Татьяна Михайловна
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие с Дедом Природоведом в Бузулукский бор Оренбургской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область : познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром, нравственно-патриотическое воспитание Вид деятельности детей: Виртуальная экскурсия, игровая деятельность, коммуникативная, двигательная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Путешествие с Дедом Природоведом в Бузулукский бор Оренбургской области».
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Путешествие с Дедом Природоведом в Бузулукский бор Оренбургской области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
2. Методы, формы и приемы реализации содержания занятия Общепедагогические : словесные (разъяснение, беседа, рассказ, пример); наглядные (показ картинок, просмотр видео Монтажа); практические (игры, упражнения, работа по картинкам, вырезание экологических знаков, коллективная работа-наклеивание экологических знаков и животных).
3. Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром, экологическое воспитание; речевое развитие, приобщение к художественной литературе (чтение стихотворения, загадки); физическое развитие.
4. Возрастная группа : старший дошкольный возраст (5-6 лет)
5. Цель: создание условий для формирования экологических знаний через беседу, рассказ, анализ изображений на видео Монтаж, коллективные работы в ходе виртуальной экскурсии.
6. Задачи:
6. 1 Образовательные:
• формировать познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости;
• знакомиться с растениями и животными, обитающими в природной среде Оренбургской области, способами их защиты и охраны.
6. 2 Развивающие:
• систематизировать и расширять представления об экологических связях внутри живой природы, между природой и человеком;
• развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность и внимательность.
6. 3 Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе, экологическую воспитанность; • продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям Оренбургского края, воспитывать чувство патриотизма.
7. Планируемые результаты:
- Проявляют интерес к объектам природы; имеют экологические знания, знают растения и животных Оренбургской области; имеют экологические знания, знают способы охраны животных.
- Знают экологические связи внутри живой природы, между природой и человеком; наблюдают, анализируют информацию.
- Проявляют бережное отношение к природе, экологическую воспитанность; проявляют уважительность к традиционным ценностям Оренбургского края.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) :
•картинки и фотографии с изображением растений и животных Оренбургской области; картинка и фотография красной книги Оренбургской области;
• карточки со стихами, загадками, народными приметами;
• карта Национального парка «Бузулукский бор».
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты :
• рассматривание картинок, карты Национального парка «Бузулукский бор»;
• проведение дидактических игр «Путаница», «Игра «Запрещается-разрешается».
• Физкультминутка «А теперь ребятки встали!»
• Гимнастика для глаз «Глазки вправо, глазки влево!»
• Правила работы с ножницами и клеем.
• Гимнастика для пальцев рук «На двери весит замок»
Образовательная деятельность I.
Вводная часть Содержание
1.1 Введение в тему (вовлечение детей в деятельность) (Музыкальное сопровождение, встаем в круг)
- Дети, поздоровайтесь с нашими гостями и проходите на палас.
- Встаньте рядышком друг к другу, словно месяц полукругом!
- Давайте дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Справа друг и слева друг, стало всем веселей вокруг!
- Послушайте стихотворение Е. В. Климова «Красная книга» и подумайте куда мы с вами отправимся?
- Красную книгу я открываю, Отчего же Красной её называют?
Красный – значит опасность и боль,
Красный цвет кричит нам о том,
Что виды живые умирают кругом.
Книга Красная говорит: Очистите море вы поскорей,
И грязь, Человек, ты в воду не лей!
И станут зелёными книги листы,
И станут счастливее дети страны,
И станет природа богаче и краше.
Красную Книгу читайте все чаще!
- Ребята, догадались куда мы с вами отправимся? (Ответы детей)
- Красный цвет книги, что означает? (Ответы детей) (Опасность – нужна помощь растениям, животным, птицам)
- А, зеленый цвет в книге, что означает? (Ответы детей) (Жизнь – спасенные растения, животные, птицы)
1.2 Мотивация деятельности детей
- Ребята, хотите узнать, что сегодня находится в нашей сюрпризной коробке? - Тогда отгадайте загадку!
На нё м уместилась Вся наша Земля:
Моря, океаны, Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь — В руках унесёшь (глобус). (Ответы детей) (Вынимаю из коробки глобус) - Что такое глобус? (Ответы детей) - Глобус – это модель Земного шара. На Земле есть жизнь - трава, деревья, рыбы, птицы, звери. - Всю эту красоту, всё богатство природы мы должны любить, ценить и беречь.
