Осьмачко Юлия Николаевна
«Мышкина нора». Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет «Мышкина нора».
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Физическое развитие.
Материалы и оборудование:
Декоративные подушки по количеству детей; звукозапись из мира животных; плакат с карточками; конструктор и цветные шарики.
Цель:
Закрепление знаний у детей о жизни диких животных, не впадающих в спячку, в зимний период.
Задачи:
• Ввести понятие - жизнедеятельность;
• Закреплять знания о диких животных;
• Вспомнить животных живущих в норе;
Темочки:
• Расширять познавательный опыт;
• Учить работать по схемам;
• Продолжать учить распределять свои обязанности, работать группами и подгруппами сообща;
• Расширять кругозор;
• Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• Закреплять стремление исследовать мир вокруг.
1. Организационный момент:
Воспитатель: «Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте всех поприветствуем (дети здороваются с гостями). Мы рады приветствовать всех у нас в группе, где сегодня мы погрузимся в мир природы. Ребята, берите подушки и устраивайтесь по удобнее, сейчас мы окунемся с вами в мир прекрасного и удивительного, познакомимся с механизмами жизнедеятельности, которые помогают животным выживать в дикой природе (звучит мелодия из телепередачи «В мире животных»).
2. Беседа:
Воспитатель: «Вы узнали эту музыку? Да, мы сегодня продолжаем знакомство с миром животных. Наверняка вы обратили внимание на слово, которое я недавно произнесла - жизнедеятельность, скажите, как вы его понимаете?
(ответы детей)
На какие два слова можно его разделить? (жизнь и деятельность). Правильно, жизнь и деятельность. Деятельность, т. е. дела и заботы животных, которые помогают им выжить в дикой природе. Что отличает диких животных от домашних?
(дикие животные сами ищут себе пропитание и жилище, а о домашних животных заботятся люди)
А каких диких животных вы знаете?
(волк, лиса, заяц, медведь, тигр и т. п.)
Какие животные всю зиму ведут активную жизнедеятельность?
(волк, лиса, белка и т. п.)
Какие дикие животные зимой впадают в спячку?
(медведь, еж, барсук, суслики, хомяки)
А где они зимуют?
(медведь- в берлоге, еж- в норе, белка в дупле и т. п.)
Кто зимует в дуплах?
(белка, сова, дятел, хорьки, куницы)
А в норах?
(еж, барсук, мышь, хомяк, суслик)
А как готовят они свои жилища к зимовью?
(делают припасы, утепляют)
Верно ребята, все животные в дикой природе готовят припасы и свои жилища к долгой и холодной зиме. Отгадайте, о каком животном у нас сегодня пойдет речь».
3. Загадка.
«Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Как врага он увидал,
Сразу в норку убежал?»
(Мышь)
Воспитатель: «Да, ребята, это полевая мышь. Это очень умное маленькое животное, которое старательно готовит свое жилище к зиме. Скажите, где живет мышь? (в норе) Как вы думаете, что есть у мыши в норе? (лазы, хранилища) Да ребята не так –то и проста жизнь маленькой полевой мышки, ей нужно очень тщательно продумать устройство своего жилья, чтобы жить в тепле, сытости и безопасности. А кто может охотиться на мышь в лесу или в поле? (лисица, сова, куница, хорек, еж, если дети затрудняются с ответом делаем отсыл к «Сказке об умном мышонке» С. Я. Маршака) А если лисица пытается раскопать нору мыши, как ей убежать? (у нее есть второй выход) Верно ребята, ее норка это целый тоннель в котором есть множество ходов и лазеек. Ну что же, давайте посмотрим на экран и увидим нашу сегодняшнюю героиню!»
4. Просмотр видеофрагмента: «В мире животных. Мышка»
Воспитатель: «Вот как много интересного мы узнали об этом маленьком милом животном. А теперь вставайте, пойдемте, посмотрим, как выглядят тоннели мышей под землей».
Дети встают с коврика, педагог предлагает немного размяться прежде, чем продолжить.
