Валентина Бориско
Конспект по ФЭМП для подготовительной к школе группы «Состав числа 7»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Состав числа 7.
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Подготовительная к школе группа.
Задачи:
1. Обучающие: учить составлять число 7 на два меньших числа и раскладывать его на два меньших числа; закрепить знания о днях недели, цветах радуги;
Публикация «Конспект по ФЭМП для подготовительной к школе группы „Состав числа 7“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
2. Развивающие: развивать пространственное и логическое мышление; развивать внимание, память, речь; развивать умение оценивать свою работу самостоятельно; расширять кругозор детей.
3. Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, желание делать добро; воспитывать умение, выслушивать других детей, не перебивая.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, картинки с изображением радуги на белой бумаги, иллюстрации с изображением сказок: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Картинка божья коровка (на спинке 7 точек)
Раздаточный материал. Картинка с изображением не раскрашенной радуги, цветные карандаши, силуэты корзин по 2 шт, по 7 кругов на каждого ребёнка, счетные палочки по 15 шт и по 2 резиночки, полоски бумаги (коврики, меры (бумажные полоски, лист бумаги в крупную клетку.
Предварительная работа: чтение сказок: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Цветик Семицветик».
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
I Вводная часть:
Педагог: Сегодня на занятие мы играть, повторять и узнавать новое.
Наступил новый день! Заниматься нам не лень.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
А теперь посмотрим прямо – встали мы сегодня рано.
Чтобы в детский сад прийти, показать, что знаем мы!
Педагог: Ребята, вы уже совсем большие и через несколько месяцев пойдете в школу. А кто из вас ответит мне на вопрос: «Сколько лет будет каждому из вас, когда вы пойдете в школу в первый класс?
Дети: ответы.
Педагог: Конечно же, 7 лет! Это значит, что вы уже совсем большие ребята. А вот цифра 7 совсем не простая цифра. И именно поэтому, я предлагаю вам сегодня узнать о ней что – то новое, и повторить то, что мы уже о ней знаем. Готовы? Начнем!
Ребята посмотрите, что лежит у вас на столе?
Дети: ответы.
Педагог: У каждого из вас есть листочек с изображение радуги. Но что с ней случилось?
Дети: ответы.
Педагог: Она потеряла свои цвета. А сколько в радуге цветов? Правильно – семь! Ребята надо радуге помочь. Поможем? Мы с вами сейчас начнем выполнять разные интересные задания и раскрашивать свою радугу по одной дуге. Если в конце занятия у вас вся радуга будет раскрашена, значит, вы постарались, и все задания вы выполнили правильно.
II Основная часть:
Задание 1:
Педагог: Давайте вспомним цвета радуги и назовем их по порядку. Какое предложение вам в этом может помочь?
Дети: Каждый охотник желает знать где сидит фазан.
Педагог: Какой первый цвет?
Дети: Красный.
Педагог: Раскрасьте первую дугу в радуге. Сколько дуг раскрасили? Сколько осталось раскрасить?
Задание 2: математическая разминка.
Педагог: - посчитайте от 1 до 10;
- обратный счет от 10 до 1;
- назовите число, следующее за числом 4, 8;
- назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;
- назовите число, которое стоит между числами 8 и 6, 4 и 2;
- назовите соседей числа 5, 9.
Педагог: Справились с заданием. Раскрасьте следующую дугу в радуге. Каким цветом закрасили? Сколько дуг раскрасили? Сколько осталось раскрасить?
Задание 3:
Педагог: Послушайте отрывок из сказки и отгадайте название.
Бежала бедняжка, пока несли ее резвые ноженьки, почти до вечера; когда же утомилась, то увидела маленькую хижинку и вошла в нее.
В этой хижинке все было маленькое, но такое чистенькое и красивенькое, что и сказать нельзя. Посреди хижины стоял столик с семью маленькими тарелочками, и на каждой тарелочке по ложечке, а затем семь ножичков и вилочек, и при каждом приборе по чарочке. Около стола стояли рядком семь кроваток, прикрытых белоснежным постельным бельем.
На фланелеграфе картинки с изображением 7 гномов в шапочках белого цвета.
Педагог: Сколько всего гномов? Какого цвета шапочки? Поможем Белоснежке оденем на гномиков цветные шапочки.
Воспитатель надевает одному гномику цветную шапочку.
Педагог: сколько всего гномиков? Сколько шапочек какого цвета?
