Светлана Морозова
Конспект открытого занятия «Воздух и его свойства» в старшей группе в рамках проекта по изучению природных явлений
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме : «Воздух и его свойства»
Составила: Морозова С. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8» г. Иваново.
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей
Количество детей: вся группа
Публикация «Конспект открытого занятия „Воздух и его свойства“ в старшей группе в рамках проекта по изучению природных явлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Погода и природные явления
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей, совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воздуха.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Интеграции образовательных областей:
«Познание»
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;
-закреплять знание детей о свойствах воздуха;
«Безопасность»
- закреплять правила безопасности при проведении опытов.
«Коммуникация»
- развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
- обогащать словарный запас детей (лаборатория, эксперименты, сжатие);
- воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;
- развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
Оборудование и материалы: столы, накрытые клеенкой, полиэтиленовые пакеты, стаканы, салфетки бумажные, пипетки, подкрашенная вода, одноразовые стаканчики, (по количеству детей, газированная вода, виноград (можно заменить дольками шоколада) (по количеству детей, на столе воспитателя: веер,в непрозрачный емкостях (стаканы или чашки из непрозрачных материалов) : апельсиновые корки, лимонные корки, чеснок, ватный диск с запахом духов, пустая емкость;два апельсина, два тазика, коктейльные трубочки, бумажные медали за любознательность (по количеству детей). Для экипировки детей: медицинские одноразовые шапочки, фартуки, бейджики с надписью «Научный сотрудник» и эмблемой, воспитатель: белый халат, медицинская шапочка, бейджик с аналогичной эмблемой и надписью «Старший научный сотрудник», у младшего воспитателя – экипировка аналогичная, надпись на бейджике «Младший научный сотрудник».
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воздуха
Просмотр мультфильмов на тему «Лаборатория»
Чтение книги «Пять сказок о ветре для детей»
Просмотр презентации на тему: «Почему воздух нужно беречь»
Дидактическая игра «Воздушный шарик»
Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.
Ход занятия:
1 часть: Вводная
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, чтобы весь день у нас было хорошее настроение.
Мы сегодня с вами отправимся в необычное место – лабораторию (это место, где работают ученые) и на какое-то время сами станем учеными. А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими учеными. А наша группа превратиться в лабораторию. А что мы будем исследовать,вымнескажитесами, отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами познакомимся со свойствами воздуха. Но прежде чем приступить к работе в лаборатории, мы с вами, как настоящие ученые пройдем инструктаж по технике безопасности.
В лаборатории, ребята, надо соблюдать определенные правила:
• соблюдать тишину,
• не перебивать друг друга.
• не мешать друг другу,
• работать тихо, аккуратно, внимательно,
• брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,
• без разрешения не трогать оборудование и приборы,
• запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,
• содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Понятно? Хорошо! Теперь ребята одеваем фартуки, шапочки и бейджики. В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом. Готовы? Теперь пройдем в лабораторию к своим рабочим местам.
II часть. Практическая (опытно-экспериментальная)
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель:Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем.
Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой).
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете? (воздух).
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг). Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, вкакой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Воспитатель:
Возьмите в руки стакан, внутри которого находится бумага.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух. Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане) Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
Опыт №3 (воздух выталкивает жидкость)
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки пипетки. Что в них находится? Наберите в пипетку подкрашенную воду. В пипетке теперь не только воздух, но и вода. Воздух в пипетке сжался, его так и называют «сжатый воздух». Теперь, ребята, нажмите на резиновый колпачок. Жидкость капает из пипетки. Почему? Оказывается, сжатый воздух сильный, и он может выполнять разную работу!
Вывод: воздух может выталкивать жидкость и передвигать ее.
Опыт №4 (в игровой форме) (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. (вызываются 5 детей, им раздают закрытые непрозрачные емкости с апельсиновыми, лимонными корками, чесноком, ватным диском, с запахом духов, пустая емкость). Закройте глаза,а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет ( воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать: духи, апельсин, лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали,только Андрей ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Андрюша ничего не почувствовал,потому что я ему ничего не дала понюхать (участники игры показывают остальным содержимое емкостей).Андрей вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделатьвывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Опыт №5 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться? (ответы детей)
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться. Еще раз помашу веером, и скажите ветер какой (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали (теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
А теперь, ребята, ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
(И. Лебедева)
Опыт №6 (воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воздуха. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывает. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз пока воздух из воды не «выдохнется». По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.
Опыт №7 (плавающий апельсин).
Воспитатель: Один апельсин положить в таз с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удается. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: В кожуре апельсина есть воздух.
Опыт №8 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек не может жить.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха. Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить.
III. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия)
Дорогие ребята! Наше занятие подошло к концу. Подведем итог наших опытов.
Итак, какими свойства обладает воздух :
*воздух - невидимка.
*воздух прозрачен
*воздух бесцветен.
*воздух не имеет запаха.
*воздух движется
*воздух занимает место
Ребята мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
И как все ученые, добившиеся высоких результатов в своих исследованиях, вы заслужили медали за любознательность (воспитатель награждает каждого ребенка медалью).