Надежда Голозубова
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в летний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в летний лес»
Цель: развитие музыкальных способностей дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах.
Задачи:
-овладение приёмами игры на детских музыкальных инструментах и исполнения произведения в ансамбле;
-развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений;
-развитие музыкального, тембрового, мелодического слуха и слухового внимания;
-воспитание коммуникативных навыков и дружеских отношений между детьми.
Публикация «Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в летний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Летний лес. Сценарии развлечений
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, деревянные палочки, искусственная берёза, ткань для декорации берёзы, шумовые и музыкальные инструменты для звукоподражания - свистулька, деревянная коробочка, гофрированная бумага, металлофон, кусок ткани, пластиковая бутылка с водой; музыкальные инструменты для музицирования: ксилофон, бубенцы, ложки.
Предварительная работа:
-знакомство с выразительными возможностями музыкальных инструментов, их тембров, особенностей звучания;
-разучивание с детьми песенки -попевки "Ой ты, берёза".
Приё мы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе проведения занятия: беседа, игры на развитие ритма, музыкального слуха, создание ситуации, направленной на желание у детей петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
3. Приемы поддержания интереса у детей: аккомпанемент с помощью звучащих жестов - «Натюрморт», ритмическая игра с палочками "Ножки", озвучивание сказки - шумелки «Заяц-трусишка», пение и музицирование на ксилофоне песни "Ой ты, берёза", слушание отображение равномерного ритма с помощью игры на ударных,
шумовых инструментах (аккомпанемент).
4. Приемы оценки и самооценки: поощрение, похвала, взаимопомощь детей, обсуждение.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Ход педагогического мероприятия.
Организационный момент
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята, мальчишки и девчата,
Приветствую вас от души, дорогие малыши!
Я улыбку всем дарю, всех вас очень я люблю!
Друзья, какое у вас настроение? А сейчас давайте и гостям передадим наше хорошее настроение (дуют в сторону гостей). Теперь чудесное настроение сохранится у каждого из нас до конца дня!
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, наступило прекрасное, всеми любимое время года (лето)Лето – это хорошо или плохо? Я говорю «Лето – это хорошо!». Докажите это! А теперь я говорю: «Лето – это плохо!». Докажите! (ответы детей) Что растёт летом? А я предлагаю изобразить летний натюрморт, он будет необычный, музыкально-ритмический. Посмотрите, из чего он будет состоять: цве -ток (два хлопка в ладоши) -но-го-ток (три хлопка по коленям, си-ний (два хлопка в ладоши) ва-си-лёк (три хлопка по коленям).
Повторим все вместе.
- А теперь с закрытыми глазами (повторяют).
- А сейчас глазки откройте и тоже самое, только шепотом (повторяют).
- И постараемся проговорить про себя, т. е. с закрытым ртом (повторяют).
- И ещё раз, под музыку!
2. Аккомпанемент с помощью звучащих жестов"Натюрморт"
Музыкальный руководитель: Необычный музыкальный натюрморт у нас получился! Друзья, такая замечательная погода! Вы сегодня были на прогулке? А хотели бы погулять? Я приглашаю вас на прогулку, но она будет необычная. а чтобы было веселее идти, мы чудо - палочки возьмём, они помогут нам в пути. Вставайтев круг и слушайте внимательно: я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать на него вместе со мной, повторяя мои действия.
Ритмическая игра с палочками «Ножки» (по И. Галянт).
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! - поглаживание руками лежащих палочек
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Воспитатель: А пока наши палочки-ножки отдыхают (сложить палочки, мы тоже отдохнём. Вы любите слушать сказки? А какие сказки любимые? А я знаю сказку про зайца, который жил в лесу и всего боялся. Хотите послушать? Но мне необходима ваша помощь, вы мне поможете? Чтобы сказка ожила, мы её озвучим с помощью шумовых и музыкальных инструментов.
Озвучивание сказки-шумелки «Заяц-трусишка»
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, тут, птичка на ветке как засвистит (свистулька, испугался заяц и бежать (быстро стучим по коленям).
Остановился отдохнуть, слышит, дятел на сосне как застучит! (стучим по коробочке, испугался заяц, и опять бежать (быстро стучим по коленям)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, вдруг, ёжик как зашуршит в кустах! (шуршим бумагой, бросился заяц бежать (быстро стучим по коленям)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!
(натягиваем руками ткань)
Бросился заяц бежать (быстро стучим по коленям)
Бежал, бежал, а на пути лесной ручей как зажурчит(«глиссандо» на металлофоне вверх, вниз – быстро, несколько раз)
Побежал заяц из леса к речке (быстро стучим по коленям)
А на берегу лягушки сидели (изображаем голосом)
Увидели они зайца - и скок в воду (используем бутылку с водой)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес (быстро стучим по коленям)Вот какой заяц-трусишка! (сложить инструменты)
А мы и не заметили, как пришли на полянку. Посмотрите, что за дерево здесь стоит? (береза). А как вы догадались? Как вы думаете, почему именно берёза нам встретилась? Ни в одной стране нет столько берез, как у нас в России, поэтому берёза является символом России. Ребята, а летом, в июне, есть большой праздник – Троицын день (Троица). В этот день прославляли расцветающую природу. На Троицу украшали улицы и дома зеленью, березовыми ветками, цветами. Символом этого праздника является березка, её украшали венками и лентами, водили вокруг березки хороводы, пели песни и веселились!
Но мне кажется, наша березка стоит грустная? Как вы думаете, почему? (ответы детей)А мы можем ей помочь (ответы, предложения детей).
Конечно, мы исполним берёзке песню, которую мы будем не только петь, а ещё и играть (взять ксилофон). Вам знаком этот инструмент? Правильно, это - ксилофон. Из чего он состоит? Да, из деревянных пластин, на которых написаны цифры от 1до 12. Нам понадобятся только 4 цифры, по которым мы будем играть, но, в обратном порядке. Давайте сначала посчитаем: 4, 3, 2, 1.
А сейчас вы по очереди, во время исполнения песни будете подходить, и играть те же самые цифры на ксилофоне с помощью молоточка, который вы будете передавать друг другу. Посмотрите и послушайте, как это будет звучать (показ). А я в это время буду играть на фортепиано, и вместе мы будем петь.
Р. н. песня"Ой, ты, берёза" - пение и музицирование на ксилофоне.
Ой, ты, берёза, ой, берёза (4,3,2,1)
Ой, ты, кудрява, ой, кудрява (4,3,2,1)
Всем берёза нравится, всем нравится(4,3,2,1)
Ведь она красавица, красавица! (4,3,2,1)
Листья тихо шелестят, ой, шелестят (4,3,2,1)
Меж собою говорят, ой, говорят (4,3,2,1)
4. Приём обучения игре на ксилофоне по цифровым обозначениям.
Музыкальный руководитель: Любит наш народ белоствольную красавицу за ее красоту, и за пользу, которую она приносит. Как вы думаете, чем людям полезна берёза? (берёзовым веником парятся в бане, пьют берёзовый сок, делают целебный берёзовый отвар из листьев, из бересты и древесины делают различные поделки и музыкальные инструменты, поэты и композиторы прославляли белоствольную красавицу в стихах и песнях)
Одну из таких мелодий я предлагаю послушать.
Слушание обр. р. н. песни «Ах ты, берёза»
Определение характера музыки и исполнения (соло, или оркестр).
Музыкальный руководитель: Ребята, это произведение исполняет один человек, или много (солист, или оркестр) Какая музыка по характеру? (весёлая, бодрая, танцевальная) А вы хотите потанцевать? Крепче за руки беритесь, вокруг берёзки становитесь, и танцуйте, веселитесь!
Хоровод (по показу) под мелодию р. н. песни «Ах ты, берёза»
Музыкальный руководитель: Ох, как здорово плясали, но оркестром не играли…
Воспитатель:
Вам хочу секрет открыть:
Музыкантом трудно быть,
Но вы справитесь, я знаю,
В музыканты вас я посвящаю.
Чтоб оркестром нам сыграть,
Инструменты нужно взять
Инструменты выбирайте,
Дружно в линию вставайте! ( дети выбирают инструменты: ложки, бубенцы)
Кто в оркестре главный? (дирижёр) Можно, я сегодня им буду? Чтобы наш оркестр удался, я буду вам подсказывать: если подниму бубенцы, играют ребята, которые взяли бубенцы, а когда покажу ложку, играют те, кто выбрал ложки. А чтобы наш оркестр звучал задорнее, мы можем выполнять притопы ногой. Только помните, нужно внимательно слушать музыку и стараться точно отображать ритм. Вы готовы? (можно "настроить инструменты")
5. Игра в ансамбле по группам и отображение равномерного ритма с помощью игры на шумовых музыкальных инструментах (ложки, бубенцы).
Фонограмма р. н. мелодии "Ах ты, берёза".
Рефлексионно-оценочный этап
Музыкальный руководитель: Как здорово у нас получилось! Как вы думаете, удалось нам развеселить берёзку? Наверное, ей очень понравилось наше исполнение! Люди верили, что это дерево способно исполнять желания, поэтому приходили к берёзе, загадывали желания и завязывали на ней ленты. Посмотрите, у меня тоже есть разноцветные ленточки, но, прежде чем каждый из вас сейчас возьмёт по одной ленточке, ответит на мой вопрос:
- Что сегодня тебе больше всего понравилось?
- Ты поделишься этим с родителями?
- О чем ты расскажешь своим друзьям, когда вернёшься в группу?
- Какие трудности ты испытывал?
- Из чего состоял наш необычный натюрморт?
- Кто главный герой сказки, которую вы слушали и озвучивали?
- Чего боялся заяц (каких звуков?
- А кто же испугался зайца?
- Почему берёза является символом России?
- На каком инструменте тебе больше всего понравилось играть?
А теперь загадывайте желания и завязывайте ленточки на ветки. Ваши желания непременно сбудутся! Посмотрите, какая берёзка стала красивая!
Я рада, что вам было интересно. Ну а нам пора прощаться и в группу отправляться.