Анна Эсске
Конспект НОД «Перелётные птицы весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Перелётные птицы весной»
Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания детей о птицах.
Закрепить знания о перелетных птицах.
Публикация «Конспект НОД „Перелётные птицы весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Закрепление представлений детей о жилищах перелетных птиц.
Обучать развернутому высказыванию.
Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Развивающие:
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитофонную запись с щебетом птиц, предметные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, фланелеграф, жилища птиц (гнезда на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник.
I. Оргмомент
Дети вместе с воспитателем садятся на коврик в круг.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Предлагаю поиграть. Я буду читать стих, и если вы услышите слово, не обозначающее птицу, хлопните в ладоши.
Прилетели птицы : голуби, синицы,
Аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы : голуби, куницы,
Чибисы, стрижи, галки и ежи.
Прилетели птицы : голуби, синицы,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята я вам предлагаю послушать стихотворение
Вестники весны. Автор Евгения Трутнева.
Чуть весна в окошко глянула,
Чуть ступила на порог,
Утром солнышко румяное
Озарило сто дорог.
И никем они не меряны
По просторам голубым.
Кто же это так уверенно
Путешествует по ним?
Это всё путями скорыми
Мчатся вестники весны –
Им ни рельсы с семафорами,
Ни билеты не нужны.
Крылья в воздухе полощутся,
Слышны чьи-то голоса…
Ждут гостей луга и рощицы,
Ждут своих певцов луга.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята о каком времени года говорится в стихотворении?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне.
- Сейчас у нас какое время года?
- Как называются весенние месяцы?
- Сейчас какой по счету месяц?
- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.
ДЕТИ: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Весной хочется говорить красивые слова, будем придумывать красивые слова о весне. «Весна, какая?» (кто называет, садится на своё место).
ДЕТИ: Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д…
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные).
(картинки с изображением птиц : грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему этих птиц называют перелётными?
ДЕТИ: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему птицы улетают осенью?
ДЕТИ: Потому что становится холодно и нечем питаться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что для перелётных птиц страшнее : холод или голод?
ДЕТИ: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран?
ДЕТИ: У них здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно
Игра «Спаси птенца». Представьте, что у вас в руке маленький птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам.
Дети садятся на места.
Беседа по теме занятия с опорой на предметные картинки
На наборное полотно выставляются картинки с изображением перелетных птиц.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие птицы изображены на картинках? Почему эти птицы называются перелетными?
ДЕТИ. Скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка.
Обращается внимание детей на изображение грача и соловья.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Грачи и соловьи вьют гнезда весной из веточек, соломки и откладывают в гнездах яйца, из которых потом вылупляются птенцы.
Показывается изображение ласточки.
Ласточка лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов. В гнезде ласточка тоже откладывает яйца.
Показывается изображение скворца.
Скворец сам гнезда не вьет, не лепит. Он селится в домике, который ему строит человек. Как называется домик скворца?
ДЕТИ. Скворечник.
Одновременно с рассказом о птицах педагог показывает картинки с изображением жилищ перелетных птиц. Показывается изображение кукушки.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Кукушка не вьет, не лепит гнездо. Она откладывает яйца в чужие гнезда. Ее птенцов растят другие птицы.
Кукушка
О птенцах не вспоминаю,
Все летаю и летаю,
Посижу я на суку,
Покричу — ку-ку, ку-ку.
Я в чужие гнезда яйца
Оставляю без стыда,
Потому что я — кукушка,
Никогда не вью гнезда.
О. Г. Зыкова
Ребята, посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:
Какие птицы вьют гнезда весной из веточек, соломки и откладывают в гнездах яйца? (Грачи и соловьи)
Какая птица лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов? (Ласточка)
Какая птица гнезда не вьет, не лепит? (Скворец)
Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
Пальчиковая игра «Сорока- ворона»
Сорока ворона кашу варила,
Сорока- ворона деток кормила.
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
И самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой
Всех накормила!
Физкультминутка
Ра-ра-ра-ра!
Дружно встала детвора.
Ру-ру-ру-ру!
Руки к небу подниму.
Потянусь я, потянусь я,
И немного подрасту.
Ря-ря-ря-ря!
Наклонюсь сейчас, друзья.
А потом ещё разок
И назад, и вперёд!
Ро-ро-ро-ро!
Можем прыгать мы легко.
И направо, и налево,
И на месте высоко.
Ры-ры-ры-ры!
Вот пришёл конец игры.
Вдох и выдох, руки вниз.
И за парту ты садись.
Отгадывание загадок с опорой на предметные картинки
Детям загадываются загадки. Из предложенных картинок они должны выбрать ответ-отгадку.
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Детям предлагается вечером выучить эти загадки и загадать их родителям.
Дидактическая игра «Какая ты птица»
На фланелеграф помещаются картинки с изображением жилища птиц (гнезда на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).
Детям раздают фигурки перелетных птиц. Каждый ребенок помещает фигурку около соответствующей картинки с изображением жилища. Поместив птицу, ребенок должен составить предложение, например: «Я -скворец, перелётная птица, я не вью гнезда, живу в скворечнике».
Дидактическая игра «Образуй сложное прилагательное»
Например: у сороки белые бока- белобокая сорока.
У снегиря красная грудь- он (красногрудый).
У воробья короткие лапы- он (короткопалый).
У вороны длинный клюв- она (длинноклювая).
У сороки длинный хвост- она (длиннохвостая).
Итог.
Воспитатель: Ребята, о ком вы сегодня говорили?
Почему мы говорим «перелетные птицы»?
Откуда они к нам прилетают?