Ольга Лазарева
Конспект организации совместной образовательной деятельности по хореографии «Путешествие по временам года» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организации совместной образовательной деятельности дошкольников
Ф. И. О. педагога Лазарева Ольга Витальевна
Должность педагог дополнительного образования
Полное название ОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42
Тема «Путешествие по временам года»
Публикация «Конспект организации совместной образовательной деятельности по хореографии „Путешествие по временам года“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Примерная основная образовательная программа А. И. Буренина «Ритмическая мозаика»
Характеристика группы: дети старшей группы 5-6 лет
Предварительная работа: разучивание разминок, музыкально – ритмической композиции «Птичка польку танцевала», упражнений игрового стретчинга; знакомство с круговым танцем-хороводом.
Оборудование: музыкальный центр, музыкальный материал, гимнастические коврики.
Цель: показать многомерность и гармоничность окружающего мира через интеграцию таких образовательных областей, как хореография, музыка, коммуникация, познание, художественная литература; познакомить детей с древними обычаями.
Задачи образовательные:
1. Активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о временах года средствами хореографии;
2. Формировать навыки ориентировки в пространстве;
3. Развивать пластичность и выразительность в исполнении движений;
4. Прививать любовь к музыке и движению;
5. Воспитывать умение самостоятельно действовать в игре.
Задачи воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного исполнения задания;
2. Воспитывать чувство «ансамбля».
Задачи развивающие:
1. Развивать зрительную и двигательную реакцию детей;
2. Развивать творческое воображение;
3. Обогащать словарь детей (интервал, диагональ, движение по линии танца и т. д).
Задачи здоровьесберегающие:
1. Способствовать охране и укреплению психофизического и эмоционального здоровья детей средствами игрового стретчинга;
2. Развивать силу, выносливость, гибкость, визуальное внимание, память, восприятие;
3. Формировать правильную осанку.
Методы и приемы:
- словесный;
- практический;
- метод контроля;
- игровой;
- метод показа;
- использование художественного слова – рассказ, загадки.
Структура занятия:
1. Вводная часть.
- организация детей, включение в образовательную деятельность;
- поклон;
- разминка.
2. Основная часть.
- разминка по кругу;
- диагональ;
- игровой стретчинг;
- музыкально-ритмическая композиция;
- игра.
3. Заключительная часть.
- упражнения на дыхание;
- поклон;
- итог занятия.
Ход занятия
Дети заходят в зал строятся на линии.
Педагог: «Здравствуйте ребята (поклон) мы сегодня с вами отправимся в путешествие по временам года. Какие времена года вы знаете? (ответы детей) я вам буду загадывать загадки о временах года, а вы отгадывать.
Встречать времена года мы будем хороводом. Хоровод – древнейший русский танец. Водили хороводы на праздниках, свадьбах. Времена года встречали хороводами, закличками. Движется хоровод слева направо. Слушайте первую загадку:
Тетушка крутая
Белая да седая
В мешке стужу везет
На земле холод трясет
Сугробы наметает
Ковром землю устилает (зима)
Дети водят хоровод с закличкой: «Приходи зима, приходи бела. С морозами трескучими, со снегами сыпучими».
Педагог: «Вы любите зиму? (ответы детей). Что вам нравится делать зимой? (ответы детей). Зимы бывают разные: теплые, снежные, холодные, лютые. Чтобы мы не замерзли выполним разминку».
Динамическая разминка
Наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты головы;
Подъем плеч, подъем плеч поочередно;
Подъем рук наверх через стороны сжимая и разжимая пальцы;
Подъем рук наверх через стороны сокращая кисти;
Подъем рук наверх через стороны «фонарики»;
«ножницы»;
Поднять руки вперед, вверх, в стороны, отпустить (повторить в обратном порядке);
Руки на пояс, на плечи, наверх, 2 хлопка (вниз в обратном порядке);
Руки вперед, наверх, в стороны, вниз;
Поднимать руки поочередно: на пояс, на плечи в стороны, наверх (вниз в обратном порядке);
Наклоны вперед, «самолет»;
Повороты корпуса, руки в стороны;
Наклоны корпуса в стороны, руки на поясе
Наклоны вперед, ноги на ширине плеч, руками достать носочек;
Подъем на полупальцы;
Полуприседания, приседания с хлопками;
Поочередный подъем ноги, согнутой в колене;
Вынос ноги на носок вперед, в сторону;
Вынос ноги на пятку вперед, в сторону;
Прыжки по VI позиции;
Ходьба на месте.
Педагог: «Дети становитесь в хоровод»
Педагог загадывает загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла … (весна)
Дети водят хоровод с закличкой: «Идет матушка – весна, отворяйте ворота».
Педагог: «Какое солнышко весной?» (ответы детей). Хоровод относится к круговым танцам, своим рисунком олицетворяет солнце. Выполним разминку по кругу.
Разминка по кругу (шаг с носка, шаги на полупальцах, пяточках, с высоким подъемом колена, шаг «гуськом», боковой галоп, подскоки, бег танцевальный - руки за спиной, прыжки VI поз., шаг с носка)
Педагог загадывает следующую загадку:
Спеет сладкая малина
На лесной опушке
На болоте, у осины
Квакают лягушки
И выводит соловей
Трели до рассвета
Ночь короче, день длинней
Наступило … (лето)
Дети водят хоровод с закличкой: «Гори солнце ярче, лето будет жарче!».
Педагог: Каких птиц вы знаете? (ответы детей).
Музыкально – ритмическая композиция «Птичка польку танцевала».
А. И. Буренина «Ритмическая мозаика».
Педагог: «А каких насекомых вы знаете?» (ответы детей)
Игровой стретчинг.
Дети берут коврики, располагаются на своих местах.
Педагог: «Я вам прочитаю рассказ «Честное гусеничное»
Выполняем растяжку «Зернышко»
Дети принимают позу «слушателя»
«Честное гусеничное» автор Валентин Берестов
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в нее не посмотреться.
- До чего же я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. (упр. змея)
- Жаль, что никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы (упр. ходьба). Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела ее и сказала:
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
- Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочем, ни в коем случае ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
Дал слово — нужно его держать, даже если ты Гусеница.
И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок (упр. веточка). Вынула из брюшка шелковую ниточку и стала ею обматываться.
Трудилась она долго и наконец сделала кокон (упр. ящерица).
- Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула (упр. черепаха).
Проснулась она от того, что у нее ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Терлась, терлась, протерла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно: не вниз, а вверх (упр. пчела).
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.
«Какой ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я некрасива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я еще и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!»
И Гусеница упала в траву (упр. орешек).
А девочка увидела ее и сказала:
- Какая красивая!
- Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а завтра — совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней — незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у нее появились большие разноцветные крылья (упр. птица).
- Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что ее никто не увидит, она не давала (упр. бабочка).
Потягивание (упр. петушок)
Дети убирают коврики, встают в хоровод, слушают следующую загадку.
Педагог: Пусты поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает? (осень)
Дети водят хоровод с закличкой: «Осень, осень в гости просим! Погости неделек восемь!».
Педагог: «Какими дарами богата осень?» (ответы детей).
Педагог: «Поиграем в игру «Грибочки».
Игра «Грибочки». Девочки встают в круг, соединяют руки «воротиками». Мальчики – грибочки. Под музыку мальчики бегают под «воротиками» в круг, из круга. Музыка заканчивается, девочки опускают руки вниз – ловят мальчиков. Мальчики, которые оказались в кругу, встают в круг с девочками. Мальчики, которые остались за кругом продолжают игру. Затем дети меняются ролями.
После игры дети строятся на линии, на свои места.
Упражнения на дыхание:
Подъем на носочки, руки вверх – вдох, опуститься на пяточки, руки вниз – выдох.
Открыть руки в стороны – вдох, скрестить (обнять себя) – выдох.
Поклон.
Итог занятия. Совместная оценка процесса и результата деятельности.
Педагог: «Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Понравилось вам путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Как вы оцениваете свою работу на занятии?» (ответы детей).
Упражнения игрового стретчинга
Упражнение «Зернышко». Сесть на корточки, руки сложены в «замок» вытянуть вперед. Медленно выпрямлять ноги, выпрямить корпус, руки вверх, раскрыть через стороны вниз.
Упражнение «Гусеница». В положении сидя согнуть ноги в коленях стопы на полу, работая пальцами ног по движению «от себя» слегка вытягивать ноги, работая пальцами ног по движению «к себе» согнуть ноги в коленях.
Упражнение «Змея». Лечь на живот, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч. Медленно поднимаясь на руках, поднять голову, затем грудь. Вернуться в исходное положение.
