Ирина Гаевская
Конспект пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста «Весёлые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста :
«Весёлые пальчики»
Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
Оборудование: Магнитофон, аудиозапись «Пальчиковая гимнастика Железновой», массажные мячи.
Актуальность:
Публикация «Конспект пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста „Весёлые пальчики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Речь - неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, А. Валлон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, Э. Г. Пилюгина, А. М. Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память.
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста.
Моторика – это вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонуc. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную (массаж кистей рук выполняется взрослым в медленном темпе, фиксируя руку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит массаж: поглаживание, постукивание) и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Пальчиковые игры — это игры, с которыми познакомился ребенок впервые в жизни. Они развивают не только мелкие мышцы пальчиков, но и логику, мышление и речь. Пальчиковые игры лежат в основе творческого развития ребенка. В возрасте 1.2—2 лет пальчиковые игры тоже актуальны для вашего ребенка. Если раньше ребенок с трудом мог усидеть на одном месте до конца игры, то теперь пальчиковым играм можно уделять более 10 мин. и даже делать массаж. Но пальчиковые игры должны быть интересными для маленького ребенка. Обязательно сопровождайте игру стихотворением, в котором происходят интересные сказочные действия. В таком случае, ребенок будет сам проявлять инициативу в проведении таких игр. Большой интерес у детей вызывают пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течение несколько минут. При этом не даются все упражнения сразу, начинают с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).
1. Упражнение «Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает
Каркает, вот и обед
Глядь, а червячков уж нет.
2. Упражнение «Маленькая Катя»
Пальцы правой руки сжаты в кулак, большой поднят вверх
Маленькая Катя умница была: Сгибаем-разгибаем большой палец
В комнате работу всем зверям дала. «Колечки» с каждым пальчиком.
Чашечки собачка моет язычком, Левая рука – «чашечка», правой скребем по ней
Мышка подбирает крошки под столом. Щипают пальцами правой руки ладонь левой
Кошка коготками лавочку скребет. Скрести «коготками» правой руки по ладони левой руки
Курочка рябая пол крылом метет. Скользим ребром ладони одной руки по другой
Катя варит кашу для зверят своих, Большим пальцем вращаем в ладони «чашечке»
За работу хвалит, Поглаживаем правой рукой левую
С ложки кормит их. Протягиваем правую руку вперед «предлагаем»
3. Упражнение «Лимон»
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
4. Упражнение «Замок»
На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог? "замочком" вперед-назад
Мы замочком повертели, Повертеть "замочком"
Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Постучали, и открыли! Показать ладошки.
5. Упражнение «Мы капусту рубим» Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
6. Упражнение «Пальчики пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибают пальчики)
Вышли пальчики гулять. (пальчики гуляют)
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди сгибают пальчики)
В домик спрятались опять. (сложить в кулачок)
Встали, сели, встали, сели. (разгибают, сгибают пальчики)
А потом всю кашу съели.
7. Упражнение «Ёжик»
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)