наталья хохлова
Конспект занятия в подготовительной группе «Доктор Одуванчик и лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Доктор Одуванчик и лекарственные растения»
(подготовительная группа)
Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 видов).
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Доктор Одуванчик и лекарственные растения“» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчики. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.
Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения.
Предварительная работа:
экскурсия на огород, сбор лекарственных растений, беседа о лекарственных растениях,разучивание стихов, загадок, сбор гербария.
Материал и оборудование:
засушенные пучки лекарственных растений, пакеты с травами, изображения лекарственных растений.
Ход занятия
Дети рассаживаются полукругом. Перед ними доска с картинками лекарственных растений и засушенными растениями. На столах лежат сухие веточки, пучки, брикеты, коробки и пакеты с лекарственными травами.
Доктор Одуванчик :
- Здравствуйте, ребята! Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечится. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли "травниками". Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Многие растения обладают ценными лекарственными свойствами. Нужно знать родную природу для того, чтобы понимать, какие растения можно собирать в лесу, к каким надо относиться с осторожностью из-за их ядовитости, а к каким- очень бережно из-за их особой уязвимости.
Я собрал много лекарственных растений, чтобы познакомить вас с ними и научить использовать их на практике. Я сейчас загадаю вам загадки, а отгадками будут названия растений.
Загадки:
Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.
(Крапива)
Посмотри, какой цветок!
Как вплести его в венок?
В шапке беленькой стоит,
А подуешь - улетит.
(Одуванчик)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его - сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги.
(Подорожник)
Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
(Ромашка)
В ельнике цветет густом,
Звенит белым бубенцом
(Ландыш)
Доктор Одуванчик берёт из корзинки растения, показывает их детям. Они называют: ромашка, ландыш, подорожник, крапива, одуванчик.
Все эти растения можно назвать - лекарственными.
- Почему?
А если нам нужно использовать эти растения зимой или в то время, когда на улице нет свежих трав, как быть? Кто знает, как хранятся травы?
(В брикетах, пакетах и коробочках в сухом виде).
Что ещё можно приготовить из сухих растений?
Высказывание детей (настои, отвары, сиропы)
-Доктор Одуванчик :
Правильно, засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки или прессуют в брикеты. Потом их помещают в аптеки, на склады, где они хранятся в хорошо проветриваемых помещениях. Дома их надо держать в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
Физкультурная минутка:
Игра “одуванчики”.
-Повторяйте за мной движения.
Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на полянке растут, становятся всё больше.
(Деты тихонечко встают).
Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики.
(Дети раскачивают поднятыми вверх руками).
Ветер подул сильнее.
(Дети разбегаются в разные стороны и бегают на носочках).
Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашютики.
Дети приседают).
Там где упали парашютики.
(Дети приседают, а затем, встают).
Снова будут расти одуванчики.
-Кто знает стихотворение об одуванчике?
(Ответы детей)
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Белое, воздушное,
Ветерку послушное.
Существуют специальные правила по сбору лекарственных трав.
Доктор Одуванчик :
-А теперь я проверю, как вы запомнили наши растения.
Игра «Собери картинку»
Детям дается 4-5 разрезанные и перепутанные картинки, которые нужно собрать.
Дктор Одуванчик :
-Ребята, а вы знаете пословицы или поговорки о этих растениях.
1. И собака знает, что травой лечатся Майская травка и голодного кормит.
2. Тише воды, нuже травы.
3. Жгуча крапива родится, да во щи пригодится
4. Налицо красива, а на язычок — крапива.
5. Без корня и полынь не растет.
Доктор Одуванчик :
-На прощанье я хочу рассказать вам удивительные истории о простых цветах и травах Вьюнок
Цветы вьюнка не только красивы и ароматны, но и обладают чудесными свойствами определять время и предсказывать погоду. Поэтому их называют живыми часами. Как же по цветам вьюнка узнать время?
Оказывается, по утрам они всегда раскрываются в одно и то же время - в 7-8 часов.
Если стоит пасмурная, дождливая погода, то цветы вьюнка не раскрываются вовсе (значит атмосферное давление ниже нормы). Вьюнок приносит людям пользу. Настоем его цветов и листьев лечат болезни желудка.
Иван-чай
У него сильное крупное корневище, оно не уходит глубоко в землю, а как змея ползет по земле. Стебель иван-чая высокий (2 м) и стройный. Он украшен узкими листиками. Яркие розовые цветы собраны в пышные соцветия.
Почему он так называется? Имя Иван всегда было очень распространенным на Руси мужским именем. А чаем эту траву называют потому, что в старину в деревнях крестьяне заваривали высушенные листья и цветы иван-чая кипятком и пили вместо чая. Чай из лепестков этого растения получается красивого розовогo цвета и был очень ароматным. Издавна знали люди о его целебных свойствах. Настои из цветов и листьев обладает противомикробным и успокаивающим свойством. Он помогает при болезнях в желудке, снимает головные боли и улучшает сон.
Итог занятия.
Все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.
Лекарственные растения.
Растение. Какую часть используют. Назначение.
1. Одуванчик лекарственный.
Корень содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечат ожоги, выводит вредные вещества, лечат заболевания желудка
2. Ромашка аптечная.
Цветы Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос;
3. Подорожник большой.
Листья заживляют раны, помогает при ушибах.
4. Ландыш.
Надземную часть успокаивающее средство, назначают при болезнях сердца.
5. Крапива.
Листья. Содержат много витаминов, заживляет раны, останавливает кровь
6. Сосна.
Хвоя, семена, почки успокаивающее средство, отхаркивающий чай, дезинфицирующее действие
7. Ель.
Хвоя, шишки, кора витаминный напиток, для заживления застарелых ран,
8. Береза.
Почки, молодые листья, внешнюю часть коры, березовый гриб. общеукрепляющее действие.
Кровоочистительное и регенерирующее, стимулирует обмен веществ в организме, способствует быстрому его освобождению от вредных веществ, отхаркивающее средство. способствует лечению желудочно-кишечных заболеваний
9. Шиповник.
Плоды, корни тонизирующее, общеукрепляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее, ранозаживляющее, желчегонное, мочегонное, слабительное и антисклеротическое, укрепляют стенки сосудов, повышают защитные силы организма
10. Ягоды малины.
Молодые листья потогонное и
жаропонижающее действие расширяет мелкие сосуды, снимает спазмы, облегчая тем самым работу сердца.
11. Ягоды земляники.
Молодые листья обладает способностью защищать от радиоактивного излучения, нормализует обмен веществ, помогает при сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваниях - язве, холецистите, панкреатите, при кишечных инфекциях, проблемах с почками
12. Мята.
Молодые листья обладает обезболивающим, спазмолитическим и антисептическим свойствами. Вызывает расширение коронарных сосудов. Внутрь применяется при стенокардии, болях в областях желудка и кишечника. Наружно - при невралгических болях, зубной боли, как антисептическое и болеутоляющее средство при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, при бронхите. Является успокаивающим средством.