Матвеева
«Я гражданин России». Конспект занятия по ФЦКМ с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского
Союза Ф. Т. Жарова города Шатуры Городского округа Шатура»
Конспект
занятия
по образовательной области
«познавательное развитие»
(направление «ФЦКМ»)
с детьми подготовительной к школе группы
на тему
«Я – гражданин России»
Подготовила и провела:
воспитатель
МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры»
Матвеева С. А.
Шатура, 2023 год
Цель: формировать представление о России как много национальном государстве.
Задачи:
- закреплять культурно-исторические и географические знания об особенностях родного края;
- воспитывать толерантность и уважение к традициям других народов.
Оборудование: проектор с экраном (либо телевизор, ноутбук
Материалы:
- карта мира или глобус;
- карта России с обозначениями полезных ископаемых;
- презентация для виртуального путешествия;
- куклы в национальных народных костюмах;
- рабочие тетради (стр. 15-16);
- простые карандаши.
Словарная работа: знакомство с новыми словами и их значениями: «купец», «шаровары», «тюбетейка», «плов», «паранджа», «кабоб», «долма»
Предшествующая работа: подвижная игра «Ручеек», игры на закрепление представлений о животном и растительном мире России, беседа о России и россиянах.
Ход занятия.
Введение в ситуацию. Беседа о Родине.
- В прошлый раз мы с вами говорили о нашей Родине. Как она называется?
- А кто мы с вами по национальности?
- Как вы думаете, наша Россия богатая страна? А чем она богата?
- Правильно, в нашей стране много полезных ископаемых: нефть, газ, уголь и других.
- Давайте найдем на карте, где находится наш родной город? Как он называется?
- Правильно, Шатура - это наша малая Родина.
- А вы знаете, чем богата наша малая Родина?
Если дети о богатстве родного края они знают мало, их ответы дополняет рассказ воспитателя.
Беседа о путешественниках с презентацией.
- Своими богатствами разные районы страны делятся друг с другом. Например, на юге растет много яблок, а в северных районах их нет. Рассмотрите карту России и скажите, каким транспортом можно доставить яблоки в тундру, тайгу, в степные районы и районы смешенного леса, если везти их с юга.
Первыми путешественниками не только в России, но и во всем мире стали купцы.
Купец — это человек, занимающийся торговлей.
- Они со своими товарами ездили в другие страны и продавали или обменивали на заморские товары и привозили их на Родину. Так появились первые путешественники. Благодаря им мир знает о других странах. Таким купцом и путешественником был Афанасий Никитин. Он первым из россиян добрался до Индии - вот сюда. На этот путь у него ушло 14 лет. Во время путешествия Афанасий Никитин делал записи о том, что и кого он видел. Эта книга была названа «Хождение за три моря»
- Ребята, как вы думаете почему книга получила такое название? (Он должен был переплыть три моря, чтобы прибыть в Индию).
- А как вы думаете на чем он передвигался по равнине? (на коне)
- А на чем плыл по морям и рекам? (на корабле)
- А как пересекал пустыни? (на верблюде)
- В своих путешествиях Афанасий Никитин встречался с разными людьми, не только русскими, но и других национальностей.
Мотивация на дальнейшую деятельность
- Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие и также, как и Афанасий Никитин познакомиться народами разной национальности?
- Тогда отправляемся в путешествие. Только ведь с пустыми руками в гости не ходят. Что же нам подарить людям других национальностей, чем их удивить? (ответы детей)
- Я предлагаю научить людей других национальностей нашей любимой русской народной игре «Ручеек». Давайте ее повторим.
Физкультминутка «Ручеек»
Виртуальное путешествие (с использование презентации)
- А теперь устраивайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие. И первой на своем пути мы встречаем девушку родом из Узбекистана. Посмотрите какая она красивая. Давайте рассмотрим ее наряд. (дети рассматривают куклу в национальном костюме)
Женский национальный костюм узбечки состоит из халата и шаровар (это штанишки). На голове у нее тюбетейка, а на ногах туфли.
А главным национальным блюдом является плов. Кто-то из вас пробовал плов? Расскажите из чего он. Правильно, плов – это тушёный рис с мясом и с морковью, иногда с чесноком, яйцами и острым перцем.
- Далее нас встречает девушка в народном костюме Таджикистана (дети рассматривают куклу в национальном костюме)
Ее национальный костюм состоит из штанов, халата и головного убора. Больше 100 лет назад обязательным атрибутом была еще и паранджа. Посмотрите, как выглядит паранджа. Это одежда в виде халата, которая закрывает не только все тело, но и лицо женщины. Она может быть украшена декоративными элементами, которые говорят о социальном статусе женщины.
Одно из главных блюд Таджикистана это кабоб. Он очень похож на наш шашлык.
- Следующей нас встречает девушка родом из Армении (дети рассматривают куклу в национальном костюме)
Традиционная женская армянская одежда - это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.
А любимая армянская народная еда – это долма. Она очень похожа на голубцы, но фарш заворачивают не в капустные, а в виноградные листья.
Игра «Собери картинку»
А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру. Для этого вам надо разделиться на команды и собрать пазл «Национальные костюмы».
(Дети собирают картинки и называют национальности)
Самостоятельная работа. Работа в рабочих тетрадях
- Ребята, мы с вами уже много знаем о нашей стране, ее животном и растительном мире, людях, которые живут в России, ее прошлом. И я думаю, что вы легко справитесь с заданием в тетради.
Задание 1.
Посмотрите, все ли правильно нарисовал художник? Исправьте ошибки.
(Проверка выполнения задания)
Задание 2.
Обведите то, на чем путешествовали люди в прошлом.
(Проверка выполнения задания)
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что нового вы узнали?
- С какими национальностями мы сегодня познакомились?
А вы хотели бы побольше узнать о других странах и национальностях?
Тогда в следующий раз будем готовиться в новое путешествие.