ЕВГЕНИЯ АНДРИАНОВА
Конспект открытой прогулки Наблюдение за улитками
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
• Наблюдение за улитками.
Отгадайте загадку и узнаете, кто будет героем нашего занятия.
На себе свой дом таскает,
В дождик мало горя знает,
Ручек нет и ножек нет!
Вот и весь ее секрет.
Кто это? (Улитка).
Педагог подводит детей к сухому аквариуму, в котором живут улитки.
• Знаете ли вы, как называются эти животные?
• Встречали ли вы улиток где-нибудь еще?
• Обычно обнаружив улитку, говорят стишок-закличку.
Улитка, улитка,
Высуни рога,
Публикация «Конспект открытой прогулки Наблюдение за улитками» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Улитка. Наблюдение за улитками
- Темочки
Дам тебе кусочек,
Тёплого пирога.
•
Педагог сообщает, что улитка, к сожалению, не может высунуть рога из раковины, несмотря на обещания дать ей пирога. Не может по двум причинам: во-первых, она не любит пирогов, а во-вторых, у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют улиткиными рожками, на самом деле вовсе не рожки, а глаза на стебельках — очень удобные.
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам? Поворачивают голову. Голова поворачивается за счет шеи. А у улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны.
Затем педагог предлагает детям получше разглядеть улитку, достает ее из аквариума и сажает на листок. Если в помещении достаточно тепло, улитка раскроется. Чтобы стимулировать ее активное поведение, можно натереть стекло кусочком огурца.
Дети наблюдают за улиткой, а педагог рассказывает о животном.
Улитка — брюхоногий моллюск: его «брюшко» одновременно является ногой. Сколько ног у детей? У кошки? У собаки? А вот улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается.
Как вы считаете, улитка двигается быстро или медленно? Действительно, улитка движется очень медленно.
Улитка-улитка,
Шагаешь ты прытко:
От калитки до меня
Ты ползешь четыре дня.
Во время передвижения улитка выделяет слизь. Слизь — это своеобразная смазка, необходима с для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу — от повреждений.
Благодаря защитному слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева. Даже мелкие колючки ей не страшны.
Эта улитка питается растительной пищей. Любимое ее лакомство — нежные листья салата. А в природных условиях она может объедать листья деревьев и кустарников. Казалось бы, чтобы питаться листвой, нужны крепкие зубы. Но у улитки зубов нет. По крайней мере таких зубов, как у детей. Улитка скребет листья с помощью специального устройства — терки. Терка, перетирающая пищу, располагается прямо на языке.
Педагог обращает внимание детей на раковины улитки.
Раковина защищает улитку от непрошеных гостей, и она может укрыться в ней полностью.
В отличие от человека, улитка не может сегодня жить в одном домике, а завтра переехать в другой. Раковина — неотъемлемая часть ее тела. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой. Нам видна только наружная часть тела улитки. Все остальное скрыто в раковине.
У улиток раковина закручена спиралью. И часть тела улитки внутри раковины также скручена.
Педагог предлагает детям осторожно потрогать раковину улитки : она мягкая или твердая? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая?
Раковина твердая, играет роль защитной функции.
Затем педагог предлагает желающим осторожно взять улитку в руки. Как улитка себя при этом ведёт? Прячется в раковину. Почему? На всякий случай, если вмешательство в их жизнь окажется враждебным.
Но дети не сделают улиткам ничего плохого : они просто их искупают, чтобы очистить от лишней слизи.
Можно сначала промыть улиток под водной струей из-под крана или из лейки, а потом опустить на несколько минут в ванночку с теплой водой. Здесь улитки «расправятся», покажут, что купаться им нравится. После этого выкупанных улиток помещают обратно в аквариум, а детям предлагается вымыть руки.
• Пальчиковая игра «Улитка»
В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка ползёт
Потихонечку вперёд.
На цветочек заползёт,
Лепесточки погрызёт.
Рожки в голову втянула,
В домик спряталась, заснула.
Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
Ползёт вперёд по столу.
«Улитка» заползает на «цветочек».
«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).
Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).
Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне».
• Труд на участке. Приготовление салата для улитки.
• Подвижная игра «Улитка»
Цель игры: Упражнять детей в ходьбе. Учить копировать движения.
Ход игры:
Вот улитка по дорожке Дети ходят врассыпную
Ползёт вытянувши рожки. Изображая улитку.
Увидала лист капустный
Очень сладкий, очень вкусный,
Вот созрел и кабачок,
Откушу ему бочок.
Тут ворона прилетела Выходит ведущий в шапочке
И улитку чуть не съела. Вороны.
А улитка задрожала
И в свой домик убежала. Дети приседают.
• Индивидуальная работа.
Подвижная игра «Улитка»
Цель игры: Упражнять детей в ходьбе. Учить согласовывать движения с текстом.
Ход игры:
Ползёт улитка по тропе Дети идут по кругу,
Свой домик носит на спине. взявшись за руки.
Ползет тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Но, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться Дети приседают,
И шаром круглым обернуться. обняв руками колени