1.3 Целеполагание
- Так, о чем мы будем сегодня с вами говорить во время нашего путешествия? (Высказывания детей)
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний – Ребята, скажите кто такие дикие животные? (Ответы детей) (Живут в природе, сами строят себе жилища, добывают пищу)
- Помогите разобрать путаницу с животными. (На 2 столах лежат по картинке с животными)
Д/игра «Путаница» Животных, что живут в лесах, Мы оставим на местах. Нужно лишних здесь назвать И из леса их убрать. (Дети убирают лошадь, свинью, козу, кошку, собаку) - Молодцы.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
- Садимся на свои места и спинку держим ровно! - Сегодня мы с вами, совершим экскурсию с Дедом Природоведом по экологической тропе. (Дети смотрят на экран, где их встречает Дед Природовед) Дед природовед : Здравствуйте, дети! Меня зовут Дед Природовед. Так меня зовут потому, что я знаю много тайн и секретов природы. И сегодня я раскрою вам некоторые из них. Посмотрите на картинку. - Ребята, что вы, видите на экране? (Ответы детей) Дед природовед : Остановка первая Национальный парк Оренбургской области «Бузулукский бор». - Если посмотреть на карту сверху, на какую форму похожа? (Ответы детей) (Треугольник) - В Бузулукском бору растут сосны, березы и редкие виды растений. Обитают животные и птицы, включенные в Красную книгу и находятся под охраной. - Что было бы с ратениями и животными, если бы их не охраняли и не занесли в красную книгу? (Ответы детей) - Сегодня осталась только одна сосна из самых старых сосен, ей около 500 лет. Вторая старая сосна засохла. Высота дерева – это 12 этажей дома, требуется 3 взрослых человека, чтобы обнять дерево. Дед природовед : Остановка вторая «Водная красавица» - Отправляемся на озеро «Холерное» - Приглядитесь внимательно. Что это белеет в воде? (Ответы детей) - Что вы знаете о кувшинках? (Высказывания детей) - А знаете ли вы, что Белые кувшинки находятся под охраной? (Ответы детей) - Люди бездумно уничтожают эти прекрасные цветы, собирая из них огромные букеты.
- Помните: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы
- Опустеют все поляны.
И не будет красоты!
- Корни растения находятся на дне озера, а от них вверх поднимается длинный, толстый и гибкий стебель. Листья к стеблям не прикреплены и свободно плавают. Сам цветок обладает интересной особенностью - после восхода солнца, он раскрывается, а ближе к вечеру - закрывается и уходит под воду, всплывая только к утру.
- Существует народная примета: когда погода дождливая или ветреная, цветки растения не выплывают. Так, если бутоны кувшинки не раскрылись в начале дня, вечером будет дождь. - Корни белой кувшинки употребляются в пищу. В сыром виде они несъедобны, поэтому их либо отваривают, либо жарят.
Физкультминутка «А теперь ребятки встали!»
А теперь ребятки встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело! Дед природовед : Остановка третья «Речные плотники» - Это - река Боровка. На реке можно порыбачить, увидеть хатки- домики. Посмотрите, кто-то построил хатку из бревен и веток. Щели, мхом заткнул, глиной замазал. Хороша получилась хатка, только без окон и дверей. Любопытно, кто в такой хатке живет? - Отгадайте загадку: - Работящие зверьки строят дом среди реки - Если в гости кто придет, знайте, что из речки ход! (Ответы детей) - А знаете ли вы, кто такой бобер? (Ответы детей) Не столяры, не плотники, А выстроят плотины- Хоть пиши картины! - Вот так работают бобры! - Бобры умеют нырять, не показываясь на поверхности 15 минут. У бобров уникальные зубы: они растут и самостоятельно затачиваются всю жизнь животного. Дерево толщиной в 5-7 см, они спиливают за 2 минуты. (Показываю толщину дерева на линейке) - Бобры не впадают в зимнюю спячку, поэтому, чтобы зимой не голодать, они заготавливают древесину. - Бобры, обитают у речек, болот. Для того чтобы под водой чувствовать себя комфортно, у бобров есть целый набор уникальных «инструментов» : ушные отверстия и ноздри животного смыкаются, чтобы не допустить попадания в них жидкости, а глаза накрываются специальной мигательной перепонкой, что помогает отлично видеть в воде. Они заботливые родители и детенышей от себя надолго не отпускают. Мама - бобриха, уходя из дому, тщательно закупоривает выход, чтобы бобрята не могли вылезти наружу. Бобры питаются корой деревьев и растениями, а любимое их лакомство - сочные стебли белой кувшинки. Дед природовед : Остановка четвертая «Глухариная песня» - А вот по опушке важно прохаживается большой красивый лесной петух. Это глухарь. Перья у глухаря сине-черные, отливающие изумрудно- зеленым. Еще у него красивый хвост, который он распушает, чтобы привлечь внимание. Днем обитает на земле, а ночью на высоких деревьях. В первые месяцы жизни, птенцы глухарей питаются муравьями и пауками. При опасности прячутся под крыльями своей мамы. - Повзрослев, едят только листья, семена и при опасности прячутся под ветками деревьев. - За что люди назвали птицу глухарем? А может, он и правда глухой? - Прежде чем ответить на эти вопросы, Послушайте внимательно отрывок из произведения Э. Шима «Разговор Глухаря и Сороки».
