Олеся Спирина
Конспект по ФЭМП в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования умений составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Задачи :
1. Образовательные:
- закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
- умение называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число;
- упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение и вычитание;
- упражнять в умении объединять части в целое, сравнивать целое и множества;
Публикация «Конспект по ФЭМП в подготовительной группе „Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание“» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
- умение давать развернутый ответ на вопрос задачи.
2. Развивающие:
- развивать связную речь, мелкую моторику, графические навыки;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
3. Воспитательные
- воспитывать интерес к математике;
- формировать умение слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
- вызывать эмоциональный отклик.
Интеграция образовательных областей:
- развивать эстетическое восприятие; графические навыки; развитие мелкой моторики рук;
- продолжать развивать и активизировать словарный запас детей; вовлекать детей в разговор во время составления и решения задач, обучать умению вести диалог с педагогом;
- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами игры;
- формировать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим, оказывать взаимопомощь.
Виды детской деятельности:
- игровая;
- речевая;
- двигательная;
- познавательная;
- коммуникативная;
- продуктивная.
Предварительная работа с детьми:
- прямой и обратный счет в пределах 10;
- игровое упражнение «Назови соседей числа»;
- игровое упражнение «Соберемся вместе»;
- графический диктант.
Используемый материал: математический пенал; счетные палочки; тетрадь в клетку на каждого ребенка; простой карандаш; ручка; веревка; 2 обруча.
Планируемый результат.
• В ходе реализации образовательной деятельности у детей возникает интерес к решению проблемы.
• Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
• Закрепляются умения сравнивать целое и часть множества.
• Создаются условия для формирования умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Ход НОД
1 часть. Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево
В центре круга соберёмся
Улыбнёмся, подмигнём
И работать все начнём.
Сюрпризный момент: Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, то увидела на столе конверт. Заглянула в конверт, а там письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Художественное слово:
Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (Фиксики)
Молодцы! Правильно! Ребята, а как вы понимаете слово «споро», «мистика»?
2. Основная часть.
Мотивация:
Воспитатель: Правильно, Фиксики. Давайте, прочитаем письмо:
«Дорогие ребята, мы знаем, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеемся на вашу помощь. Нолик растерял все винтики, которые нужны для ремонта телевизора, а помогатор сломался. Помогите Нолику отыскать винтики. Всего их пять».
Воспитатель: Поможем Нолику найти все винтики? Дети: Да.
Воспитатель: Но, чтобы их найти, нам необходимо справиться с испытаниями. Вы готовы? Тогда приступим.
Задание № 1. «Математическая разминка. Быстрый вопрос-быстрый ответ»
Вопросы:
-Посчитайте от 1 до 10 и обратно.
-Назови соседей числа 4
-Назови соседей числа 6.
-Назови соседей числа 9.
-Я задумала число, оно меньше 3 на одну единицу. Какое это число?
-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?
-Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Какой будет завтра?
- Какой сейчас месяц? Какой прошел? Какой будет потом?
-Сколько месяцев в году?
-Что больше один год или один месяц? Почему?
-Сколько хвостов у пяти коров?
-Сколько ушей у трех ушей?
Воспитатель: Молодцы, мы справились с первым заданием, мы нашли первый винтик. Для того чтобы выполнить следующее задание, нам надо сесть за столы.
Задание № 2. «Решение и составление задач»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем решать задачи. Но сначала скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче и назовите их.
-Какие вы знаете арифметические действия?
-Какие вы знаете арифметические знаки?
Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.
«На ветке сидели 3 снегиря. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц
сидит на ветке?» (5)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, условие задачи. Про кого задача. (Сначала 1-2 ребенка повторяют, а затем все хором). Ребята, скажите, а синица и снегирь – это зимующие или перелетные птицы? Молодцы.
Воспитатель: Назовите вопрос. Решение. Ребята, с помощью цифр из математического пенала выложите это решение. Ответ.
Молодцы! Решите следующую задачу.
«Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько груш осталось на тарелке?». Воспитатель: А теперь составьте задачу сами.
Составление задач по картинкам.
Воспитатель: Ребята, какие экзотические птицы изображены на первой картинке? Сколько их?
Давайте придумаем условие новой задачи.
Воспитатель: На полянке гуляло сколько страусов? Сколько еще прибежало?
Воспитатель: Кто повторит условие? Кто придумает вопрос?
Воспитатель: Какое будет решение? Какой ответ?
Приступаем к составлению и решению второй задачи.
Воспитатель: Молодцы, с этим испытанием вы справились. И мы нашли еще один
винтик. Какой он по счету? Дети: Второй винтик.
Задание № 3. «Счетные палочки»
Воспитатель: Ребята, теперь для работы нам нужны будут счетные палочки. Мы построим домик. Слушайте меня внимательно. Стены дома – это квадрат из 8 палочек. Крыша – треугольник из 4 палочек. Окно – квадрат из 4 палочек. На чердаке окно треугольное. Для его построения нужно взять три палочки.
Ребята, а какие еще вы знаете геометрические фигуры? У нас в руках еще один винтик. Какой он по счету? Третий.
Задание №4. Игровое упражнение «Соберемся вместе».
Воспитатель: А для того, чтобы нам найти следующий винтик, нам необходимо пройти к обручам.
На полу 2 обруча. Воспитатель просит девочек взяться за один обруч, а мальчиков – за другой и спрашивает: «Сколько групп ребят получилось? Сколько ребят в каждой группе? Какая группа больше? Почему вы так думаете?».
Воспитатель объединяет обе группы детей веревочкой и спрашивает: «Сколько ребят теперь в общем круге? Что больше: целая группа ребят или группа мальчиков? Что меньше: группа девочек или целая группа ребят?»
Затем воспитатель обобщает: «Целая группа детей больше группы мальчиков (группы девочек). Группа мальчиков меньше целой группы детей. Группа девочек меньше целой группы детей».
Воспитатель: Ребята, сравнив группы, мы справились еще с одним заданием, и нашли ещё один винтик. Какой он по счёту? Четвертый.
Ребята, пройдем снова к своим местам и продолжим выполнять испытания, чтобы помочь Нолику.
Пальчиковая гимнастика.
Массаж пальчиков с помощью карандаша.
«Покатаю я в руках карандаш немножко,
Станьте ловкими скорее, пальчики, ладошки!»
Задание № 5. «Секретный план»
Воспитатель: Давайте не будем терять время, наше следующее задание называется «Секретный план». Подвиньте тетрадочки, поставьте ручку на точку. Начинаем.
2 клетки вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1- вниз, 1 – вправо, 1- вниз,1 – вправо, 2- вниз, 3– влево, 4 – вниз, 2- влево, 4- вверх, 3 – влево, 2- вверх, 1 – вправо, 1- вверх, 1 – вправо, 1- вверх,1 – вправо, 1- вверх.
Воспитатель: Что получилось?
Воспитатель: Молодцы, справившись с заданием, мы помогли Нолику найти ещё один винтик. А какой он по счёту? Пятый.
Воспитатель: Ребята, мы нашли все винтики.
А что нам делать? Как нам сообщить об этом фиксикам? (ответы детей) (почтой в конверте, телефон, бандероль, смс, через Интернет, эл. почта). Давайте отправим письмо по электронной почте.
3. Рефлексия: Скажите, кому вы сегодня помогали? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно? Какие испытания мы сегодня проходили?
Приходит ответ: СМС «Спасибо, что помогли отыскать винтики, теперь мы сможем починить телевизор. Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы смогли нам помочь».
Воспитатель: А теперь я предлагаю оценить свою работу: нарисовать на смайлике
веселую улыбку, если вам понравилось или грустную, если не понравилось. Вы все сегодня молодцы.
Спасибо за внимание!