Татьяна Иванина
Конспект педсовета по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема педсовета : «Включение национально – регионального компонента в нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию с включением национально – регионального компонента.
Задачи:
1. Создавать условия для личной и профессиональной самореализации, повышать творческую активность педагогов.
Публикация «Конспект педсовета по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Вызвать у педагогов осознание необходимости знакомиться с новинками литературы, программами, разработками по патриотическому воспитанию с включением национально – регионального компонента;
3. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию.
Форма проведения: устный журнал
Предварительная работа:
анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;
подготовка презентации к педсовету;
просмотр открытых мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с культурным наследием родного края;
проведение семинара-практикума по теме «Приобщение дошкольников к традициям и обычаям родного края»;
проведение тематического контроля «Формирование у дошкольников представлений о малой родине»;
проведение смотра-конкурса на лучшее оформление уголка краеведения «Милый уголок России»
План проведения педсовета :
1. Выполнение решения предыдущего педагогического совета от 28.11.2022 г. на тему «Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».
2. Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях ДОУ- заведующий Болгова Т. И.
3. Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому
воспитанию дошкольников-заместитель заведующего Иванина Т. В.
4. «Школа практического мастерства» - выступления из опыта работы педагогов:
-Музейная педагогика в патриотическом воспитании дошкольников- педагог дополнительного образования Пшеничникова И. А.
-Социально-значимые акции как эффективный инструмент воспитания юного гражданина- руководитель волонтерского отряда «Мы-патриоты» Бутырина Е. С.
5. Практическая часть
6. Подведение итогов смотра-конкурса на лучшее оформление уголка краеведения «Милый уголок России»
7. Принятие решений педсовета. Рефлексия
1. Выполнение решения предыдущего педагогического совета от 28.11.2022 г. на тему «Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».
2. Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях ДОУ- заведующий Болгова Т. И.
Добрый день, коллеги! Я приглашаю Вас с патриотическую гостиную, чтобы поговорить о патриотическом воспитании детей в детском саду, оценить работу и решить главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях чувство патриотизма?» Педсовет наш я предлагаю провести в форме устного журнала.
Первая страница «Информационная»
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы с вами все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова говорили о важности этой работы и считали, что воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы.
Надо отметить, что в мае 2020 года президентом В. В. Путиным внесены поправки к закону «Об образовании». Он предложил расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа», к природе и окружающей среде. В закон будет включена ст. 12.1 о «требованиях к организации воспитания», по которому образовательным организациям предлагается составить календарный план воспитательной работы.
Этим законопроектом президент предлагает сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка.
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны : «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм…»
Что включает в себя понятие «патриотизм»?
«…Это уважение к своей Родине и традициям, духовным и ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее».
Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Дошкольный возраст - основа для формирования чувства любви к Родине, Отечеству, своей малой Родине, семье, благодатное время для того, чтобы заложить основы для чувства долга, ответственности перед Родиной, гордости за свою малую родину, осознания принадлежности к большой стране и чувству гордости за нее.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство любви к Родине - это патриотизм. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Формирование начал патриотизма невозможно без формирования уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку независимо от национальности и цвета кожи. Безусловно, все эти нравственные качества должны закладываться в семье и под влиянием педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не сможет стать достойным членом общества.
По словам Сергея Михалкова, - «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине?
Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить.
Но возникает вопрос: можно ли определить размер тех благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить свою Родину? ( Все люди разные: кто-то довольствуется малым, а кому – то, сколько не дай - все мало. Если мы не научим ребенка любить Родину, кому тогда она будет нужна? Кто будет радоваться ее победам, и болеть ее горестям)
Патриотизм включает в себя :
- формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);
- приобщение к истокам национальной культуры;
- формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений:
1) отношение к природе родного края, родной страны;
2) отношение к людям, которые живут в родной стране;
3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
4) отношение к государственному устройству.
Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.
Невозможно говорить о воспитании, любви к Родине без получения детям определенных знаний о ней.
Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем, что он - патриот своей Родины.
