Пыртяева Лариса
Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжить учить детей выделять условие, вопрос, решение, ответ задачи; упражнять в решении задач путём сложение и вычитания однозначных чисел.
Задачи:
1. Совершенствовать знания о составе числа из двух меньших чисел. 2. Формировать навыки ориентировки на листе бумаги.
3. Закрепить геометрические фигуры, математические знаки.
4. Систематизировать и расширять знания о школе.
5. Воспитывать желание быть школьником.
Публикация «Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе „Капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Предварительная работа :
А) рассматривание альбома «Школьные принадлежности»;
Б) беседа на тему «Скоро в школу»;
В) загадывание загадок о школе, математических знаках, школьных принадлежностях.
Оборудование: демонстрационный материал, портфель, телефон, карточки «Домики», счетные палочки, тетради, карандаши и т. д.
Методические приемы:
Словесные: беседа, уточнение, напоминание, вопросы, указания.
Наглядные: рассматривание школьных принадлежностей, сравнение с образцом.
Игровые: создание игровой ситуации.
Практические: грамматический диктант, физкультминутка, поощрение.
Ход занятия:
- Дети, я сегодня с самого утра улыбаюсь. А знаете почему? – да, потому что у меня хорошее настроение!
А хотите я вам подарю хорошее настроение?
Давайте, я Даше насыплю хорошее настроение прямо на бантик, Коле в кармашек, Тане на носик, Оле за ушко.
Дети, а посмотрите сколько у нас сегодня гостей. К нам пришли воспитатели из других детских садов, учителя, пришла наша заведующая. Давайте, им всем подарим хорошее настроение, откроем им свои солнышки (ладошки).
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, быстрый ручеек
Здравствуй, маленький дубок
Мы живем в одном краю
Всех я очень вас люблю.
Этот день мы проведем вместе. Пусть он вам принесет радость и много интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
- Дети, пройдет совсем немного времени и вы станете школьниками. А, пока вы еще ходите в детский сад, где мы часто говорим о школе. А, в школе вы наверное будете вспоминать детский сад.
Давайте сравним, чем детский сад отличается от школы :
- в детском саду дети спят, а в школе?
- в детском саду обед приносит в группу помощник воспитателя, а в школе?
- в детском саду оценки не ставят, а в школе. Что ставят?
- детским садом руководит заведующая, а школой?
- в детском саду проходят занятия, их проводит кто, а в школе?.
- в детский сад можем приходить с сумочками, а можем и без них, а в школу обязательно нужен?
Молодцы! Я так рада, что вы так много знаете о школе.
Сегодня к нам в детский сад пришел необычный гость. Отгадайте загадку и узнайте! А загадает вам ее Пичугина Соня (воспитатель достает из «чудесного мешочка» загадку, напечатанную на волшебном цветике-семицветике).
У девчонок и мальчишек
В нем лежат тетради, книжки
Ручки, кисточки, альбом
Нет лишь куклам места в нем. (рюкзак)
Правильно дети – это портфель, или еще его можно назвать рюкзак. Воспитатель показывает портфель, с изображенном на нем грустным выражением лица.
- Ой, дети! Как вы думаете, а какое настроение у нашего гостя – портфеля? Грустное или веселое?
- Уважаемый портфель! Что случилось? Что произошло? почему вы грустный?
- Все понятно! С ним произошла беда! Он не может найти своего хозяина. Дети, а разве мы с вами можем оставить друга в беде, мы ему поможем. (ведь не даром в песне поется «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий верный друг»).
Как помочь ему… (ответы детей)
- А я предлагаю позвонить в стол-находок (воспитатель предлагает ребенку самому набрать номер телефона – 9-6-4).
- Здравствуйте! Это стол-находок! В нашем садике кто-то из школьников забыл портфель. Помогите, пожалуйста, найти хозяина! Адрес? Дети, подскажите адрес нашего детского сада – г. Эртиль, пл. Садовая, дом 1. До свидания! Всего хорошего!
