МААМ-картинки

Конспект открытого занятия в старшей группе «Устное народное творчество русского народа»

оксана солдатова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Устное народное творчество русского народа»

Цель: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста, посредством приобщения к устному народному творчеству русского народа, к русским народным играм.

Задачи:

Обучающие. :

- уточнить знания детей о жанрах устного народного творчества.

-активизировать употребление в разговорной речи пословиц, поговорок;

-обогащать словарный запас детей названиями предметов быта.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

Развивающие:

-развитие эстетической и эмоциональной стороны речи;

-развитие творческих способностей, воображения, внимания, памяти.

Образовательные области:

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Методические приемы:

Наглядный: демонстрационный материал – папка-передвижка «Устное народное творчество».

Словесный: рассказ воспитателя и детей, беседа с детьми.

Практический: упражнения творческого характера.

Игровой метод :сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, русские народные игры.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок и произведений малого фольклора, роспись русского народного костюма, игры – драматизации по мотивам русских народных сказок, создание мнемотаблиц по русским народным сказкам, организация подвижных русских народных игр, прослушивание русских народных песен и колыбельных.

Знакомство с некоторыми жанрами фольклора – скороговорками, потешками, пословицами, загадками,; разучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры, русских народных игр, шуток-прибауток, потешек, скороговорок, пословиц.

Оборудование и материалы: русские народные костюмы для детей и воспитателя, маски для хороводной игры, кроватка для куклы, кукла, тарелка, яблочко, папка-передвижка «Устное народное творчество».

Ход Образовательной ситуации:

Педагог:

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с русским устным народным творчеством.

-Скажите почему творчество называется «устным»? (передавалось из уст в уста)

- Почему творчество называется «народным»? (автор-народ)

- Почему творчество русское? (придумал русский народ)

Педагог:

- Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось от одного поколения к другому.

Вместо «устное народное творчество» иногда говорят «ФОЛЬКЛОР», что в переводе с английского языка означает «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ, народное знание»

- Колыбельные, потешки, скороговорки, сказки, помогают воссоздавать характерные черты народной речи -НАПЕВНОЙ и МЕЛОДИЧНОЙ, а пословицы и поговорки демонстрируют ее СЖАТОСТЬ и МУДРОСТЬ.

На фоне русской народной музыки

Стихотворение читает ребенок:

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Воспитатель: Чтобы узнать, что относится к фольклору, мы с вами откроем волшебную книгу фольклора, разворачивает книгу, а в ней ничего нет.

-Что это! Посмотрите, ребята, вы что-нибудь видите, здесь же ничего нет! Ничего не понимаю, что случилось с нашей книгой? Она потеряла свои странички, а без них мы не сможем познакомиться с фольклором. Посмотрите, здесь есть подсказки – загадки. Загадки подскажут, где спрятаны страницы книги. Будьте внимательны.

Педагог: Ребята первая загадка.

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает задание из-за зеркала)

Какой жанр народного творчества здесь представлен?

Первая страница книжки: ПОТЕШКИ:

(кроватка с куклой, проигрываем потешки для маленьких детей)

1 Байки - побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать

2 Баю-баю, баю-бай.

Поскорее засыпай.

Баю-баю, спи-усни,

Угомон тебя возьми.

Педагог: Ребята, какие ещё потешки знаете вы?

Следующая загадка:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! задание будем искать там, где у нас в группе книги!

Вторая страница книги: Скороговорки и чистоговорки

Педагог: Давайте разберем из каких слов состоят слова чистоговорка и скороговорка.

Повторите быстро скороговорки.

У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

Цыпленок с курицей пьют чай на улице.

Купили нашей Вареньке варежки и валенки.

Роса на траве, трава во дворе.

Педагог: Молодцы, давайте искать следующую страницу нашей волшебной книги.

Третья загадка:

Бьют их, а они не плачут,

Только выше, выше скачут!

Дети: Это мячик. А мячи у нас в спортивном уголке.

Третья страница книги: Русские народные игры и считалки:

Педагог: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры.

Но сначала они считались, чтобы выбрать водящего:

«Считалки»:

Ехала телега из Москвы,

Потеряла три доски.

Стук — звон, Выйди вон!

Педагог:

-Какие считалки знаете вы?

Считает Эрик: Тики-таки, тики-таки,

Ходят в нашей речке раки.

Стали раки воду пить.

Выходи, тебе водить!

Педагог:

-Давайте поиграем в русскую народную игру: «Ворон»

Ой, ребята, та – ра – ра!

На горе стоит гора

А на той горе дубок,

А на дубе воронок

Чёрный ворон в сапогах,

В позолоченных серьгах,

Чёрный ворон на дубу

Он играет во трубу

Труба точеная, позолоченная

Труба ладная, песня складная. Да!

Педагог: Присаживайтесь на стульчики.

Педагог: будем искать следующую страницу нашей книги.

Четвертая загадка

Пишут они, когда диктуют,

Они и чертят, и рисуют, —

А сегодня вечерком

Они раскрасят наш альбом.

Дети: Это фломастеры! Надо искать страницу там, где у нас лежат фломастеры!

Четвёртая страница книги: Пословицы и поговорки:

Педагог:

- Народ умел умные мысли, мудрость говорить коротко, одним предложением. Как называются такие мудрые мысли? (Пословицы и поговорки)

Это ещё один жанр народного творчества. Предлагаю вспомнить пословицы поговорки, с которыми мы с вами знакомились.

Дети:

- Делу – время, потехе – час.

- Книга – источник знаний.

- Сделал дело – гуляй смело.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Педагог: Следующая загадка:

Дайте повару продукты: мясо птицы, сухофрукты.

Рис, картофель, и тогда, ждёт вас вкусная еда.

Дети: это кухня, там мы найдём следующую страницу нашей книги.

Пятая страница книги: Русские народные сказки:

Игра: «Узнай героя русской народной сказки.»

1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?

(гуси-лебеди)

2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Алёнушку?

(в козлёночка)

3. Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл.

У него румяный бок,

Значит это (колобок)

4. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?

(на курьих)

5. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»

(«Волк и семеро козлят»)

6. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?

(медведь)

Воспитатель: Молодцы ребята, мы собрали все страницы нашей волшебной книги.

Заключительная часть:

- Что понравилось в путешествии по Устному народному творчеству

-С какими жанрами русского народного творчества мы с вами познакомились?

На память о нашем занятии я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Устное народное творчество русского народа»
Опубликовано: 30 октября 2024 в 19:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе «Устное народное творчество русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем оксана солдатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД