Юлия Штейнберг
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Добрые дела»
▼ Скачать
Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.
Задачи. Формировать представление у детей о доброте, дружбе, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми по средствам игровой и речевой деятельности; развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ и поведение поступков окружающих
Публикация «Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию „Добрые дела“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Материалы и оборудование: дерево, видео засохшей пустыни и цветущего сада, маски шапочки, сачок, банка с бабочками.
ХОД ОД
-Ребята, на днях я побывала в удивительном месте, где всегда светит солнышко, поют птицы, много прекрасных цветов и деревьев, приветливых животных и птиц. Мне так понравился этот цветущий сад, что я хочу отправиться туда еще раз и показать его вам. Вы хотите отправиться в путешествие? (звучит музыка)
-Вот мы и на месте (на экране — безжизненная пустыня).
-Но что я вижу? Прекрасные леса, цветочные поляны, беззаботные зверушки — куда все исчезло? Почему превратилось в безжизненную пустыню?
(Кто-то шепчет «Помогите.»)
- Ребята, вы слышали? Кто-то просит нас о помощи?
Дерево: Это я прошу «Помогите»
-Что случилось, деревце? Почему все такое безжизненное и унылое? И куда все подевались?
Дерево: Дело в том, что в нашем саду поселилось бессердечие, жадность и зависть. Это из-за них у нас больше не поют птицы, не радуются солнышку животные, не цветут цветы. У нас теперь всегда плохая погода и плохое настроение, никто не хочет дружить, все все время ссорятся, доброго слова не услышишь. Из-за этого и мы, растения увядаем.
Ка мы можем помочь вам?
Дерево: Если на моих веточках снова появятся листочки, то все вернется назад, как было прежде, но для этого вам придется пройти нелегкий путь.
-Мы не боимся испытаний, верно ребята? Поможем обитателям сада в их беде? Научим их снова радоваться каждому дню, дружить, веселиться, помогать друг другу? (ответы детей)
-Перед испытаниями нам нужно набраться сил — немного размяться:
Физминутка
«Доброе утро» Доброе утро! – птицы запели. (дети машут руками)
Добрые люди встают с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются)
Прячется все темнота по углам, (разбегаются, прячутся за мебелью)
Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)
-Нам тоже пора пойти по делам. Ребята, нам предстоит заново научить обитателей сада доброте и милосердию.
- Ребята, как вы думаете, что такое «добро» и «доброта»? Что такое милосердие? (Дети отвечают)
Знаете, а добро бывает разным. Одно добро – это сокровища : книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?
-Давайте встанем в круг и передавая друг другу мячик, скажем, что значит быть добрым и милосердным? (Это значит иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. И, конечно же, самое главное – любить).
-Все правильно, ребята. У нашего дерева появился первый листочек! (достает его из шкатулки и прикрепляет к дереву).
-А что же делают наши маленькие обитатели сада? Как они себя ведут? Как повлияли события в саду на них? Вот как раз кто-то идет. (Появляются дети в костюмах белочки и зайчика)
Инсценировка «Белочка и зайчик».
Встречаются зайчик и белочка. У белочки в руках корзиночка с конфетами.
Заяц: Белка! Дай мне конфету!
Белка: Во-первых, зайчик, ты не поздоровался.
Заяц: Вчера здоровались!
Белка: Но это было вчера, а сегодня новый день!
Заяц: У меня еще вчера не закончилось., а что во-вторых?
Белка: А во-вторых, когда просят говорят «пожалуйста».
Заяц: Вот еще! Привязалась со своими здрасте-пожалуйста! Зачем вообще это нужно?
-Ребята, кто из них прав? Зайчик или белочка?А зачем быть вежливыми? (ответы детей). Сейчас мы напомним зайчику, да и всем жителем сада, что значит быть вежливым.
Игра “Вежливые слова”
Я начинаю фразу, а вы продолжаете: – Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.) – За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо.) – Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.) – Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.) – В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.) – В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.) А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)
Заяц: Спасибо, ребята, что напомнили мне, что такое вежливость. Я почему то позабыл о таких важных и нужных словах! Теперь всегда буду их говорить! До свидания!
Белка: До свидания! (уходят).
- Посмотрим в нашу шкатулку, не появился ли в ней листик для нашего дерева? (открывает и прикрепляет лист к дереву). Идем дальше творить добро.
Физкультминутка
По тропинкам доброты вместе мы шагаем
И про добрые дела мы не забываем.
Дружно встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись.