- А пока мы ждем хозяина портфеля. Давайте постараемся поднять ему настроение своими знаниями, умениями, ответами, как мы готовы к школе.
Воспитатель предлагает детям занять свои места за столами.
- Уважаемый портфель! Позвольте вас открыть.
- дети послушайте загадочку о том, что находится в портфеле.
Я- то в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка
Можешь и нарисовать
Что такое я?
Ответ детей.
Воспитатель предлагает детям открыть тетради на нужной странице.
- Дети, что вы видите (цифры, буквы, математические знаки)
Задание – вам нужно обвести только цифры и математические знаки. Выполняем задание ручкой.
Вспоминаем правило?
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Молодцы! Все с заданием справились правильно. Что осталось не обведенным?
Дети – Буквы.
- Оставшиеся буквы попробуем прочитать по порядку, слева-направо. Кто сможет сложить все эти буквы и прочитать, что получилось (пробуют прочитать 2-3 ребенка).
Давайте с этим словом поиграем:
- разделим на части – слоги
- какой звук слышится в начале слова, какой в конце. Гласный- согласный.
- составим предложение с этим словом.
- запишем схему предложения на доске.
- Я очень довольна вашими ответами. «Без труда не вытащить и рыбку».
Кстати дети, а какая самая лучшая оценка в школе? (Дети – «пятерка»)
- Дети, найдите на веере эту замечательную оценку и покажите, а пока вы ищете давайте посчитаем обратно от пяти до одного; - покажите цифру 8, посчитаем до 8;
- Дети!
1) а из каких двух меньших чисел можно составить число 5 (ответы- 5и0, 4и1, 1и4, 3и2, 2и3)
2) какими двумя одинаковыми цифрами можно записать число 4.
3) как составить число 6 из двух одинаковых чисел.
4) насколько 6 больше 5.
- Дети, слушайте задание у вас всех на столах лежат бумажные домики, заселите их числами правильно
(сменить рот у портфеля)
- Наш гость улыбается уже. Он очень доволен ответами.
Вы с честью справились с заданием.
Дети, вы наверное устали Школьный звонок зовет вас на перемену. Подойдите ко мне пожалуйста. Для чего в школе нужна перемена?
Мы сейчас с вами поиграем в музыкально-математиче5скую игру «Будь внимателен!»
Упражнение на дыхание
А еще на перемене можно сходить в буфет купить пирожок и попить сок. Я вас приглашаю в школьный буфет, где угощу соком.
- если сок сделан из яблок, то он называется как (яблочный)
- из груш (грушевый)
- из апельсинов (апельсиновый)
Слышите звонок он зовет вас на урок.
Дети садятся за столы.
Руки - на месте
Ноги - на месте
Спина – прямая
Руки – у края.
- Я рада видеть вас таких добрых, красивых. А, сейчас я вас очарую, удивлю!
Залетает ворона ученая.
- К нам в гости прилетела ученая ворона. Она тоже хочет поиграть с нами в математическую игру.
Ворона – Здравствуйте, дети! Я прилетела к вам из леса. В лесу я знаю каждый уголок! Я знаю, где живут мои подружки белки, мои друзья зайцы, где спит зимой медведь. Ребята, вы тоже сможете это узнать, если правильно выполните мои задания, то у вас получится карта нашего леса (передает задание воспитателю).
- Дети, открыли свои белые «планшеты», мышкой для планшета будет ваш кулачок, а стрелочкой кончик вашей ручки. Все готовы?
-- Изобразите в правом верхнем углу – здесь живут белки,
-- В левом нижнем углу изобразите - здесь живут зайцы,
-- в левом верхнем углу изобразите большой – здесь находится берлога медведя,
-- в правом нижнем углу - там живет семья ежика Сеньки,
-- а в центре изобразите - это лесное озеро.
Ворона – Теперь вы не заблудитесь в моем лесу. До свидания, дети. Я буду ждать вас в гости.
- Уважаемая ворона, дети хотят подарить тебе подарок. Это стихотворение – синквейн про тебя:
Ворона
Черная, красивая, ученая
Летает, кричит, учит
Ворона живет в лесу
Птица.
Ворона – Мне пора домой! Спасибо! До свидания! (улетает)
- Дети, я хотела узнать, вы любите решать задачи, ребусы, кроссворды. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.
Ответ детей – условие, вопрос, решение, ответ.
Итак, 1 задача – На столе лежали 2 яблока и 3 апельсина. Сколько всего фруктов лежало на столе….
- повторите условие задачи
- повторите вопрос задачи
- какой математический знак использовали при решении задачи
- скажите ответ задачи
Запишите решение задачи в тетради, а Лиза запишет его на доске. 2+3=5.
2 задача- Бабушка испекла 4 блина, один блин съела мама. Сколько блинов осталось….
Кто пойдет и запишет эту задачу на доске? 4-1=3.
Молодцы! Ловите пятерочки!
- Дети, посмотрите, что еще есть в портфеле?
Дети- книги
Как их еще называют? Учебники
Взгляни, пожалуйста
Ой, тут
Его учебником зовут.
Повторите это слово – учебник. Для вас в этом учебнике интересные задания. Портфель мне шепнул, что он хочет проверить ваше внимание, сообразительность, смекалку! Готовы! Тогда внимание!
1. в вазе лежала одна конфета, к вечеру ее не стало. Кто съел конфету, если в комнате были кошка, попугай, мальчик Витя и рыбки в аквариуме.
2. над рекой летели птицы – голубь, щука, две синицы. Сколько птиц летело? Какие птицы летели?
3. в зоопарке было 4 медведя и 3 барана, сколько всего диких животных было в зоопарке?
4. петух снес яйцо. Кому оно достанется?
5. сколько тебе лет, а сколько будет через год?
6. когда можно кататься на санках зимой или летом?
7. что делает учитель? что делает врач?
8. назовите последующее число числа 4, предыдущее.
9. кем будешь, когда вырастешь?
10. что бывает раньше обед или ужин?
Умные ответы приятно слушать всем – и мне, я думаю и гостям, и нашему портфелю.
- Дети, хотите знать, что еще находится в портфеле у школьника (показывает пенал). Что это за кошелек? Он для денег?
Совершенно верно это пенал. Очень удобная и нужная вещь для школьных принадлежностей.
Хором – Карандаш в пенале мается
Но зато он не ломается
Ручка в тесноте находится
Но зато легко находится.
Как вы думаете, что произошло в портфеле, если бы не было пенала? (перепачкать, сломаться, потерять, задание во время не выполнишь)
Смотрите как улыбается портфель, он очень доволен вашими ответами и хочет поиграть в пальчиковую игру.
В школу осенью пойдем (по столу)
Там друзей себе найдем
Научусь читать, писать
Правильно все выполнять
Я таким ученым буду
Но свой садик не забуду.
- Откройте киндер- сюрприз. Там листочек с волшебным заданием. Необходимо соединить цифры по порядку прямыми линиями. Приступайте!
Подумайте как можно дополнить изображение, чтобы получился примерный или такой же портрет нашего гостя (нужно подрисовать ручку или ремешки, крышку у портфеля, замочки). Или каким бы вы хотели видеть портфель?
- Уважаемый портфель, вам нравится ваш портрет? Он говорит, что вы все умники и умницы. Давайте раскрасим его.
Звонок по телефону.
- Да! Да! Хорошо! Обязательно передадим! Дети, хозяин портфеля нашелся. Это один школьник приводил в детский сад свою маленькую сестренку, заторопился и оставил портфель в детском саду. Давайте попросим наших гостей – учителей передать портфель в школу мальчику.
Ребята! Портфель прощается с нами и надеется, что вы будете очень внимательными, не рассеянными учениками и никогда не будете забывать свой рюкзачок. А еще он вам желает учиться на хорошо и отлично.
А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно, у вас все получалось, то поднимите «солнышко», а если у вас что-то не получилось - то поднимите «тучку».
Спасибо всем!