Папки-передвижки

ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Пугала огородного»

Лилия Чукаева
ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Пугала огородного»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе

В гостях у Пугала огородного

Цели:

- формирование лексико-грамматических категорий по лексической темы «Овощи»;

- закрепление знаний детей о звуках [А] и букве А;

- развитие ориентирование в пространстве;

- формирование графомоторных навыков

Публикация «ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе „В гостях у Пугала огородного“» размещена в разделах

Задачи:

Коммуникативное развитие

• Активизировать и актуализировать словарь по теме «Овощи».

• Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.

• Закрепить умение подбирать прилагательные к существительным.

• Развивать зрительный гнозис и пространственные представления.

Интеллектуальное развитие

• Дифференцировать овощи, которые растут в земле и овощи, которые растут на земле

• Развитие произвольного внимания, памяти и логического мышления

Социально-личностное развитие

• Развитие самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности

• Воспитание навыков сотрудничества в коллективе

• Развитие умения работать по словесной инструкции

Физическое развитие

• Развивать общую и мелкую моторику

• Развивать пространственное ориентирование

Оборудование:

корзина с натуральными овощами (или с муляжами овощей, карточки в виде осенних листьев для выполнения заданий, счетные палочки синего и желтого цвета, предметные картинки с изображением овощей, импровизированная грядка с натуральными овощами, две корзинки.

Привлечение ребенка героя Пугало.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Ход занятия

Логопед: Сегодня у нас не совсем обычное занятие, чем оно необычно вы узнаете позже. Стук в дверь, входит хозяюшка.

Хозяйка: Я ходила на базар и купила продукты. Да позабыла как они называются. Поможете мне вспомнить?

А мы вот с тобой сейчас проверим, загадаем загадки и посмотрим, отгадают ли ребята. (По мере отгадывания загадок Хозяюшка выкладывает из корзинки овощи.)

1задание «Загадки»

1. Над землей трава,

Под землей

бордовая голова. (Свекла)

3. Кто на грядке зеленеет,

И желтеет, и краснеет,

Он похож на светофор,

Это круглый (помидор) 4. В мире моды овощной,

Каждый блещет красотой.

Фиолетовый кафтан.

Одевает (баклажан)

2. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репка) 5. Что за странный кабачок

Весь в каёмочках бочок,

Может, мне приснился сон? Это просто

(патиссон)

6. В сто одежек завернется

И от холода спасется.

Много листьев,

много хруста…

Звать красавицу (Капуста) 7. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла,

Ты подсоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная….

(Картошка)

Хозяюшка: Как можно назвать все наши слова-отгадки одним словом?

Дети: Это овощи.

Логопед: Скажите, где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде на грядках.

Логопед: Все верно. Ребята, а как мы можем защитить наш урожай овощей, от непрошенных гостей. Чтобы никто не потоптал грядки, и чтобы козы и кролики ни съели нашу капусту, что нужно сделать?

Дети: Нужно построить забор. Задание 2 «Ответы на вопросы»

Логопед: Очень хорошо. Я прямо сейчас предлагаю вам построить заборчик для нашего огорода. Давайте пройдем за столы и выложим забор из счетных палочек. Желтые палочки – это перекладины, а красные столбики. (Дети выполняют задание).

Логопед: У вас получился очень хороший забор. Но урожай могут склевать птицы. Кто нам поможет его сберечь?

Дети: Нам поможет Пугало.

Логопед: Да, верно. Посмотрите, какой урожай овощей сберегло для нас Пугало. Давайте посмотрим, какие овощи есть в корзине. (Дети рассматривают и называют овощи).

Логопед: Молодцы! Все овощи назвали правильно, а теперь давайте поиграем в игру «Какой овощ». Я буду называть и показывать овощ, а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.

Задание 3 Игра «Скажи какой?»

помидор (какой) – вкусный, красный, мелкий, круглый, полезный, сочный, сладкий….

капуста — (какая) – вкусная, хрустящая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Патиссон-(какой) –, Перец (какой)

Логопед: Молодцы, много слов придумали. Ой, посмотрите-ка, на дне корзинки я нашла конвертик. Это письмо. Да не простое, а письмо задание!

Но прежде, чем отправится в путь. Нужно немного зарядится.

ФИЗМИНУТКА

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох.

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох.

И суп овощной оказался не плох!

Логопед читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам огородное Пугало. Все лето я простояло в огороде, охраняя урожай от птиц. Теперь пришло время его собирать. Приходите ко мне в гости в огород и помогите собрать урожай»

Логопед: Ребята, вы согласны пойти в гости к Пугалу?

Дети: Да, согласны.

Задание № 4 Игра: «Квест с листочками»

Логопед: Поможем Пугалу собрать урожай? (Да). В огород к Пугалу, нас приведет тропинка с разноцветными листочками. А вы знаете почему, на нашей тропинке листики красного, коричневого и желтого цвета?

Дети: Потому что наступила Осень.

Логопед: Правильно. Наступила осень – время сбора урожая. Ну что же отправляемся в гости к Пугалу. Только я должна вас предупредить, тропинка наша не простая, а волшебная. Мы сможем по ней пройти, если выполним задания, написанные на листочках.

Логопед читает задание с 1-го листочка: В названии, каких овощей и зелени есть звуки [А]?

Дети: ТЫКВА, КАПУСТА, РЕПА, ПАТИССОН, ПЕТРУШКА, КАРТОФЕЛЬ, СВЕКЛА, БАКЛАЖАН.

Логопед: молодцы, правильно. Какой буквой на письме обозначаются звуки [А]? Логопед дает характеристику звука и буквы А.

Дети: Звуки [А] на письме обозначаются буквой А.

Логопед: Вспомните, на что похожа буква А? (ответы детей)

Логопед: Очень хорошо, можем идти дальше.

Логопед: Читает задание со 2-го листочка: Найдите буквы А среди других и обведите их в кружок. (А У а у А У а А)

Детям раздаются листочки, на которых они выполняют задания.

Логопед читает задание с 3-го листочка: Соедините все точки и посмотрите, что у вас получилось. (Дети отвечают) Дорисуйте к этому кругу детали так, чтобы получился овощ.

Дети выполняют задание и идут дальше.

Логопед читает задание с 4-го листочка: Нужно выложить букву О из семян тыквы.

Дети выполняют задание и идут дальше.

Логопед: Вот мы и пришли. Здравствуй, Пугало!

Пугало (ребенок) :

Я — огородный сторож,

Я Чучелом зовусь,

Мне слышен каждый шорох,

Без пищи обхожусь!

И даже в сильный ветер,

И в дождик проливной,

Покинуть пост не смею,

Ни днём, ни в выходной!

Логопед: Ребята, посмотрите, на грядках еще остались овощи. Давайте поможем собрать урожай, а потом поиграем с нашим новым другом - Пугало.

Пугало :

А услышать был бы рад,

Про огород я от ребят.

Что растет на грядках?

Все ли там в порядке?

Игра № 5 Дети играют в игру «Вершки — корешки».

Логопед: Посмотрите, некоторые овощи растут в земле, а другие над землей. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте соберем в одну корзину съедобные вершки, а в другую корешки (Дети собирают овощи в корзины). Вот и собрали урожай овощей, теперь давайте поиграем в игру «Вершки — корешки» и еще раз вспомним, что нам кушать у какого овоща. Разделимся на две команды. Девочки будут вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидор, огурец и т. д.). А мальчики — приседать, когда я назову «корешки». (картофель, лук, морковь, редис и т. д.).

Логопед: Вот и поиграли, повеселились. Знаете, ребята, наше Пугало очень любит разные блюда из овощей. Что мы можем ему приготовить?

6. (Игра «Поварята»).

- Сделаем салат из чего? (Из свеклы). Какой получится салат? (Свекольный)

-Сделаем пюре из чего? (Из картофеля). Какое пюре получится? (Картофельное)

- Испечем пирог из чего? (Из капусты). Как называется пирог? (Капустный)

- Сделаем икру из чего? (Из кабачков). Какая икра получится? (Кабачковая)

- Угостим Пугало соком из чего? (Из моркови). Как называется сок из моркови? (Морковный)

Логопед: Молодцы! Хорошие из вас получились повара.

Пугало : Ребята приглашаю вас попробовать урожай.

Игра: «Чей вкус?»

Пугало : Проходите гости дорогие я вас урожаем угощу

Пугало приглашает всех детей присесть на стульчики и закрыть глаза детям раздается кусочки помидора, огурца, моркови и зеленого лука. Стакан с водой.

7. Подведение итогов занятия. Прощание.

Логопед: Ребята, понравилось вам в гостях? (Да). Спасибо тебе Пугало, нам было очень весело и интересно. А теперь пора прощаться и возвращаться в детский сад. А из собранных овощей нам повар приготовит вкусный обед. (Дети по тропинке из листьев возвращаются в детский сад.)

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Пугала огородного»
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 21:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Пугала огородного»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Чукаева (УИ 71356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД