Приложение МААМ

Конспект педагогического совета «Осуществление целостного подхода к социально-коммуникативному развитию дошкольника»

Светлана Бородина
Конспект педагогического совета «Осуществление целостного подхода к социально-коммуникативному развитию дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Перед началом педсовета каждому участнику раздаются бейджики с вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами. Участники рассаживаются в полукруг.

Знакомство-приветствие

Ведущий: добрый день, уважаемые педагоги! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Перед началом педсовета каждый из вас на бейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так.

1. Игра «Имя»

Темочки:

Ведущий: тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья – настойчивая; Светлана – сострадающая, стеснительная, самостоятельная; Галина – главная, героическая и т. д.

А сейчас я предлагаю разбиться на команды по цвету бейджиков и занять свои места за столами.

(педагоги рассаживаются за столы)

Социально–коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения.

Социально-коммуникативное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, возрастает актуальность развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника являются ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Основной целью социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, Для начала, давайте вспомним, что такое социализация? Социализация (от лат. socialis - общественный) – процесс и результат усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношении и формирования у него социальных качеств; процесс и результат усвоения им социального опыта, социальных связей, отношений и ролей.

Позитивная социализация – умение взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других

Сегодня я расскажу о некоторых педагогических технологиях социализации ребенка (Автор Гришаева Н. П., научный сотрудник института социологии). Педагогическая технология в ДОУ – это обоснованный набор приемов, методов, способов организации образовательного процесса, которые помогают достичь конкретных результатов по отношению к конкретным детям. Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить?» или как педагог может реализовать содержание дошкольного образования, чтобы достичь целей и задач образовательной программы с опорой на целевые ориентиры ФГОС. Существует множество технологий, направленных на решение проблем социализации и сегодня я остановлюсь на некоторых из них.

Педагогическая технология «Рефлексивный круг»

Рефлексивный круг,одна из форм работы используемая для формирования у ребенка потребность и умение быть внутренне свободным, обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними. «Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Виды рефлексивных кругов.

1. Личностные. Цель: способствовать познанию реб нком себя как личности, своих мыслей, своего внутреннего мира.

2. Событийные. Цель: осмысление детьми своих поступков и состояний (дети учатся давать оценку своим действиям).

3. Творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять, релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению.

4. Понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.

5. Еженедельный итоговый круг. (Темы рефлексивных кругов разнообразны

1. «Как вы провели свой день в саду»

2. «Как провели свои выходные и как хотели бы провести»

3. «Что такое дружба»

4. «Моя любимая игрушка»

5. «Добрые дела»

6. «Наши дни рождения»

7. «Как жить и не ссориться»

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удается соблюдать правила в группе?» Вопросы, задаваемые детям строятся чаще всего исходя из тематики планирования.

Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего, на консолидацию (объединение, сплочение) усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников. «Социальная акция» может проводиться ежемесячно, может быть связана с тематическим планом или событием текущего месяца.

Этапы социальных акций :

Подготовительный этап. При разработке и подготовке акции, необходимо определить: на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, какова цель акции.

В основном этапе реализуется сценарий социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально - литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).

Аналитический этап. При подведении итогов проведенной социальной акции, анализируются : удачные и не удачные моменты ее проведения; совпали ли цель акции, и е результаты и форма проведения. Необходимо определить перспективы акции: нужно ли ее повторять, что можно усовершенствовать в е подготовке и проведении.

Принципы социальных акций :

Системность, последовательность - обязательная черта акций; Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность

(администрация, родители). Причем сделать это нужно вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут рассказать об идее акции.

Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.

Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не получения, лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло или окурки на территории парка или на берегу реки.

Алгоритм проведение акций: каждая акция имеет свою цель; задачи выполняются общие и конкретные; на что направлено – птицы, деревья ;участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

Давайте вспомним какие акции были проведены в нашем ДОУ:

В этапы проведения социальных акций входит и оформление планов-плакатов. Дети изображают предложенные ими варианты решения социальной акции в рисунках. При подведении итогов провед нной акции, плакат может добавиться новыми рисунками или дети могут создать новый плакат. С призывом беречь природу, не мусорить в родном городе, подарить бросовому материалу вторую жизнь, сделав из него красивые и нужные вещи.

Практическая деятельность «Сделать плакат» каждой из команды и его презентовать. Название акции, Цель, задачи практическая значимость этой акции.

10 мин.

Технология «Проблемная педагогическая ситуация»

Цель проведения проблемной педагогической ситуации –самоопределение детей в эмоционально-напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Для чего это необходимо в детском саду, спросите вы? Однако, обычный ребенок не представляет себе, как разобраться в простейшей нравственной ситуации.

Именно проблемная педагогическая ситуация является мощнейшим методом диагностики состояния детей в группе. Она, как правило, проводится в начале и в конце «Ситуации месяца», то можно представить, сколько вопросов, идей для размышления получает педагог и родитель. Для того, чтобы проблемная педагогическая ситуация прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии и условно ее можно разделить на четыре этапа:

1. Подготовительный. Воспитатели планируют тему, цели ситуации, этапы ее реализации. Следующий этап- разрабатывается сценарий и проводится диагностика детей и родителей. Важно выяснить, на какой степени развития

относительно поставленной цели находится группа.

2. Создание и проведение реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.

3. Рефлексивный круг с детьми. Его проведение обязательно!

4. Рефлексивный круг среди педагогов в целях планирования дальнейших действий.

Время проведения от 15 минут в младших группах до 30 минут в старших. Примеры ситуаций: «Воспитатель заболел», «После прогулки нет обеда», «Помогите бабушке найти внука», «Посторонний на территории ДОУ» и другие. Проблемная педагогическая ситуация всегда проходит без присутствия воспитателя. Ситуацию проводит специально подготовленный взрослый; воспитатель появляется после ситуации и проводит рефлексивный круг, где дети отвечают на вопросы: – что сейчас произошло? Что ты делал, что чувствовал? Что ты будешь делать в следующий раз?

Дети-волонтёры

__ Волонтерское движения в ДОУ, которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Целью данной технологии — развитие социально — нравственных качеств личности дошкольников _Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:

1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

2. развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении

младших детей;

3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой

деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Работа в организации волонтерского движения включает в себя 4 этапа

1этап. Социально-психологическая подготовка волонт ров

2 этап. Формирование волонт рского движения.

3 этап. Путешествие в мир добрых дел и поступков

4этап. Развитие волонт рского движения, проведение акций и мероприятий.

На первом этапе, который подразумевает подготовку детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия.

Макарова И. Ф. представит нам технологию»Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми»

Пузикова Т. И. поделится информацией из опыта работы «Использование адвент-календаря в работе с дошкольниками как инновационная игровая форма обучения»

Кудинова Е. Н. проведет игровой практикум «Игровые приемы формирования ЗОЖ у дошкольников».

Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Представленные технологии социализации ребенка-дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе. У нас сложился определенный опыт использования новых форм эффективной социализации детей.

Рефлексия «Шары»

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Скоро Рождество!» в старшей группе Цель: познакомить с традициями и историей русского быта, Рождества и гостеприимства. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «О дружбе и друзьях» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе. Тема: «О дружбе и друзьях». Цель: обобщить и расширить знания детей.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Жилище человека» Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека. Задачи: — уточнять представления о совершенствовании человеком.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Семья» Образовательная область"Социально-коммуникативное развитие".Интеграция образовательных областей:"Познание","Чтение художественной литературы".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект педагогического совета «Осуществление целостного подхода к социально-коммуникативному развитию дошкольника»
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 08:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект педагогического совета «Осуществление целостного подхода к социально-коммуникативному развитию дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бородина (УИ 439499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД