Нелля Фель
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Стоимость, цена, дорого, дешево, выгодно, невыгодно»
▼ Скачать +Заказ
Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе
Тема: «Товар и цена. Дорого-дёшево. Выгодно-невыгодно»
Цель: Создать условия для представления детей о том, что любой товар имеет свою стоимость и цену; сформировать понятия дорого-дёшево; понимание того, что такое выгодно и невыгодно.
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе „Стоимость, цена, дорого, дешево, выгодно, невыгодно“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы: сборник "Читаем и обсуждаем" Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; пособие "Играем вместе" Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; мультфильм "Азбука денег тетушки Совы - Цена и ценные вещи", плакаты «Монеты» и «Купюры», «товары» (игрушки) разные по величине стоимости, ценники на товары, картинка Муха-Цокотуха, презентация «Стоимость, цена, дорого, дешево, выгодно, невыгодно».
Словарная работа: Стоимость, цена, сдача, дорого, дёшево, выгодно, невыгодно, скидки, акция.
Ход:
Воспитатель: Мы можем начинать, но сначала
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята на свои места за столом (дети рассаживаются).
Отгадайте загадку:
Бывают купюры, бывают монеты
Любого размера и разного цвета.
Мы ими расплачиваемся на кассе,
Не купишь без них ни печения, ни кваса.
Мы с ними идём всегда в магазин,
Папа за них покупает бензин.
Мне - игрушки, маме - серьги
Может он купить за.
Дети: Деньги.
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим мультфильм "Азбука денег тетушки Совы - Цена и ценные вещи". Мы узнаем, что такое товар, цена на товар, что такое услуга, какие товары являются ценными, а что не имеет цены.
Воспитатель: Итак, деньги нужны человеку, чтобы жить: покупать продукты, одежду и другие вещи, кстати маме серьги - ценный товар; ходить в театр, кино; ездить на транспорте и т. д. Везде нужны деньги. Деньги позволяют сравнивать между собой различные товары. Именно для этого и появились деньги: монеты, а затем и бумажные купюры.
Воспитатель: Поможет нам в этом разобраться Муха – Цокотуха. Помните историю о том, как она нашла однажды денежку?
Воспитатель: Давайте вспомним отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Воспитатель: Куда пошла Муха и что она нашла? (ответы детей)
Воспитатель: А говорится ли в сказке о том, какую монету нашла муха все ли монеты одинаковы? Чем они различаются? (ответы детей)
Воспитатель: Монеты, какого достоинства вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Представим, что муха нашла пятирублевую монету (показывает) (слайд 1)
Воспитатель: Но прежде чем она купила самовар, произошло вот что. Пришла Муха - Цокотуха на базар (слайд 2) и видит: чего только на том базаре нет, глаза разбегаются. Товару видимо-невидимо. Пряники расписные, мятные, ароматные! К чаю душистому угощение знатное. А очередей нигде не видно. Вот красота, — подумала она, — наверное, изобилие настало и теперь никогда не будет очередей. Но тут она вспомнила, что ещё вчера залетела в магазин, (слайд 3) а там в каждом отделе была очередь. Ведь не могло же за один день всё так быстро измениться. Это ее озадачило. Ребята, давайте и мы с вами отправимся в магазин и посмотрим, что же там продается.
Физминутка «Магазин»
Мы приходим в магазин (ходьба на месте)
Без лукошек и корзин, (руки на пояс)
Чтобы хлеб купить, батон (загибают по очереди пальцы на руках)
Колбасу и макароны,
Сыр, зефир и пастилу,
Шоколад и пахлаву,
Молоко, кефир, сметану,
Кофе, чай и два банана.
Нам продал их продавец (сгибают и разгибают пальцы)
Все купили наконец (хлопки в ладоши)
Воспитатель: В это время на базар прилетел Комарик (слайд 4) и рассказал, что на базаре очередей нет, потому что там и выбор больше и цены на один и тот же товар могут быть разные.
Муха удивилась: «Действительно, как это я раньше не догадалась?» Комарик ей рассказал, что каждый день тут летает и видит, что тут даже можно торговаться. «А что значит торговаться?» - спросила Муха. И Комарик ей рассказал, что у каждого товара есть своя цена. (слайд 5)
Цена — это то, сколько денежек нужно заплатить за товар. У каждого товара она своя. А торговаться — это значит сбивать цену. Называешь свою цену и спрашиваешь продадут ли тебе товар дешевле или нет.
Для продавца выгодно – продать свой товар и получить побольше денег, но и конечно же побыстрее продать товар пока он не испортился. Для покупателя — получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода продавца и покупателя соединяется, тогда и торговля получается.
Воспитатель: Я вам предлагаю отдохнуть.
Проводится физкультминутка.
Руки поднялись у нас - это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вниз, вперед смотри - это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Воспитатель: А теперь я проверю как вы поняли, что значит дороже, а что дешевле
Проводится игра «Дорого – дешево, выгодно-невыгодно».
