Наталья Офицерова
Конспект открытого занятия по художественно — эстетическому развитию «Рисование алтайского орнамента» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Рисование алтайского орнамента»
Цель: Учить детей создавать декоративные узоры по мотивам алтайского орнамента.
Задачи:
- Обогащать и закреплять знания детей об алтайском орнаменте;
Публикация «Конспект открытого занятия по художественно — эстетическому развитию „Рисование алтайского орнамента“ в старшей группе» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Открытые занятия. Конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Учить замечать художественные элементы и основные цвета, определяющие специфику «алтайского узора»;
- Развивать чувство ритма и композиции;
- Воспитывать художественный вкус и интерес к национальному искусству алтайцев.
Предварительная работа:
Беседы с детьми об Алтайском крае и его жителях-алтайцах.
Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр видеофильмов о природе Алтая.
Чтение Алтайских сказок. Ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, с алтайскими узорами и особенностями орнамента.
Роспись алтайским орнаментом алтайской юрты, узоров на полосе.
Материал: Оформление выставки иллюстраций к алтайским сказкам.
Плоскостные формы: сапожок, поясок. Варианты алтайских узоров для показа и пояснения детям.
Изоматериалы: Гуашь, кисти, салфетки, вода.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, вы любите сказки?
- Сегодня я приглашаю вас на выставку иллюстраций к алтайским сказкам.
- Давайте вспомним, какие Алтайские сказки мы читали и вы знаете?
(«Ячменное зерно», «Жадный глухарь», «Теертпек», «Сартакпай», «Почему летучая мышь летает только ночью», «Сто умов», «Боролдой Мерген и его храбрый сын»)
- Чему учат детей эти сказки (Мудрости, добру, любить свой народ и алтайский край)
- А что такое Алтай? Чем славится Алтайский край? (ответы детей)
Рассказ воспитателя: Издавна алтайский народ старается выразить свое отношение к жизни, любовь к своему краю, к природе через произведения искусства, через сказки, легенды, сказания. А народные мастера и художники прославляют алтайский край через красивые узоры, которыми украшают посуду, ковры, предметы быта, национальную одежду и обувь. Такие узоры называются алтайский орнамент.
-Я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, и предлагаю сегодня побыть алтайскими мастерами и поработать над орнаментом.
Алтайцы расшивают одежду не только для красоты. Они верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не видит. И вот для того, чтобы духи не приносили людям зла, а на оборот оберегали, помогали в делах, богатырям и воинам в сражениях, мастера наносят орнамент на одежду, обувь и каждый элемент на что-то похож, что-то обозначает. Когда они работали, то тихо пели, как будто зазывали узор, чтобы он не испугался, а прилег как надо. И тогда у богатырей появлялась сила, смелость, отвага, как у Богатыря Сартакпая, который раздвигал горы и создавал реки, дороги для людей. А как бы вы составили свой узор, чтобы он тоже зазывал добрых духов и помогал людям?
- У Алтайцев есть национальные сапоги и пояса, которые должны быть не только удобными, но и красивыми.
- Давайте рассмотрим эти узоры. (рассматривание картинок с изображением алтайских сапог, поясов)
Какие цвета использовали для создания узора?
- Каждый цвет алтайского узора может рассказать нам о природе Алтая и ее красоте, о жизни и традициях алтайцев.
- Синий (что обозначает) цвет неба, воды.
- Красный –символ жизни.
- Желтый – солнце, очаг,рога оленей.
- Какие элементы узора вы видите? Что они обозначают? (линии, изображающие горы, лабиринты, рога животных, птицу в полете, реки)
Предложить детям выбрать силуэт: сапожок или поясок для украшения его орнаментом и подумать, какой орнамент они нарисуют.
Уточнить, какой элемент орнамента рисуется какой кистью, каким способом, как расположить узор, какой цвет краски подобрать.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь затрудняющимся.
Физминутка:
Алтайская народная игра «Угадай, бабушка»
Одного ребенка выбирают «бабушкой»(ребенок отворачивается,закрывает глаза)
Дети становятся в круг, ведут хоровод:
«Мы все по лугу гуляли и в лесочек забежали
Грибы - ягоды сбирать, грибы - ягоды сбирать.
Грибов - ягод не набрали, лишь друг дружку потеряли (один ребенок из круга уходит и прячется)
Не могли его сыскать.
Как домой мы прибежали нашей бабушке сказали:
«Скажи, бабушка наш свет, кого между нами нет?»
(«бабушка» угадывает, какого ребенка нет)
Дети берут свои работы и оформляют выставку.
Рассматривание работ и их оценка, рассказывают какие элементы узора использовали, каким цветом рисовали и почему.
Рефлексия: - Ребята понравилось ли вам сегодня быть алтайскими мастерами, как вы считаете, удалось вам составить орнамент, который привлек добрых духов и помог людям?
Закончим наше занятие замечательным стихотворением об Алтае.
«Есть на карте России величавый Алтай.
Многолик, многогранен этот сказочный край.
Снежные вершины словно до небес,горные вершины и могучий лес.
Дух парит крылатый высоко в горах,отражаясь в вода,словно в зеркалах
Водопады, реки песнь свою поют, а цветы и травы за собой зовут:
Красоту Алтая не пересказать - это надо видеть,сердцем ощущать.