Дети: Шесть белых и одна красная.
Педагог: сколько всего шапочек? Как мы составили число 7? Выставите карточки с соответствующими цифрами.
Дети выкладывают карточки с цифрами 6 и 1.
Таким же образом рассматриваются остальные варианты образования числа 7 (5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6)
Педагог: Справились с 3 заданием. Раскрасьте третью дугу в радуге. Каким цветом закрасили?. Сколько дуг раскрасили? Сколько осталось раскрасить?
Задание 4:
Педагог: Какую сказку вы знаете о царевне, где в названии встречается цифра 7?
Дети: Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
Педагог: Царевна напекла богатырям 7 пирожков, помогите ей разложить пирожки в две корзинки.
Дети выполняют задание на раздаточном материале и рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 7 на два меньших числа. Предложенные варианты выкладываются на доске с помощью цифр.
Педагог: Вот и с 4 заданием справились. Можно ещё одну дугу в радуге раскрасить. Раскрасьте. Сколько дуг раскрасили? Сколько осталось раскрасить?
Задание 5:
Педагог: Какую сказку вы ещё знаете о животных, где в названии встречается цифра 7?
Дети: Волк и семеро козлят.
Педагог: И опять нам надо помочь Козе маме, надо собрать быстро хворост, чтобы Коза быстро вернулась домой к своим козлятушкам.
Педагог: Составьте из счетных палочек один десяток, свяжите его. Добавьте ещё 5 счетных палочек. Назовите число, которое обозначает данное количество палочек. Добавьте ещё по одной счетной палочке. Назовите новое число и расскажите, как оно получилось?
Дети: К 15 добавили 1, получили 16.
Педагог: Добавьте ещё по одной палочке… и так до 20.
Педагог: Полученный десяток свяжите резинкой. Сколько десятков у нас получилось? Какое число получилось?
Дети: 2 десятка, число 20.
Педагог: Мы справились с 5 задание, ещё одну дугу раскрасьте в нужный цвет. Сколько дуг раскрасили? Сколько осталось раскрасить?
Педагог: Давайте с вами отдохнем и по радуге пройдем!
Физкультминутка «По Радуге-дуге» :
Здравствуй, радуга-дуга, разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга! Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом пробежимся босиком.
Через радугу-дугу перепрыгнем на бегу
И опять бегом, бегом пробежимся босиком.
Задание 6:
Педагог: А какие пословицы вы знаете где встречается цифра 7?
Дети: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Лук от семи недуг».
Педагог: Одна из пословиц нам сейчас очень пригодиться. Одна девочка Женя передала вам коврики с изображением любимого цветочка и попросила измерить коврик. Какой это цветок? Из какой сказки?
Дети: Цветок «Семи-цветик», сказка «Цветик Семи-цветик».
Педагог: Поможем девочке Жене измерить коврик. Что надо сделать, чтобы узнать длину коврика? Чем мы будем измерять длину?
Дети: Мерой.
Педагог: Как мы будем это делать?
Начинать измерять нужно от начала коврика слева направо; у конца меры следует поставить отметку карандашом и продолжить измерение, приложив меру к отметке и т. д.
Педагог: Жене мы помогли. Раскрасьте ещё одну дугу в радуге. Сколько дуг раскрасили? Сколько осталось раскрасить? Значит, нам осталось выполнить последнее 7 задание.
Задание 7:
Педагог: К нам пришла ещё одна гостья и просит для её украсить коврики. А для кого мы будем украшать коврики вы узнаете если отгадаете загадку:
Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет. (Божья коровка.)
Педагог: Что вы видите на доске?
Дети: Линии, клеточки.
Воспитатель цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление.
Педагог: Что образуют линии?
Дети: Клеточки.
Педагог: Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (показ) А теперь давайте украсим коврики для божьей коровки с помощью цветных линий, клеточек и точек.
Педагог: Как вы думаете почему именно божья коровка пришла к нам в гости?
Дети: У божьей коровки 7 черных точек на крылышках.
Педагог: Справились со всеми семью заданиями. Раскрасьте радугу до конца. Все цвета у радуги на месте!
III Заключительная часть:
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня все вы постарались. Молодцы! Давайте теперь проверим, кто как справился. У кого все дуги у радуги раскрашены? Поднимите руки.
Все молодцы, постарались умными все оказались.
Задания сделали верно, всем в школу пора непременно!
Литература: Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина
Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.