- Глухарь, охотник идет!
- Теке – теке - теке… - Глухарь, слышишь?
Оглох, что ли?
- Теке - теке вижу… Чего?
Я ведь, когда пою не слышу.
- Охотник, говорю, идет!
- Ах ты, елки-сосенки, верно - ведь!
Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.
- Так за что же глухаря назвали глухарем? (Ответы детей) - Когда глухарь поет песню (токует, он становится практически глухим и слепым, к нему можно подойти совсем близко. Дед природовед : Остановка пятая «Большая кошка» - Посмотрите, кто это прячется среди ветвей? Меньше тигра, больше кошки, Над ушами - кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь! - Поднимайте руки, кто хочет ответить. (Ответы детей) (Рысь) - Кошка, но мышей не ловит, рысь в лесу на деревьях живёт. Глаза желтые, хвост короткий. Лапы рыси крупные, перед подушечками находятся острые когти.
Гимнастика для глаз «Глазки вправо, глазки влево!»
Глазки вправо, глазки влево И по кругу проведем, Мы немножко поморгаем И опять играть начнем! Молодцы ребятки, глазки отдохнули.
Дед природовед : Остановка шестая «Привал в лесу» (Музыкальное сопровождение Вивальди)
- Ну, что устали? Давайте отдохнем и поиграем. (Садимся с ребятами на ковер) - А вот послушайте, что часто мы можем наблюдать в лесу. Бом-бом-бом! Начинается погром. Выезжаем на природу, Сколько здесь в лесу народу! Здесь костер и там костер, Банки, склянки, всякий сор…
Игра «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе.
- Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать и показывать знаки «запрещается» или «разрешается». В лесу шуметь (запрещается) • Оставлять мусор в лесу (запрещается) • Беречь лес от пожара (разрешается) • Собрать мусор в яму и закопать (разрешается) • Рвать букеты цветов (запрещается) • Ходить только по тропинкам (разрешается) • Ломать деревья и ветки (запрещается) • Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается) • Разжигать костры в лесу (запрещается) • Сажать деревья (разрешается) • Беречь лес от пожара (разрешается) • Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается) • Разорять птичьи гнёзда (запрещается) • Ловить бабочек и насекомых (запрещается) • Разорять муравейники (запрещается) • Разрушать грибницы (запрещается)
2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания (Дети садятся за стол, на свои места)
- Не забывайте ровно держать спину. Дед Природовед : Представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу озера, и перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред. Перед вами экологические знаки, нужно их вырезать, разместить и поселить животных с которыми мы познакомились на макет-карте Национального парка «Бузулукский бор». Ребята, кто нам напомнит, как нужно правильно работать с ножницами, поднимите руки? (Ответы детей) (На контейнере с ножницами висит большой, бумажный замок)
Гимнастика для пальцев рук «На двери весит замок»
На двери висит замок (руки в замке) Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая) Потянули, (потянули) Покрутили, (вращаем руки) Постучали (стучим основанием ладоней) И – открыли! (руки разжимаются)
(Музыкальное сопровождение) (Дети, вырезают и размещают знаки на карте, которая находится на доске)
III. Заключительная часть 3.1 Анализ результатов деятельности - А теперь пришла пора, возвратиться нам из Национального парка «Бузулукский бор» друзья. - По экологическим тропинкам мы гуляли и вернулись в детский сад. (Ходьба по кругу) - О чем мы говорили сегодня? (Ответы детей) - Как вы считаете, нужно ли об этом говорить? Почему? (Ответы детей) - В какие игры мы сегодня играли? О чем расскажете дома? (Ответы детей) - Какие правила вы будете соблюдать, находясь на природе? (Ответы детей) (Музыкальное сопровождение)
- Давайте с вами встанем в круг и обнимемся за плечи. - Подведя итог нашей экскурсии, хочу сказать:
- Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. Д. Родович
- Наше занятие закончено. Вы молодцы! (Раздаю экологические знаки на память о нашей экскурсии)
IV. Определение перспективы дальнейшей деятельности
4.1 - У детей проявился интерес к объектам природы; имеются экологические знания, знают растения и животных Оренбургской области; знают способы охраны животных. - Знают экологические связи внутри живой природы, между природой и человеком; наблюдают, анализируют информацию. - Проявились бережное отношение к природе и экологическая воспитанность; проявилось уважительность к традиционным ценностям Оренбургского края.