Лилия Чукаева
ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Пугала огородного»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе
В гостях у Пугала огородного
Цели:
- формирование лексико-грамматических категорий по лексической темы «Овощи»;
- закрепление знаний детей о звуках [А] и букве А;
- развитие ориентирование в пространстве;
- формирование графомоторных навыков
Публикация «ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе „В гостях у Пугала огородного“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Огород. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Задачи:
Коммуникативное развитие
• Активизировать и актуализировать словарь по теме «Овощи».
• Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.
• Закрепить умение подбирать прилагательные к существительным.
• Развивать зрительный гнозис и пространственные представления.
Интеллектуальное развитие
• Дифференцировать овощи, которые растут в земле и овощи, которые растут на земле
• Развитие произвольного внимания, памяти и логического мышления
Социально-личностное развитие
• Развитие самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности
• Воспитание навыков сотрудничества в коллективе
• Развитие умения работать по словесной инструкции
Физическое развитие
• Развивать общую и мелкую моторику
• Развивать пространственное ориентирование
Оборудование:
корзина с натуральными овощами (или с муляжами овощей, карточки в виде осенних листьев для выполнения заданий, счетные палочки синего и желтого цвета, предметные картинки с изображением овощей, импровизированная грядка с натуральными овощами, две корзинки.
Привлечение ребенка героя Пугало.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Ход занятия
Логопед: Сегодня у нас не совсем обычное занятие, чем оно необычно вы узнаете позже. Стук в дверь, входит хозяюшка.
Хозяйка: Я ходила на базар и купила продукты. Да позабыла как они называются. Поможете мне вспомнить?
А мы вот с тобой сейчас проверим, загадаем загадки и посмотрим, отгадают ли ребята. (По мере отгадывания загадок Хозяюшка выкладывает из корзинки овощи.)
1задание «Загадки»
1. Над землей трава,
Под землей
бордовая голова. (Свекла)
3. Кто на грядке зеленеет,
И желтеет, и краснеет,
Он похож на светофор,
Это круглый (помидор) 4. В мире моды овощной,
Каждый блещет красотой.
Фиолетовый кафтан.
Одевает (баклажан)
2. Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репка) 5. Что за странный кабачок
Весь в каёмочках бочок,
Может, мне приснился сон? Это просто
(патиссон)
6. В сто одежек завернется
И от холода спасется.
Много листьев,
много хруста…
Звать красавицу (Капуста) 7. Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла,
Ты подсоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная….
(Картошка)
Хозяюшка: Как можно назвать все наши слова-отгадки одним словом?
Дети: Это овощи.
Логопед: Скажите, где растут овощи?
Дети: Овощи растут в огороде на грядках.
Логопед: Все верно. Ребята, а как мы можем защитить наш урожай овощей, от непрошенных гостей. Чтобы никто не потоптал грядки, и чтобы козы и кролики ни съели нашу капусту, что нужно сделать?
Дети: Нужно построить забор. Задание 2 «Ответы на вопросы»
Логопед: Очень хорошо. Я прямо сейчас предлагаю вам построить заборчик для нашего огорода. Давайте пройдем за столы и выложим забор из счетных палочек. Желтые палочки – это перекладины, а красные столбики. (Дети выполняют задание).
Логопед: У вас получился очень хороший забор. Но урожай могут склевать птицы. Кто нам поможет его сберечь?
Дети: Нам поможет Пугало.
Логопед: Да, верно. Посмотрите, какой урожай овощей сберегло для нас Пугало. Давайте посмотрим, какие овощи есть в корзине. (Дети рассматривают и называют овощи).
Логопед: Молодцы! Все овощи назвали правильно, а теперь давайте поиграем в игру «Какой овощ». Я буду называть и показывать овощ, а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Задание 3 Игра «Скажи какой?»
помидор (какой) – вкусный, красный, мелкий, круглый, полезный, сочный, сладкий….
капуста — (какая) – вкусная, хрустящая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Патиссон-(какой) –, Перец (какой)
Логопед: Молодцы, много слов придумали. Ой, посмотрите-ка, на дне корзинки я нашла конвертик. Это письмо. Да не простое, а письмо задание!
Но прежде, чем отправится в путь. Нужно немного зарядится.
ФИЗМИНУТКА
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох!
Логопед читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам огородное Пугало. Все лето я простояло в огороде, охраняя урожай от птиц. Теперь пришло время его собирать. Приходите ко мне в гости в огород и помогите собрать урожай»
Логопед: Ребята, вы согласны пойти в гости к Пугалу?
Дети: Да, согласны.
Задание № 4 Игра: «Квест с листочками»
Логопед: Поможем Пугалу собрать урожай? (Да). В огород к Пугалу, нас приведет тропинка с разноцветными листочками. А вы знаете почему, на нашей тропинке листики красного, коричневого и желтого цвета?
Дети: Потому что наступила Осень.
Логопед: Правильно. Наступила осень – время сбора урожая. Ну что же отправляемся в гости к Пугалу. Только я должна вас предупредить, тропинка наша не простая, а волшебная. Мы сможем по ней пройти, если выполним задания, написанные на листочках.
Логопед читает задание с 1-го листочка: В названии, каких овощей и зелени есть звуки [А]?
Дети: ТЫКВА, КАПУСТА, РЕПА, ПАТИССОН, ПЕТРУШКА, КАРТОФЕЛЬ, СВЕКЛА, БАКЛАЖАН.
Логопед: молодцы, правильно. Какой буквой на письме обозначаются звуки [А]? Логопед дает характеристику звука и буквы А.
Дети: Звуки [А] на письме обозначаются буквой А.
Логопед: Вспомните, на что похожа буква А? (ответы детей)
Логопед: Очень хорошо, можем идти дальше.
Логопед: Читает задание со 2-го листочка: Найдите буквы А среди других и обведите их в кружок. (А У а у А У а А)
Детям раздаются листочки, на которых они выполняют задания.
Логопед читает задание с 3-го листочка: Соедините все точки и посмотрите, что у вас получилось. (Дети отвечают) Дорисуйте к этому кругу детали так, чтобы получился овощ.
Дети выполняют задание и идут дальше.
Логопед читает задание с 4-го листочка: Нужно выложить букву О из семян тыквы.
Дети выполняют задание и идут дальше.
Логопед: Вот мы и пришли. Здравствуй, Пугало!
Пугало (ребенок) :
Я — огородный сторож,
Я Чучелом зовусь,
Мне слышен каждый шорох,
Без пищи обхожусь!
И даже в сильный ветер,
И в дождик проливной,
Покинуть пост не смею,
Ни днём, ни в выходной!
Логопед: Ребята, посмотрите, на грядках еще остались овощи. Давайте поможем собрать урожай, а потом поиграем с нашим новым другом - Пугало.
Пугало :
А услышать был бы рад,
Про огород я от ребят.
Что растет на грядках?
Все ли там в порядке?
Игра № 5 Дети играют в игру «Вершки — корешки».
Логопед: Посмотрите, некоторые овощи растут в земле, а другие над землей. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте соберем в одну корзину съедобные вершки, а в другую корешки (Дети собирают овощи в корзины). Вот и собрали урожай овощей, теперь давайте поиграем в игру «Вершки — корешки» и еще раз вспомним, что нам кушать у какого овоща. Разделимся на две команды. Девочки будут вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидор, огурец и т. д.). А мальчики — приседать, когда я назову «корешки». (картофель, лук, морковь, редис и т. д.).
Логопед: Вот и поиграли, повеселились. Знаете, ребята, наше Пугало очень любит разные блюда из овощей. Что мы можем ему приготовить?
6. (Игра «Поварята»).
- Сделаем салат из чего? (Из свеклы). Какой получится салат? (Свекольный)
-Сделаем пюре из чего? (Из картофеля). Какое пюре получится? (Картофельное)
- Испечем пирог из чего? (Из капусты). Как называется пирог? (Капустный)
- Сделаем икру из чего? (Из кабачков). Какая икра получится? (Кабачковая)
- Угостим Пугало соком из чего? (Из моркови). Как называется сок из моркови? (Морковный)
Логопед: Молодцы! Хорошие из вас получились повара.
Пугало : Ребята приглашаю вас попробовать урожай.
Игра: «Чей вкус?»
Пугало : Проходите гости дорогие я вас урожаем угощу
Пугало приглашает всех детей присесть на стульчики и закрыть глаза детям раздается кусочки помидора, огурца, моркови и зеленого лука. Стакан с водой.
7. Подведение итогов занятия. Прощание.
Логопед: Ребята, понравилось вам в гостях? (Да). Спасибо тебе Пугало, нам было очень весело и интересно. А теперь пора прощаться и возвращаться в детский сад. А из собранных овощей нам повар приготовит вкусный обед. (Дети по тропинке из листьев возвращаются в детский сад.)