Гаянэ Вайзьян
Конспект открытой НОД в районном семинаре «По морям и океанам» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать уточнению и расширению знаний об обитателях морей и океанов, развивать познавательную активность, умение договариваться друг с другом.
Задачи:
- развивать мышление, речь, мелкую моторику, учить находить сходство и различие у разных обитателей морей и океанов (цвет, форму, размер, повадки, умение передавать выразительными движениями под музыку образы подводных обитателей.
- воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям морей и океанов.
Публикация «Конспект открытой НОД в районном семинаре „По морям и океанам“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- формировать представления о млекопитающих (теплокровные, дышат жабрами, живородящие) и рыбах (хладнокровные, дышат при помощи жабр, живородящие или мечут икру). Обогащать словарь (млекопитающие, фильтр).
Оборудование: музыкальное сопровождение: шум дождя, шум моря, звук грозы, аудиозапись для физминутки К. Сен-Санс «Аквариум»; фотографии на стендах с изображением обитателей морей и океанов; бассейн с водой; лодки-парусники; разрезные картинки с изображением рыб, млекопитающих; шапочки с изображением морских обитателей моря и океана; для коллективной аппликации: контуры морских обитателей, ватман А4, клей и т. д. ; набор для экспериментирования на каждого ребенка.
Предварительная работа: знакомство с познавательной литературой об обитателях морей и океана, беседа о них, просмотр соответствующих мультфильмов, подбор вместе с родителями иллюстраций и картинок, чтение стихотворений о морям, слушание произведений о море.
Ход путешествия:
Выход под музыку О. Газманова «Ты морячка, я моряк».
(Дети выходят одетые в костюмы морячков).
Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Вы любите путешествовать?
Дети: Да, это очень интересно.
Воспитатель: Тогда мы отправляемся в путешествие по морям и океанам. А, что такое море?
1 ребенок: Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
2 ребенок: А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.
Звучит музыка из фильма «Пираты Карибского моря». Выход Пирата с посланием для ребят.
Пират: Здравствуйте, ребята. Я знаменитый капитан Джек Воробей.
Воспитатель: А, что ты делаешь в нашем детском саду?
Пират: Я остался без команды и без корабля и мне нужна новая команда, чтобы оправиться в путешествие по морям и океанам.
Воспитатель: А что это, у тебя?
Пират: Это послание от меня (в руках послание).
Воспитатель: Посмотрите! Это послание для детского сада «Нальмас» группы «Дельфинчики» (читает) «Если вы смелые и отважные приглашаю вас отправиться в путешествие по морям и океанам».
Воспитатель: Отправимся в путешествие, ребята?
Дети: Да.
Пират: Спасибо, вам ребята, что согласились со мной отправиться в путешествие.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь, я предлагаю вам выполнить задание. Ребята, мы, сейчас послушаем разные звуки, а вы попробуйте их узнать?
Звучит фонограмма. Дети угадывают шум дождя, звук грозы, шум моря.
Дети: Это шум дождя.
Воспитатель: Правильно, это шум дождя. Сможете определить следующий звук?
Дети: Это звук грозы.
Воспитатель: Хорошо, это звук грозы. Послушайте, следующий звук.
Дети: Это шумит море.
Воспитатель: Верно, это шум моря. Молодцы.
Пират: Ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое море!
Педагог показывает детям на экране изображение моря, включает фонограмму с шумом моря повторно.
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно?
Дети: Оно красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное.
Воспитатель: А ещё оно манящее. Оно манит нас к себе. Нам так и хочется побывать там.
Воспитатель: А на чём можно отправиться в путешествие?
Дети: На лодке, корабле, паруснике.
Воспитатель: Да, конечно. Это какой вид транспорта?
Дети: Это водный вид транспорта.
Воспитатель: Давайте спустим наши парусники на воду. В добрый путь! Подул лёгкий ветерок, и наша флотилия легко заскользила по морской глади. Дети спускают парусники на воду. Дети подходят к столам, на которых разложены разрезные картинки. Собрав картинки, мы узнаем, кто повстречается нам на пути. Дети делятся на подгруппы и собирают разрезные картинки.
Воспитатель: Ребята, кто изображен на ваших картинках?
Дети: Дельфин, медуза, кит, морской конек и морская звезда (рассказывают).
Пират: Мне будет очень интересно узнать, что вы знаете об обитателях моря.
Выходят по очереди 5 детей. На голове шапочки с изображением кита, дельфина, медузы, морского конька, морской звезды.
1 ребенок: Кит - самое большое животное, хоть и живет в воде. Кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух.
2 ребенок: Дельфин - это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках, они легко поддаются дрессировке.
3 ребенок: Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает.
4 ребенок: Живет морской конек недалеко от берега, в морских зарослях. Очень хорошо прячется от врагов – зацепится хвостом за водоросли и меняет цвет. Хищники проплывают мимо.
5 ребенок: Морская звезда похожа на цветок. Шевелит морская звезда своими лучами и медленно ползет по дну за добычей. У нее нет глаз, а рот – снизу. Найдет ракушку, обхватит лучами, прикроет створки – и съест все, что внутри.
Воспитатель: Спасибо, ребята.