5. Физкультминутка «Мышка».
Мышка вышла погулять, (дети шагают на месте)
Себе зерен поискать. (прикладывают поочередно ладони как «козырек»)
Как увидела лису, побежала по листу, (делают маленькие семенящие шаги на месте)
По травинке на дощечку, (прыгают на одной ноге, потом на другой)
Через мостик, через речку.
Прибежала к себе в норку, (шагают как на лыжах)
Положила зерен горку, (хлопают ладонью о ладонь)
И осталась зимовать (делают руки «домиком и приседают)
В теплой норочке опять.
6. Работа с плакатом.
Воспитатель: «Ребята, норы бывают временные и постоянные. Временные устроены просто и служат для временного укрытия в ней мыши. Постоянная нора устроена сложнее, вот так (воспитатель открывает плакат, в ней есть камеры, если сравнивать их с нашими квартирами, то, что это может быть? (комнаты) Отлично, как вы думаете, какие там есть камеры, чтобы мышке полевке было уютно и комфортно? (спальня, кухня и т. п.) Да, некоторые из перечисленных вами ответов, действительно есть у нашей маленькой «подружки». Например, у нее есть гнездовая камера, где она спит, и живут ее малыши, есть несколько кладовых, куда она может сложить свои припасы, есть даже уборная, а также несколько входов и выходов из ее тоннелей. Покажите мне, пожалуйста, где они? (дети показывают) Как вы думаете (обращается к кому-то из детей, где может быть на нашем плакате гнездовая? уборная? кладовые? (ответы детей, воспитатель наталкивает их на мысль о том, что кладовые расположены в тупиках). Хорошо, а давайте на нашей карте сделаем обозначения, где что находится? (обращается по имени к нескольким ребятам с просьбой помочь наклеить на ватман карточки с обозначениями камер). Воспитатель отслеживает с детьми, как один тоннель переходит в другой и подводит их к заключению, что они соединяются так, чтобы можно было везде попасть.
Вот какие сложные тоннели может сделать с виду такой маленький зверек – мышь полевка».
7. Игровая деятельность.
Воспитатель: «Ребята, а давайте и мы с вами попробуем сегодня создать закрытый тоннель с двумя выходами. Пойдемте, я приготовила для вас строительный материал, из которого мы соберем тоннели.
Воспитатель делит детей на 3 подгруппы, вынимая фигуры разного цвета и формы из мешочка. Дети первой подгруппы (серые кружочки) - это команда мышей; второй (коричневые квадраты) – хомяки; третьей (белые треугольники)- барсуки.
Тут есть схемы сборки, которые нам помогут. Давайте найдем те детали, которые нам понадобятся (дети находят). Отлично, на какие геометрические фигуры похож наш строительный материал? (кубы, бруски, цилиндры и пирамиды и т. п.) Ребята первой команды (название, сколько вам понадобится деталей для создания вашего тоннеля? второй команды? а третьей? Обратите внимание, что наши тоннели также сложно устроены, как в природе. Они не просто выстраиваются в ряд, какие –то детали постройки будут находится? (указывает на карточку) (сверху, снизу) А вот эти (слева, справа и т. п.)».
Потом дети поэтапно начинают создавать свои тоннели, на каждом из этапов перед переходом к постройке следующего, они проверяют правильность сборки, запуская шарик. По окончании, детям предлагают запустить своих «мышек» (шарики) в их тоннели и проверить, смогу ли они попасть к запасному выходу из их норки.
8. Рефлексия.
Воспитатель: «Молодцы ребята, мы отлично справились и все наши мышки в случае опасности смогут покинуть свои норки- тоннели»
Воспитатель уводит детей от построек, и снова собирает всех на коврике. Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? О каких животных шла у нас с вами речь? Какое новое слово мы узнали? (жизнедеятельность) Про какого маленького зверька была сегодняшняя передача? Что запомнилось вам больше всего? Что больше всего понравилось? А теперь ребята нам пора попрощаться с нашими гостями, до новых встреч!»