Татьяна Иванина
Конспект педсовета по по развитию речи с элементами финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Цель: расширение знаний педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в процессе реализации проектной деятельности в условиях ФГОС ДО
Задачи:
-проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении
Публикация «Конспект педсовета по по развитию речи с элементами финансовой грамотности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников
План проведения педсовета :
1. Выполнение домашнего задания. «Аукцион методических находок»-презентовать многофункциональное пособие по развитию речи с элементами финансовой грамотности. Ответственные-все педагоги.
2. «Развитие речи детей дошкольного возраста» -заведующий Болгова Т. И.
3. Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»-заместитель заведующего Иванина Т. В.
4. Панорама опыта работы:
«Технология «Виммельбух», как инструмент развития речи детей дошкольного возраста»-учитель-логопед Анисимова Н. В.
«Волшебные колечки – как метод развития связной речи»-воспитатель Коскина Н. М.
«Игры-бродилки – как средство активизации речевой деятельности дошкольников»-воспитатель Меркулова Е. В.
«Развитие речи средствами физической культуры»- инструктор по физической культуре Бутырина Е. С.
«Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи»-воспитатель Кустова А. А.
5. Выступление «Музыкатерапия в детском саду»- музыкальный руководитель Пендюрина М. М.
6. Мини-игра «Речь педагога особенна»- учитель-логопед Собянина И. Е.
7. Тренинг с педагогами «Подготовка речи и голоса у педагогов»-педагог-психолог Бутова А. С.
8. Викторина с педагогами -заместитель заведующего Иванина Т. В.
9. Решение педсовета
Ход педсовета
1. Организационный момент. Выполнение домашнего задания.
-Здравствуйте, уважаемые педагоги! На сегодня, аукционе методических находок вы презентуете многофункциональное пособие по развитию речи с элементами финансовой грамотности.
2. «Развитие речи детей дошкольного возраста» -заведующий Болгова Т. И.
Сегодняшний педсовет я хотела бы начать со слов Л. С. Выготского.
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.
Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.
Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.
Развитие связной речи : решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др., пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т. д.
Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.
Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец, представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.
Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет». Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников. В ходе проекта, в целях развития устной речи дошкольников на занятиях по пересказу сказок, детям предложить рассматривание коллажа к сказке, затем работа с промежуточной (облегченной) мнемотаблицей по составлению пересказа, а далее- с мнемотаблицей с усложнениями. В результате использования данной технологии дети не испытывают затруднения при пересказе произведений. Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Последнему помогает организация в группах мини-музеев «В гостях у сказки».
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу инновационных педагогических технологий можно отнести:
• технология обучения детей составлению загадок;
• технология обучения детей составлению сравнений;
• сторителлинг;
• мнемотехника;
• развивающие игры В. В. Воскобовича;
• здоровьесберегающие технологии;
• современные игровые технологии;
• скрайбинг;
• моделирование;
• карты Проппа;
• техника «Друдлы»;
• технология активизирующего обучения речи (по О. А. Белобрыкиной);
• технология развития диалогического общения А. Г. Арушановой;
• ИКТ-технологии;
• логоритмика;
• фонетическая ритмика;
• сказкотерапия.
Инновационные педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Сегодня в дошкольном образовании пришло время изменить не только формы и методы взаимодействия с семьёй. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Одной из главных целей педагога ДОУ является помощь семье в воспитании детей. Необходимо строить работу по взаимодействию с родителями поэтапно:
1. продумать содержание и формы работы с родителями, проведение анкетирования;
2. установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений, планируя дальнейшее плодотворное взаимодействие;
3. сформировать у родителей более полное представление об образе своего ребёнка, посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье, но она очень важна и интересна родителям (как общается со сверстниками, как относится к труду, каких успехов достиг в продуктивных видах деятельности);
4. в беседах с родителями выяснить, какие существуют проблемы в воспитании детей.
Развитие речи ребёнка без активного участия родителей невозможно. Первые слова, предложения он слышит и произносит в семье. К сожалению, не все родители уделяют достаточно внимания речевому развитию ребёнка. Семья и детский сад имеют свои функции и не заменят друг друга, но могут плодотворно взаимодействовать в вопросах речевого развития детей.
И закончить своё выступление я хотела словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
3. Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» -заместитель заведующего Иванина Т. В.
4. Панорама опыта работы:
«Технология «Виммельбух», как инструмент развития речи детей дошкольного возраста»-учитель-логопед Анисимова Н. В.
«Волшебные колечки – как метод развития связной речи»-воспитатель Коскина Н. М.
