оксана солдатова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Устное народное творчество русского народа»
Цель: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста, посредством приобщения к устному народному творчеству русского народа, к русским народным играм.
Задачи:
Обучающие. :
- уточнить знания детей о жанрах устного народного творчества.
-активизировать употребление в разговорной речи пословиц, поговорок;
-обогащать словарный запас детей названиями предметов быта.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Развивающие:
-развитие эстетической и эмоциональной стороны речи;
-развитие творческих способностей, воображения, внимания, памяти.
Образовательные области:
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы:
Наглядный: демонстрационный материал – папка-передвижка «Устное народное творчество».
Словесный: рассказ воспитателя и детей, беседа с детьми.
Практический: упражнения творческого характера.
Игровой метод :сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, русские народные игры.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок и произведений малого фольклора, роспись русского народного костюма, игры – драматизации по мотивам русских народных сказок, создание мнемотаблиц по русским народным сказкам, организация подвижных русских народных игр, прослушивание русских народных песен и колыбельных.
Знакомство с некоторыми жанрами фольклора – скороговорками, потешками, пословицами, загадками,; разучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры, русских народных игр, шуток-прибауток, потешек, скороговорок, пословиц.
Оборудование и материалы: русские народные костюмы для детей и воспитателя, маски для хороводной игры, кроватка для куклы, кукла, тарелка, яблочко, папка-передвижка «Устное народное творчество».
Ход Образовательной ситуации:
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с русским устным народным творчеством.
-Скажите почему творчество называется «устным»? (передавалось из уст в уста)
- Почему творчество называется «народным»? (автор-народ)
- Почему творчество русское? (придумал русский народ)
Педагог:
- Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось от одного поколения к другому.
Вместо «устное народное творчество» иногда говорят «ФОЛЬКЛОР», что в переводе с английского языка означает «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ, народное знание»
- Колыбельные, потешки, скороговорки, сказки, помогают воссоздавать характерные черты народной речи -НАПЕВНОЙ и МЕЛОДИЧНОЙ, а пословицы и поговорки демонстрируют ее СЖАТОСТЬ и МУДРОСТЬ.
На фоне русской народной музыки
Стихотворение читает ребенок:
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
Воспитатель: Чтобы узнать, что относится к фольклору, мы с вами откроем волшебную книгу фольклора, разворачивает книгу, а в ней ничего нет.
-Что это! Посмотрите, ребята, вы что-нибудь видите, здесь же ничего нет! Ничего не понимаю, что случилось с нашей книгой? Она потеряла свои странички, а без них мы не сможем познакомиться с фольклором. Посмотрите, здесь есть подсказки – загадки. Загадки подскажут, где спрятаны страницы книги. Будьте внимательны.
Педагог: Ребята первая загадка.
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает задание из-за зеркала)
Какой жанр народного творчества здесь представлен?
Первая страница книжки: ПОТЕШКИ:
(кроватка с куклой, проигрываем потешки для маленьких детей)
1 Байки - побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать.
Стали в дудки играть,
Начал Миша засыпать
2 Баю-баю, баю-бай.
Поскорее засыпай.
Баю-баю, спи-усни,
Угомон тебя возьми.
Педагог: Ребята, какие ещё потешки знаете вы?
Следующая загадка:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! задание будем искать там, где у нас в группе книги!
Вторая страница книги: Скороговорки и чистоговорки
Педагог: Давайте разберем из каких слов состоят слова чистоговорка и скороговорка.
Повторите быстро скороговорки.
У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
Цыпленок с курицей пьют чай на улице.
Купили нашей Вареньке варежки и валенки.
Роса на траве, трава во дворе.
Педагог: Молодцы, давайте искать следующую страницу нашей волшебной книги.
Третья загадка:
Бьют их, а они не плачут,
Только выше, выше скачут!
Дети: Это мячик. А мячи у нас в спортивном уголке.
Третья страница книги: Русские народные игры и считалки:
Педагог: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры.
Но сначала они считались, чтобы выбрать водящего:
«Считалки»:
Ехала телега из Москвы,
Потеряла три доски.
Стук — звон, Выйди вон!
Педагог:
-Какие считалки знаете вы?
Считает Эрик: Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить.
Выходи, тебе водить!
Педагог:
-Давайте поиграем в русскую народную игру: «Ворон»
Ой, ребята, та – ра – ра!
На горе стоит гора
А на той горе дубок,
А на дубе воронок
Чёрный ворон в сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу
Он играет во трубу
Труба точеная, позолоченная
Труба ладная, песня складная. Да!
Педагог: Присаживайтесь на стульчики.
Педагог: будем искать следующую страницу нашей книги.
Четвертая загадка
Пишут они, когда диктуют,
Они и чертят, и рисуют, —
А сегодня вечерком
Они раскрасят наш альбом.
Дети: Это фломастеры! Надо искать страницу там, где у нас лежат фломастеры!
Четвёртая страница книги: Пословицы и поговорки:
Педагог:
- Народ умел умные мысли, мудрость говорить коротко, одним предложением. Как называются такие мудрые мысли? (Пословицы и поговорки)
Это ещё один жанр народного творчества. Предлагаю вспомнить пословицы поговорки, с которыми мы с вами знакомились.
Дети:
- Делу – время, потехе – час.
- Книга – источник знаний.
- Сделал дело – гуляй смело.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Педагог: Следующая загадка:
Дайте повару продукты: мясо птицы, сухофрукты.
Рис, картофель, и тогда, ждёт вас вкусная еда.
Дети: это кухня, там мы найдём следующую страницу нашей книги.
Пятая страница книги: Русские народные сказки:
Игра: «Узнай героя русской народной сказки.»
1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
(гуси-лебеди)
2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Алёнушку?
(в козлёночка)
3. Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Значит это (колобок)
4. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
(на курьих)
5. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
(«Волк и семеро козлят»)
6. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
(медведь)
Воспитатель: Молодцы ребята, мы собрали все страницы нашей волшебной книги.
Заключительная часть:
- Что понравилось в путешествии по Устному народному творчеству
-С какими жанрами русского народного творчества мы с вами познакомились?
На память о нашем занятии я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.