Ну- ка, плечи расправляем,
Поднимаем, опускаем,
Вправо, влево повернулись,
Ручками колен коснулись,
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали
- Душевное расположение к людям,знание и использование волшебных слов - это, конечно, хорошо и приятно, но этого мало для доброты и милосердия. Нашим жителям нужно поучиться еще и отзывчивости, жалости, стремлению делать благо другим. Вот посмотрите, что произошло сегодня.
Инсценировка «Бабочки» (Появляются дети в костюмах медвежат в руках у одного сачок для ловли бабочек, у другого — банка с ними).
1 медвежонок: Как хорошо мы сегодня провели день! Испробовали твой новый сачок и переловили всех бабочек в округе!
-Так вот куда делись все бабочки сада! Их держат у себя в банке медвежата!
2 медвежонок: Да, хорошо, только куда мы их теперь денем?
1 медвежонок: Да пусть в банке остаются! Будем любоваться ими!
- Ребята, а разве можно так делать? Что может произойти с бабочками, если оставить их в банке? (ответы детей)
-А как надо поступить (ответы детей)
-Как вы думаете ловить бабочек было хорошей идеей? Почему?А как можно любоваться их красотой, не причиняя им вреда? (ответы детей).
-Вот видите, медвежата, можно за бабочками просто наблюдать, а не ловить их, ведь они живые, им хочется летать, радоваться солнышку, порхать с цветка на цветок. Вы поняли, что поступаете не хорошо?
Медвежата: Мы больше не будем, честно-честно и другим скажем, чтобы так не делали. Спасибо вам, до свидания!
-Мы научили медвежат милосердию — способности сопереживать другим и за это шкатулка дарит нам очередной листочек, отдадим его деревцу.
-Ребята, мы учим зверюшек сочувствовать другим, быть вежливыми. добрыми, а вы сами вы умеете это делать? Расскажите о своем последнем добром поступке (дети делятся впечатлениями).
-Какие вы хорошие дети, шкатулка дарит еще один листочек. Ну а мы продолжаем наше путешествие.
Физминутка.«Тропинка доброты».
По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте,
И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).
Всем всегда поможем дружно (взялись за руки,
Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).
Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны,
Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).
Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)
Раз, два, три,
На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)
-Дети, посмотрите, на полянке появилось какое-то письмо. Интересно от кого оно, давайте прочтем (читают):
«Здравствуйте, ребята, я паучок. Я слышал, что вы в нашем саду сегодня и всем помогаете потому, что добрые. Я хотел бы с вами познакомиться, но не могу, стесняюсь. Я боюсь с кем-то заводить дружбу потому, что мне скажут, что я страшный и кровожадный и еще немного злой. И я всегда один и мне очень одиноко. Может, вы сможете мне как- то помочь?»
-Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь паучку? (ответы детей). Но как?
(нужно сказать паучку, что он вовсе не страшный и не злой и что не надо бояться заводить друзей)
-Давайте позовем паучка и скажем ему добрые слова (дети зовут, появляется паучок).
Игра «Комплименты» (дети поочередно расхваливают паучка: он добрый, красивый, ловит вредных насекомых, принося пользу и т. д.)
Паучок: Спасибо вам ребята за добрые и хорошие слова обо мне, теперь я не считаю себя уж таким плохим и теперь обязательно найду себе дружочка. До свидания! (уходит).
-Молодцы ребята, сделали еще одно доброе дело, за это листик на дерево.
-Скажите мне, пожалуйста, а у вас есть друзья? Каким должен быть настоящий друг? (ответы детей).
-А я знаю одного воробья, который повел себя не как настоящий друг. Послушайте одну историю.
Чтение рассказа Михаила Пляцковского «Урок дружбы».
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
– Не надо… Зачем?. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
– Ты, наверно, прав, – ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы…
-Почему Чик решил ни с кем не делиться? (ответы детей).
-За что Чику стало стыдно? (ответы детей)
-Как поступил Чирик, когда нашел 10 зернышек? (ответы детей)
-Как вы думаете, кто поступил как настоящий друг? (ответы детей)
-Как на его месте поступили бы вы? (ответы детей)
-Молодцы, вы настоящие друзья и каждый хотел бы иметь такого друга. Я думаю, что Чику есть чему у вас поучиться.
- Ребята, посмотрите на деревце, на нем, благодаря вашим стараниям, снова зеленеют листочки. А их будет еще больше, ведь вы научили жителей сада доброте, отзывчивости, сочувствию, дружбе и желании помочь ближнему. Посмотрите, как на глазах преображается пустыня в прекрасный и цветущий сад (видео). Надеюсь, что на этом ваши добрые дела не закончатся и вы дальше будете радовать ими окружающих вас людей.