Пират: Спасибо ребята, оказывается, вы много знаете об обитателях моря.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что с нашим морем случилось? (в воде плавает мусор и кусочки пенопласта).
Дети: Море стало грязным, в нем плавает много мусора.
Воспитатель: К чему может привести загрязнение воды?
Дети: Все живое погибнет.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода в морях и океанах стала чище?
Дети: Надо убрать весь мусор.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте проведём эксперимент и попробуем очистить хотя бы небольшое количество воды.
Воспитатель: Джек Воробей, поможешь нам справиться с этой работой?
Пират: Да, с большим удовольствием.
Опыт: «Фильтрование воды»
Дети садятся за столы, перед каждым на подносе набор для экспериментирования. Воспитатель отфильтровывает небольшое количество воды с помощью фильтра из бумаги.
Воспитатель: Здесь у меня стоит стакан с чистой водой. Рядом в крышке песок. У каждого на столах стоит стакан с чистой водой и крышки с песком. Мы сейчас с вами посмотрим, что произойдет с водой, если добавим в стакан с водой песок. Взяли крышечки с песком и добавили в чистую воду. Посмотрите, что произошло с нашей водой?
Дети: Вода стала грязной, серой.
Воспитатель: Правильно. Чтобы очистить воду мы должны взять ткань или фильтр из бумаги и положить его наверх стакана, придерживая рукой, наливаем грязную воду. А теперь сравним, чем лучше очистилась вода? (берет 2 стакана воды, очищенных разным способом). Вода, которую очистили бумажным фильтром, какая?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: Вода, которую мы очистили тканью, стала чище, но не полностью. Ребята, что лучше очищает воду?
Дети: Бумажным фильтром.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас хорошо получилось очистить воду.
Пират: Спасибо, вам, теперь я могу свободно плавать и любоваться красивыми обитателями моря.
Воспитатель: Прежде, чем, дальше, отправляться в путешествие, и узнать, кто из морских обитателей очищает воду в морях и океанах, давайте немножко отдохнем. Под музыку К. Сен-Санс проводится ритмичное упражнение «Подводный мир».
Подводный лес качается
Как будто на ветру
В нём сказочно, таинственно
И в холод и в жару (дети изображают водоросли, плавно покачивают руками).
Небывалой красоты
В море выросли цветы
А цветы те не простые
Лепестки у них живые (дети встают на колено, сохраняя равновесие, сдвигают ладони вместе и шевелят пальцами, изображая распустившийся цветок).
Заблестели ярко струйки,
Серебристые чешуйки
Рыбки разные порхают
Словно звёздочки сверкают (дети ходят по группе, руками имитируя плавательное движение рыб).
Звёзды в небе высоко,
Звёзды в море глубоко,
Там сияют, там сверкают,
А достать их нелегко (дети поднимают и опускают руки в такт словам).
Воспитатель: А, чтобы узнать, кто из морских обитателей очищает воду, необходимо надеть маски для подводного плавания и погрузиться в морские глубины. Дети, надевают маски для подводного плавания и выполняют движения, имитирующие погружение на дно моря.
Воспитатель: Мы очутились в подводном волшебном царстве. На экране изображе-ния, которые воспитатель комментирует. Рыба-бабочка, рыба-ангел, чистит крупных морских обитателей, их рот, жабры, плавники, съедая паразитов живущих в незащищённых чешуёй щелях. Морские губки пропускают через себя морскую воду и удерживают находящиеся в ней частицы. Губки выделяют вещества, убивающие вредных микробов. Морские ежи способны очищать воду от радиоактивных веществ, которые могут вызвать у людей тяжёлые заболевания. Крабы очищают морское дно от больных и мёртвых животных и различных отбросов.
Воспитатель: А теперь поднимаемся на поверхность и снимаем наши маски. Дети выполняют движения, имитирующие поднятие на поверхность и снимают маски для подводного плавания.
Пират: Спасибо вам, ребята. Мне с вами очень понравилось путешествовать. Вы очень дружная и хорошая команда. Но мне пора прощаться. Море зовет, а вам нужно возвращаться в детский сад. До скорых встреч, дорогие друзья.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с нашим отважным капитаном.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие! Покружитесь, покружитесь и в детском саду окажитесь! Мы с вами познакомились со многими обитателями подводного мира. К сожалению, мы их не можем взять с собой, потому что море – это их дом. Давайте на память о нашем чудесном путешествии, создадим свой подводный мир.
Дети под музыку приклеивают готовые контуры морских обитателей на ватман, на котором изображен подводный мир моря.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой мы с вами создали чудесный подводный мир. Давайте, мы еще раз вспомним наших морских обитателей (показывает различных обитателей).
Дети: Дельфин, морская звезда, медуза.
Воспитатель: Ребята, вам путешествие понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто нам помогал в путешествии?
Дети: Капитан Джек Воробей.
Воспитатель: Какие обитатели моря очищают воду?
Дети: Рыба – ангел, краб, морской еж, рыба – бабочка.
Воспитатель: Море надо беречь, не загрязнять и думать об обитателях, живущих в море.
Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы. На этом наше занятие закончено. Спасибо за внимание.