Упражнение «Ходьба». Сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки оттянуты. Работать стопами сокращая их поочередно.
Упражнение «Веточка». Лечь на спину, ноги вместе, носки натянуты. Руки вдоль тела ладошками вниз. Не сгибая ноги в коленях, медленно поднять в вертикальное положение. Вернуться в исходное положение.
Упражнение «Ящерица». Лечь на живот, руки вдоль тела ладонями вниз. Поднять прямые ноги, опираясь о пол руками, грудью и подбородком. Вернуться в исходное положение.
Упражнение «Черепаха». Сесть на пятки, руки поднять вверх, ладони сложены вместе. Медленно наклоняться вниз, пока лоб и руки не коснуться пола. Ягодицы прижаты к пяткам. Вернуться в исходное положение.
Упражнение «Пчела». Сесть на пятки. Согнутые в локтях руки положить на пояс ладонью наружу. Вывести плечи вперед, стараясь соединить локти перед грудью. Вернуться в исходное положение.
Упражнение «Орешек». Сесть на пол, ноги согнуть в коленях, пятки придвинуть к ягодицам. Обхватить колени руками, голову прижать к коленям. Перекатиться на спину, вернуться в исходное положение.
Упражнение «Птица». Сесть в позу прямого угла, развести ноги возможно шире, носки натянуты. Колени развести. Руки в стороны параллельно полу. Наклониться вперед, стараясь коснуться руками пальцев ног. Колени не сгибать. Задержаться нужное время.
Упражнение «Бабочка». Сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руки на коленях, ладонями вниз. Опустить развернутые колени до пола, надавливая на них руками. Задержаться нужное время.
Упражнение «Петушок». Стать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять левую ногу, согнув ее в колене назад, и взять сзади левой рукой стопу левой ноги. Правую руку поднять вверх, ладонью вперед. Голова поднята. Задержаться нужное время.
Терапевтический эффект
Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад
Упражнения «Змея», «Ящерица».
Повышается внутриутробное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам обновляются и очищаются все внутренности и туловище. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Полезно для глубоко лежащих мышц живота и спины. Благодаря стимуляции щитовидной железы ликвидируются различные функциональные расстройства, улучшается мозговая деятельность. Укрепляются нервы, находящиеся в брюшной полости, в области поясницы, таза, нижней части позвоночника. Отгибание головы назад способствует притоку крови к миндалинам, аденоидам, очищая их, что помогает при простуде, ангинах, бронхитах, астме.
Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед
Упражнения «Птица», «Веточка», «Черепаха».
Растягиваются мышцы спины, ног. Воздействие на поясничные нервы, растягивает и укрепляет их. Предупреждаются функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Внутренние органы из-за сжатия обильно снабжаются кровью и очищаются. Улучшается гибкость позвоночника благодаря максимальной продольной нагрузке на него. Способствует увеличению роста.
Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его
в стороны
Упражнение «Орешек»
Упражнение увеличивает приток крови к позвоночнику и выходящим из него нервам, что оказывает воздействие на весь организм. Укрепляется позвоночник, предупреждается его деформация. Тонизируются органы живота. Оказывается воздействие на поджелудочную железу, улучшая ее работу. Снимается нагрузка на сердце, легкие заполняются свежей кровью. Воздействие на вилочковую железу способствует нормальному росту.
Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног
Упражнение «Бабочка»
Усиливается внутриутробное давление, поэтому оказывается сильное воздействие на органы брюшины, так как поток свежей крови после прекращения давления устремляется к органам пищеварения, в результате чего они очищаются и восстанавливаются. Большое воздействие оказывается на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Создавая общее напряжение в ногах и бедрах, упражнения стимулируют действие подкожных нервов, освежают мелкие кровеносные сосуды.
Укрепление и развитие стоп
Упражнение «Ходьба»
Предупреждение развития плоскостопия. Развитие подвижности суставов ног, способствующее пластичности движений, улучшению осанки.
Укрепление мышц плечевого пояса
Упражнение «Пчелка»
Развивает силу рук, подвижность суставов плеча и рук. Оказывает стимулирующее действие на подкожные нервы, укрепляет и освежает кровеносные сосуды.
Упражнение для тренировки равновесия
Упражнение «Петушок»
Регулирует работу вестибулярного аппарата, координируют управляемость движениями тела, развивают грациозность, ловкость.