«Игры-бродилки – как средство активизации речевой деятельности дошкольников»-воспитатель Меркулова Е. В.
«Развитие речи средствами физической культуры»- инструктор по физической культуре Бутырина Е. С.
«Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи»-воспитатель Кустова А. А.
5. Выступление «Музыкатерапия в детском саду»- музыкальный руководитель Пендюрина М. М.
6. Мини-игра «Речь педагога особенна»- учитель-логопед Собянина И. Е.
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1. Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2. Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду
Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения,
Игра – тренинг «Ударение» — написать слова под диктовку, расставить ударение. (Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать).
Игра – конкурс «Исправь ошибки».
«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».
Блиц – викторина «Почувствуй разницу».
«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать, куртку стала …. шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).Надевать что-то, одевать –кого-то.
Очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми
7. Тренинг с педагогами «Подготовка речи и голоса у педагогов»-педагог-психолог Бутова А. С.
I Вступление.
Педагог-психолог: Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Голос - это бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать. Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Когда связки заставляют работать слишком много или работать неправильно, это приводит к тому, что они сокращаются и колеблются слишком сильно или чересчур резко, это приводит к хрипоте или ларингиту, а из-за воспаления миндалин снижается общая сопротивляемость организма. Голос - это орудие труда педагога. Голосовые связки педагога подвергаются тяжелой нагрузке - более жестокой, чем сами связки способны выдержать, И когда они наносят ответный удар, воспламеняя горло и похищая дар речи, то вполне могут положить болезненный конец всякому педагогической деятельности. Каждый, кто эксплуатирует профессионально свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса, режиму профессиональной работы и голосовой гимнастике, что закалит и предохранит от заболеваний голосовой аппарат. Это является составной частью профессиональной культуры педагога.
II Приветствие:
Психолог: В начале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
III Пальчиковые упражнения:
Психолог: Древние римляне говорили, что руки — это часть речи.
1. «Свиристели»
Прилетели свиристели - взмахи крыльев скрещенными кистями рук.
И на веточке присели, полуприседания с сомкнутыми коленями стали зернышки клевать. «Клюют» по ладони левой руки 2-м пальцем правой руки, затем по ладони правой руки 2-м пальцем левой руки.
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно смыкают с первым пальцем второй, третий, четвертый, пятый палец на каждой руке.
Хохолки расправили, К сомкнутым первому и второму пальцам обеих рук то присоединять, то поднимать остальные пальцы, разводя их в стороны (имитируют хохолки). Песни петь заставили. Производят щелчки пальцами.
Ти-ри-ра! Ти-ри-ра! Выполняют 2 коротких хлопка ладонями, 1 шлепок по коленям - последовательность выполняется 2 раза.
Птицам прочь лететь пора! Делают четыре ритмичных взмаха крыльями.
IV Дыхательные упражнения:
Психолог: Ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека.
1. «Задуй упрямую свечу»
В правую руку возьмите «свечу» (лист бумаги в виде свечи, а левую ладонь положите на живот, для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом, почувствовать при этом как надулся живот. Затем сразу же начинать медленно задувать «свечу» произнося звук «Ф».
V. Артикуляционная (языковая) гимнастика:
Психолог: Каждое слово в речи, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтоб его слышали. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Нужно работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
1. 4 раза прикусите кончик языка.
2. Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
3. Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом.
5. Упритесь языком в верхнюю, нижнюю губу, правую, левую щеку, пытаясь как бы проткнуть насквозь.
6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта.
7. Покусайте нижнюю, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
VI Интонационно-фонетические упражнения:
1. Рот открыт в форме прямоугольника, руки подняты на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Активное произношение согласных звуков Щ, С. Ф, К, Г, П, Б, Д, Г, В, 3, Ж. Каждый звук произносится 4 раза. Одновременно с произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой.
2. «Страшная сказка».
Исходное положение: рот открыт. Движением челюсти вперед - вниз губы расслаблены, проверьте пальцами рук, проткнув щеки. Произносить гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение липа - испуганное. Произносить гласные без видимых движений губ и челюсти: У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭ, АОУ.
3.«Вопросы - ответы».
С вопросительной интонацией задавать вопрос: «У»?
С восклицанием отвечать: «У!» и так далее по схеме.
4. Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох - непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.
VII Скороговорки и чистоговорки:
Психолог: Прекраснейшим средством развития дикции являются скороговорки и чистоговорки.
1. Купи кипу кип.
2. Осип охрип, Архип осип.
3. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
VIII Выразительная речь:
Психолог:
Произнесите фразу «Иди сюда»
1. громко,
2. возмущенно,
3. радостно,
4. таинственно,
5. тихо.
Скажите «Молодец»
1. тихо,
2. громко,
3. ласково,
4. удивленно,
5. радостно.
IX Прощание:
Психолог: На этом наша встреча подошла к концу. Давайте возьмемся за руки и передадим тепло друг другу по цепочки.
Спасибо всем!
8. Викторина с педагогами -заместитель заведующего Иванина Т. В.
Сегодня мы проведем викторину по развитию речи.
Вам нужно разделиться на команды.
Прежде чем приступить к нашей викторине, давайте немного разомнемся, вспомним термины, относящиеся к речевому развитию, вспомним инновационные технологии, которые мы используем в работе с детьми.
Разминка «Ромашка»
У каждой команды есть разобранный цветок - ромашка. Сердцевина ромашки разрезана на несколько частей, на каждой части написан термин, относящийся к речевому развитию детей. На лепестках - объяснение педагогического термина. Ваша задача, собрать ромашку так, чтобы педагогический термин на сердцевине цветка совпал с определением на лепестке. И зачитать полученные определения.
Задание 2. Технология обучения составлению загадок.
В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок. Они перед вами на столах. Командам предлагается составить загадки по каждой модели про какой-либо объект. Т. е. каждая команда придумывает 3 загадки, а задача другой команды, отгадать их.
Задание 3 Мнемотехника.
А сейчас, уважаемые педагоги, предлагаем вам по мнемотаблице вспомнить известные стихотворения и рассказать их.
«Зайка» Агния Барто
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
«Кораблик» Агния Барто
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Задание 4. Сторителинг (сторитЕллинг (произносится как [э])
Это рассказывание историй от своего имени.
Игра “Длинная история”.
Каждой команде раздаются поровну предметных карточек. Дается время на рассмотрение карточек, команда придумывает название рассказа и начинает его рассказывать. Первый игрок выкладывает на стол карточку и придумывает предложение, в котором упоминается изображённый на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т. д.
1 команда - море, дети, туча с дождем, черепаха, корабль, матросы, капитан, морское дно, компас, дельфины.
2 команда – лес, солнце, гном, домик, дерево, волк, девочка, мальчик, собака, сундук.
Задание 5. Скрайбинг
Это процесс передачи определенной информации с помощью простых рисунков.
Каждая команда схематично зарисовывает пословицу. Задача другой команды эту пословицу отгадать.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Наша викторина подошла к концу. Мы вспомнили некоторые инновационные педагогические технологии, которые можно применять для развития речи детей.
Закончить викторину хочется словами Конфуция «Учитель и ученик растут вместе». Так пусть игровые и образовательные технологии позволяют расти как воспитанникам, так и педагогам!
9. Награждение по результатам смотра-конкурса «Детский сад-дом радости»
(по подготовке групп ДОУ к новому учебному году)
10. Решение педсовета
Рефлексия
А теперь предлагаю Вам оставить свои отзывы о проведенном педсовете.
- Что понравилось записываем в картинке «солнышко».
- Что возьмете с собой (какой опыт) записываем в картинке «чемодан».
- И что не понравилось записываем в «тучке».
Решение педсовета :
1. Считать работу воспитателей по развитию речи детей в разных видах деятельности
удовлетворительной.
2. Разработать проекты по развитию речи :
-с использованием современных образовательных технологий-сторитэллинг, скрайбинг, карты Проппа, технику «Друдлы».
Ответственные: воспитатели (со II младшей группы, учителя-логопеды.
-с использованием технологии развития диалогического общения А. Г. Арушановой.
Ответственные: педагоги-психологи.
- с использованием технологии «Логоритмика»
Ответственные: музыкальные руководители.
-с использованием технологии «Фонетическая ритмика»
Ответственные: учителя-логопеды.
-с использованием здоровьесберегающих технологий
Ответственный: инструктор по физической культуре.
-с использованием технологии «Моделирование»
Ответственный: педагог дополнительного образования.
3. Взаимодействовать с родителями по речевому развитию с элементами финансовой грамотности в форме «тура выходного дня».
Ответственные: воспитатели средних,
старших и подготовительных групп.
4. Обобщить обмен опытом между родителями в речевом развитии детей в домашних условиях
Ответственные: все воспитатели.
5. Создать мини-музей «В гостях у сказки»
Ответственные: все воспитатели.
6. Проводить мероприятия по речевому развитию с элементами финансовой грамотности
Ответственные: все педагоги.