И поэтому задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
3. Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому
воспитанию дошкольников-заместитель заведующего Иванина Т. В.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи –чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая:
- Повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей;
- Помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей;
- Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- Приобщение родителей к педагогическому процессу;
- Участие родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- Пребывание родителей на занятиях по нравственно – патриотическому воспитанию;
- Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- Информационно-педагогические материалы по данной теме;
- Выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- Разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по нравственно – патриотическому воспитанию;
- Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по формированию патриотических чувств :
- Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка;
- Стремление учитывать интересы ребенка, не игнорируя чувства и эмоции;
- Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Какие основные задачи стоят перед ДОУ по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей?
- Изучение семей детей;
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств;
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей.
Формы работы с родителями:
1) Массовые:
- Совместные мероприятия для педагогов, родителей и детей;
- Родительские собрания;
- Конференции и консультации;
- Вечера для родителей;
- Дни открытых дверей;
- КВН, викторины, праздники;
- Совместное творчество;
- Выпуск Газеты;
- Концерты;
- Соревнования.
2) Индивидуальные:
- Беседы;
- Выполнение индивидуальных поручений.
3) Наглядно-информационные:
- Информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
- Информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность.
Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей дошкольного возраста.
Работа с родителями в рамках практического блока строится по двум направлениям:
1) Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы и т. п.).
2) Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства в ходе реализации каждого из тематических проектов
Коллеги, ищите новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать природу, свою малую Родину. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.
4. Вторая страница «Школа практического мастерства» - выступления из опыта работы педагогов
1. Музейная педагогика в патриотическом воспитании дошкольников- педагог дополнительного образования Пшеничникова И. А.
2. Социально-значимые акции как эффективный инструмент воспитания юного гражданина- руководитель волонтерского отряда «Мы-патриоты» Бутырина Е. С.
5. Практическая часть
Третья страница Миниатюры «В туристическом агентстве»
Предлагаем вам разыграть сценку, в которой нужно убедить посетителя турагентства, почему ему нужно ехать в г. Елец.
Четвертая страница «Сундучок педагогических находок»
Выполнение домашнего задания.
1. Разработать «Герб группы».
2. Разработать и изготовить дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой и животными родного края.
6. Подведение итогов смотра-конкурса на лучшее оформление уголка краеведения «Милый уголок России»
7. Принятие решений педсовета. Рефлексия
Пятая страница «Аналитическая» - формулировка и принятие решения педсовета.
Рефлексия
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» - Этими замечательными словами В. А. Сухомлинского я хочу завершить наш педагогический совет. А также, хочу выразить вам своё удовлетворение по поводу услышанного. Вы достаточно компетентны по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания, ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма на хорошем уровне.
Решение педсовета :
1. Признать работу педагогического коллектива по формированию патриотических чувств и ознакомление с краеведением у дошкольников удовлетворительной
2. Провести конкурс в старших и подготовительных группах «Я и мой любимый город». Условия конкурса: небольшие рассказы и фотографии детей и их родителей на фоне их любимых мест в городе, а также на фоне достопримечательностей Ельца.
Ответственные: воспитатели старших и подготовительных групп.
Срок: 20.03.2023 г.
3. Провести эколого-краеведческий образовательный терренкур «По тропинкам малой родины»
Ответственный: инструктор по физической культуре.
Срок: 24.03.2022 г.
4. Провести театрализованный концерт «Хороша ты, сторонушка русская…»
Ответственные: музыкальные руководители.
Срок: 24.03.2023 г.
5. Обобщить обмен опытом между родителями по патриотическому воспитанию детей в домашних условиях
Ответственные: все воспитатели.
Срок: 20.03.2023 г.
6. Разработать памятки для родителей на разные темы по патриотическому воспитанию.
Ответственные: все педагоги.
Срок: 20.03.2023 г.
7. Создать мини-музей «Русская изба»
Ответственные: все воспитатели.
Срок: 20.03.2023 г.
8. Оформить Альбом «Я и моя семья»
Ответственные: воспитатели I младших- средних групп.
Срок: 20.03.2023 г.
9. Разработать интерактивную игру по теме патриотического воспитания с региональным компонентом.
Ответственные: учителя-логопеды.
Срок: 20.03.2023 г.
10. Ввести в работу с дошкольниками «Беседы о важном».
Ответственные: все педагоги.
Срок: еженедельно, по понедельникам