечивает целостное явление духовной культуры. Формировать умения самостоятельно планировать композицию изделия, использовать рациональные приемы.
Воспитательная. Воспитать толерантность к народам, проживающим рядом, и уважение к мировым культурным ценностям, творчеству народов Камчатки.
Материалы и оборудования: иллюстрации с изображением одежды коренного населения Камчатки, образцы узоров, карточки – мнемотаблицы, предметы для аппликации, мольберт, компьютер.
Структура занятия :
1 раздел – введение в атмосферу занятия, выявление имеющихся знаний по новой рассматриваемой теме с помощью мнемотаблицы.
2 раздел –рассматривание национальной одежды корякского народа. Функция раздела – формирование новых знаний.
3 раздел -практическое применение полученных знаний об узорах.
(Звучит музыка коренного населения Камчатки. Дети заходят в группу)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет интересное занятие. Вовремя нашего занятия с вами познакомлюсь.
(Подвожу детей к мольберту на котором развешены мнемо - карточки). С помощью этих карточек узнаем, что у нас сегодня за занятие.
(рассматривают карточки с изображениями о данном мероприятии).
Воспитатель: (подвожу детей к иллюстрациям с изображением одежды коренного населения Камчатки, рассматриваем).
Камчатка – это край, который населяют различные народы, каждый народ, имеет свою самобытную культуру. Как только человек научился шить одежду, он начал ее украшать. Так родилось неповторимое самобытное искусство. Украшение одежды было присуще всем народам во все времена и служило оберегом от недобрых сил. А нам предстоит сегодня узнать о искусстве корякского народа.
Воспитатель - Как называется одежда коряков? Что вы можете сказать, глядя на эту одежду? (ответы детей)
Воспитатель -Чем украшена одежда? (Орнаментом). Покажите. Где расположен орнамент на одежде? Что такое орнамент? Орнамент - это узор, состоящий из повторяющихся элементов, и предназначен для украшения различных изделий. Какой это орнамент? (Геометрический). Почему?
(Состоит из геометрических фигур).
Назовите эти фигуры. (Треугольники, квадраты, ромбы, прямоугольники). У всех народов разный орнамент и разное значение. Сегодня мы узнаем, что обозначают эти геометрические фигуры, послушав легенду.
(воспитатель рассказывает легенду о Кутхе, сопровождая показом презентации)
В прежней жизни народы Камчатки называли себя детьми Ворона Кутха. Пролетая над водной гладью, приказал Кутх сыну своему стать землёю. Там, где проходил он, образовались горы высокие. В каждой долине Ворон-бог реку положил, и в ручьях, развёл кижуча да чавычу. И людей сотворил Кутх, чтоб в согласии с природой жили. Посмотрел Кутха на то, что сотворил и был очень доволен. Но посещала его грусть, что не может он все, что его окружает уместить на своей одежде. Однажды Кутха взял удочки и пошел к морю за рыбой. Пришел к морю, принялся удить рыбу. И попался ему мудрый Лосось. Стал молить его Лосось:
- Отпусти меня, Кутх! Исполню твое любое желание!
Подумал Кутх и говорит:
- Посмотри вокруг! Какую красоту я создал! Хочу, чтобы это все всегда было со мной.
Лосось: Что ж. Хорошо, пусть будет так.
Кутх: Хочу, чтобы эти непреступные горы были со мной!
Лосось: Возьми эти горы. (Рассматривают узор).
Кутх: Посмотри на эти реки! Хочу, чтобы и они были со мной!
Лосось: На тебе реки. (рассматривают узор).
Кутх: Посмотри на небо! Видишь какое оно красивое? Его тоже создал я, как бы мне хотелось его иметь на своей одежде!
Лосось: Возьми и его (рассматривают узор).
Кутх: Взгляни, видишь, вдалеке моя юрта, а рядом пасутся олени.
Лосось: Вот тебе и этот узор (рассматривают узор).
Кутх: Как стала красива моя кухлянка! Все есть на ней и все мне по сердцу! Спасибо тебе мудрый Лосось.
Рассказчик: Поблагодарил Кутх мудрого Лосося, да и отпустил обратно в море. Так на кухлянке и появились узоры. До сих пор их народы Камчатки вышивают на своей одежде.
Воспитатель: Вот такая легенда существует про корякский орнамент, которым украшают национальную одежду.
Диалог с детьми на проверку запомнившихся узоров
(Дети с воспитателем рассматривают образцы узоров, обговаривают их).
Воспитатель: Предлагаю вам, украсить кухлянку узором, который вам особенно понравились. Выберите образец орнамента, внимательно посмотрите на образце орнамента есть номерок, найдите тарелочку с таким же номером, в ней фигуры для вашего образца. (Спрашиваю у детей об выбранном ими узоре, что означает, какие фигуры используют). (Дети присаживаются за столы)
Воспитатель:. В работе нам поможет музыка созданная Камчадалами, очутиться в той атмосфере, в которой создавались такие узоры на кухлянках.
(воспитатель включает музыку на корякские мотивы).
Выполнение работы заключается в нанесении узора на шаблон-кухлянку в том смысловом порядке, в котором он располагается на образце.
Воспитатель: Работа в нашей мастерской завершена. Подойдите к мольберту и прикрепите свои кухлянки. Посмотрите, какие прекрасные кухлянки получились. Вы молодцы!
(Работы выставляем на мольберт. Анализ.)
Воспитатель -А теперь, давайте попробуем «прочитать» корякский орнамент, ведь все эти фигуры что-то обозначают:
Квадрат – четыре стороны света;
Ромбы – земля или реки;
Треугольники – снежные горы или прекрасное небо;
Крестообразные фигуры – летящие птицы, юрта, рога оленя ;
Полоски – бескрайняя тундра;
Воспитатель - Какие особенности имеет одежда коренного населения Камчатки? (ответы детей).
Ответы детей
Спасибо Вам за работу. До свидания!
В создании работы было обращение к следующим материалам:
1. Виттер И., Новик Ю. Мода от природы: Традиционная корякская одежда, изготовленная в конце ХХ века / И. Виттер, Ю. Новик. – Петропавловск-Камчатский : Холдинговая компания “Новая книга”, 2004. – 260 с.
2. Корчагин Ю., Шарахматова В. Традиционные знания как культурное наследие коренных народов Камчатки / Ю. Корчагин, В. Шарахматова. – Петропавловск-Камчатский : КамГУ им. В. Беринга, 2008. – 116 с.
3. Камчатские и русские народные песни. Камчатская хоровая капелла. Художественный руководитель и дирижер – Евгений Морозов. Компакт диск: КСН 0203, SONY DADC, 2002.