Цель игры: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот.
Дети из предложенных товаров должны выбрать какой дороже, а какой дешевле.
Материалы: карточки с изображением продуктов, таблички с изображением торговых предприятий: "Супермаркет "Радуга"", Мини-маркет "Колобок"", "Универсам "Умка", "Ярмарка "Щедрый дар"": таблички с надписью "Внимание! Скидка!" и "Внимание! Акция!" списки покупок: молоко, сметана, хлеб, макароны, сосиски.
Цены в Супермаркете (всего 8 монет): молоко - 2 монеты, сметана - 2 монеты, хлеб - 1 монета, макароны - 1 монета, сосиски - 2 монеты.
Цены в Мини-маркете (всего 9 монет): молоко - 1 монета (табличка "Внимание! Скидка!", сметана - 2 монеты, хлеб - 2 монеты, макароны - 2 монеты, сосиски - 2 монеты.
Цены в Универсаме (всего 8 монет): молоко - 2 монеты, сметана - 2 монеты, хлеб - 1 монета, макароны - 2 монеты, сосиски - 1 монета (табличка "Внимание! Акция!").
Цены на Ярмарке (всего 6 монет): молоко - 1 монета, сметана - 1 монета, хлеб - 1 монета, макароны - 1 монета, сосиски - 2 монеты.
Воспитатель: Разделитесь на 4 группы по 3-5 человек. Каждая команда получает на руки по 10 монет. Вам предстоит сделать покупки по списку, который получите. В каком магазине их сделать и по какой цене, вы будете решать самостоятельно. Ваша задача - закупить всё и истратить как можно меньше монет. Выиграет команда, которая истратит меньше денег, т. е. сделает закупки дешевле и выгоднее. Обязательно советуйтесь друг с другом и действуйте сообща. Цену товара можно узнать, перевернув карточку - сколько там кружочков, такова и цена.
Воспитатель: Подводит итоги игры, награждает победителей грамотами «Грамотный покупатель».
Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте ее.
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются… (товар)
Воспитатель: Молодцы, все правильно. Всё, что продается, называется товаром. Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара. Какие магазины вы знаете, ребята? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, (слайд 6) есть очень много разных магазинов. Например, магазин мебели, в котором продаются диваны, шкафы, кровати, тумбочки, столы и т. д. Есть также и универсальные магазины (супермаркеты, в них продается всё: продукты питания, хозяйственные товары, товары для животных.
Воспитатель: Ребята, Муха на базаре еще с одной проблемой столкнулась. Товаров на базаре много каждом какие-то бирки с цифрами. (слайд 7) Растерялась она, не знает, как в них разобраться. Как вы думаете, что это за бирки и зачем они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это ценники. Они показывают, сколько стоит товар. Разные товары, имеют разную цену. Одни товары стоят дороже, другие — дешевле. От чего зависит цена на товар, как вы считаете? (ответы детей)
Воспитатель: Цена на товар зависит от того, сколько времени понадобилось на изготовление вещи, дорого ли стоят материалы, из которых их делали, и как далеко пришлось их везти, чтоб продать. А еще очень важно для нас, чтобы изделие выглядело красиво и его хотелось купить.
Воспитатель: Пошла Муха на базар
И купила самовар. (слайд 8). А зачем Муха купила самовар? (ответы детей)
Муха решила купить самовар, но посмотрела на свою монету и задумалась, хватит ли ей денег. Подала Муха-Цокотуха монету продавцу и попросила продать ей самовар, продавец дал ей самовар и протянул сдачу – три монеты по одному рублю. (слайд 9) Полетела довольная Муха домой.
Воспитатель: Ребята, сколько стоил самовар и сколько продавец дал Мухе сдачу? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Наоборот» Я буду называть различные слова, а вы говорить мне слова - наоборот. Готовы?
Покупатель — продавец
Покупка – продажа
Трудолюбивый — ленивый
Много — мало
Дорого — дешево
Богатый — бедный
Доход — расход
Тратить — копить
Высокие /цены/ - низкие /цены/
Воспитатель: Ребята, давайте с вами еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили: - Место покупки, где можно торговаться? (Базар)
- Место, где продают товар по строго установленным ценам? (Магазин.)
- Любой предмет, который можно купить или продать? (Товар)
Воспитатель: А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
https://infourok.ru/nod-po-finansovoj-gramotnosti-tovar-i-cena-5549742.html
https://www.youtube.com/watch?v=ZbkLf9B_GUY
https://umnazia.ru/blog/all-articles/zagadki-o-dengah-dlja-detej
http://moneykids.ru/education/course1/lesson2/?LESSON_PATH=1.2
Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская, Сборник "Читаем и обсуждаем", М. ВитаПресс, 2020;
Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская, Пособие "Играем вместе"М. ВитаПресс, 2020.