Мария Клинская
Конспект открытого занятия в старшей группе к 9 Мая «Песни, опаленные войной»
▼ Скачать + Заказать документы
Песни, опаленные войной
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие, музыка.
Программное содержание.
Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны, закрепление представлений о празднике День Победы, знание жанров музыкальных произведений. Способствовать развитию интереса к празднику через песни, танцы и слушание, стимулировать любознательность, творческую и умственную активность. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
Предварительная работа:
1. разучивание стихотворений, песен;
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе к 9 Мая „Песни, опаленные войной“» размещена в разделах
- Военные песни. Песни военных лет
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Темочки
2. беседы о жанрах музыки, о композиторах и поэтах песен военных лет;
3. разучивание танцевальной композиции, инсценировки;
4. создание видеоролика;
5. подготовка презентации, фотоматериала.
Оборудование: экран, презентация, видеоролик, флаги РФ и СССР, синие платки по количеству пар, военное письмо в виде треугольника, гармонь, деревья, пенек, костер (муляж, колпак поварской, фартук, сумка для почтальона, глобус.
Ход занятия.
СЛАЙД – «День Великой Победы»
Звучит музыка «День Победы» муз. В. Агапкина
Дети маршем входят в зал, (у двоих первых в руках флаг РФ и СССР) выполняют проходку, становятся в 1 линию.
МР: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном зале. Ребята, поздоровайтесь с гостями (здороваются).
Сегодня я приглашаю вас в музыкальную гостиную в преддверии великого, очень главного праздника, который отмечает вся наша страна. Что это за праздник? (День Победы)
Есть много праздников на свете, их любят взрослые и дети
И каждый с нетерпением ждет восьмое марта или Новый год.
Но вот сегодня день особенный у нас, счастливы день,великий День Победы.
Ее добились наши прадеды и деды, и мы о ней расскажем вам сейчас.
(дети присаживаются на стулья к экрану, попутно забираю флаги)
СЛАЙД - «ДЕНЬ ПОБЕДЫ- май 1945года»
МР: Дорогие ребята! День Победы отмечаем мы 9 мая!
В этот день 78 лет назад закончилась Великая Отечественная война победой нашего народа над фашисткой Германией. А как она началась, нам расскажет Ксюша Махрова.
Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал такой приказ –
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.
СЛАЙД 2 – Ю. Б. ЛЕВИТАН «О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ»
(со звуком)
СЛАЙД 3 - плакат «Родина-мать зовет!»
МР: В это время, в 1941 году, появляется знаменитый плакат «Родина-мать
зовёт!», который убедительно призывает всех граждан на войну.
Роман: Вставай, народ! Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
Отважно шли солдаты в бой,
За каждый город и за нас с тобой!
Хотели отомстить скорей,
За стариков, за женщин, за детей.
СЛАЙД 4 – «На фронт»
МР: На этой фотографии запечатлены солдаты. Они отправляются, чтобы защитить Москву – столицу нашей Родины. А наша Родина как называется?
Дети: Россия!
Звучит музыка «Наигрыши-гармонь»
МР: Солдаты погрузились в вагон, они едут на фронт и должны взять с собой только самые необходимые вещи. Но у одного из бойцов мы видим музыкальный инструмент. Как он называется?
Дети: Гармонь.
МР: Солдаты брали с собой на войну свои любимые музыкальные инструменты. Ведь музыка помогла людям выжить в тяжёлые дни Великой Отечественной войны. Скажите, какой могла быть эта музыка?
Ответы детей: музыка может быть радостной и грустной, доброй и
злой, суровой и нежной.
МР: Да, вы правы. Много музыкальных произведений появилось в дни войны, и все они были разными, но не только по настроению, но и по жанрам. Какие музыкальные жанры вам знакомы?
Ответы детей: марш, песня, танец.
МР: Как вы думаете, какой из перечисленных жанров смог больше всего поддержать защитника Отечества, идущего в бой с врагом?
Ответ детей: песня.
МР: Правильно. В песне есть слова и музыка, которые дополняют друг
друга. В дни войны композиторы и поэты написали очень много песен. До
нас дошли не многие, лишь те песни, которые смогли отразить и настроение,
мысли, чувства народа. Их пели все: и стар, и млад, на фронте и в тылу. С
самой главной песней мы сейчас с вами и познакомимся.
В первые дни войны родилась песня «Священная война», написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач. Эта песня - гимн, песня - призыв, песня - приказ. Первое слово «Вставай» звучит в песне очень протяжно, длинно. Звучит как приказ. И мольба. Оно очень громкое, это «Вставай»! Потому что наша страна огромна и чтобы докричаться до всех нужно спеть так, чтобы услышали во всех уголках страны.
МР: (проговаривает слово) «Огр-о-о-о-мная» (с широким жестом поднимает руки вместе с детьми) И ритм этой песни как ритм сердца, ритм всех сердец нашей страны. В дни войны эта песня стала и оружием, и паролем, и мечтою, и клятвой. Давайте послушаем эту песню.
Видеоролик «Священная война»
ЗВУЧИТ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА» композитора А. В. Александрова и поэта В. Лебедева - Кумача.
МР: Ребята, скажите, какая песня по характеру? (мужественная, строгая, четкая, величественная) По настроению? (серьезная, грозная, призывающая)
Какие чувства она вызвала у вас? (ответы детей)
МР: Все верно, эта песня была символом, призывом к бесстрашию перед боем, перед врагом. Повторюсь, написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач.
(экран закрывается, дети проходят и выстраиваются в 1 линию)
МР: Знаете, ребята, когда шла война, все кто мог, отправились на фронт. Их провожали матери, любимые девушки, жёны. Они долго смотрели вслед солдатам, махали платочками, и надеялись, что их близкие скоро вернутся. И помогали всем женщинам, поддерживали их песни военных лет, песни, опаленные войной.
Лиана: Песню про синий платочек тихо запел патефон,
В давние годы военные снова уносит нас он.
Кира: Крутится в вальсе пластинка, слышим мы голос родной
Синенький скромный платочек зовёт танцевать нас с тобой.
МР: Давайте исполним танец под известную песню «Синий платочек». Подскажите, кто является композитором? (польский композитор Ежи Петербургский) Автором слов? (советский поэт Яков Галицкий).
(девочки проходят, берут платочки, все ребята становятся по своим местам)
Танец «Синий платочек»
(Затем дети присаживаются на стулья)
МР: Было у нашей армии мощное артиллерийское орудие Боевая машина БМ-13, которую ох! как боялись немцы. Наши бойцы называли его женским именем. Каким, подскажите? (Катюша) Верно! А вы знаете, что есть песня с таким же названием? Кто ее сочинил? (композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский) Расскажите, о чем эта песня? (варианты ответов детей) Эта песня о всех советских девушках, невестах, женах, которые ждали своих любимых с войны и верили, что их мужчины вернутся живыми!
Сережа: Сад весенний радует нарядом,
Он оделся в белый нежный цвет.
Но с Катюшей милого нет рядом,
Софья: В песне шлёт она ему привет.
Милый служит где-то на границе,
Бережёт покой страны родной.
Всей душой она к нему стремится,
Нелегко встречать весну одной.
Елисей: Но так надо - сердцем понимает,
И горда она судьбой своей:
Мир и счастье милый охраняет,
Оттого любовь ещё сильней.
МР: Сейчас ансамбль наших девочек исполнит песню «Катюша».
Песня «Катюша»
МР: С рёвом рвались снаряды, строчили пулемёты, рвались в бой танки,
сокрушая всё вокруг. Земля горела в огне. Фашисты бомбили города, жгли
сёла, убивали людей. Солдаты старались задержать врагов. Они стояли насмерть, самоотверженно сражались за каждый клочок родной земли. Небольшие привалы и затишье между боями напоминали бойцам о доме, о своей семье, близких. О чем думали и что делали солдаты в эти недолгие промежутки времени?.
Инсценировка «На привале»
Стоят 4 пенька, бутафоркий костерок, 2 дерева, гармонь. На пеньках сидят 4 солдата: 1 – пишет письмо, 2 – сидит, отдыхает,3 – играет на гармони, 4 – греется у костра.
Приходят, садятся по своим местам у 2го – автомат у руках, он его чистит. Звучит музыка: «Эх, дороги.»
МР: Темная ночь, не слышна канонада, о любимых своих вспоминают солдаты. Как не хватает им сейчас нежных, любимых и ласковых глаз.
4: А что, ребята, на привале песню спеть? Да где ж гармонь?
3: А гармонь всегда со мной, солдаты, боевая! И в строю!
2: (встает) Запевай, чего же медлишь?
1: (встает) А не спеть ли нам частушки? Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой на войне одной минутки не прожить без прибаутки.
(поют частушки)
3й играет на гармони, остальные танцуют присядку.
Наша русская частушка бьет не в кровь, а сразу в глаз!
В бой пойдем в лихой частушкой, пусть враги боятся нас!
«Все для фронта, для победы!» - стал девиз страны родной.
Все от мала до велика стали дружною семьей.
Есть «Катюша» у солдат, пулемет «Максимка» есть,
А еще – страна родная, всех имен не перечесть!
Нашу Родину мы любим – никому не отдадим!
Страшна ворога погубим, наш народ непобедим!
(садятся)
4: Поглядите – ка, ребята, вон идет к нам почтальон.
2: Покричим ему: (все вместе) «Эй, сюда!»
Входит почтальон.
Все: Здорова! Рады от души!
П: Нет ли здесь у вас Петрова?
4: Есть!
П: Тогда пляши!
(солдат пляшет, остальные хлопают)
П: Получай письмо из дома. (отдает письмо)
П: Жарко было нынче в бою, многих не стало в нашем строю.
Ну ладно, пишите ответ и от нас передайте привет! (уходит)
4: Да, с таким письмом в кармане будет легче воевать.
(Прижимает треугольный конверт к груди, всматривается вдаль, вспоминает)
МР (как голос за кадром) : Жди меня и я вернусь
4: Жди меня и я вернусь
МР: Жди, когда наводят грусть желтые дожди.
4: Жди, когда наводят грусть желтые дожди.
МР: Жди, когда снега метут, жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест писем не придет,
Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет.
Все: Да, вот это да!
Звучит музыка, входит повар.
П: Вы, ребята, под цифрой пятой роты боевой?
Все: (отдают честь) Точно так, они!
П: Всех вас ждет на кухне повар полевой.
Все: Котелки свои возьмем и за кашей все пойдем.
(Под музыку уходят за поваром на стулья)
4: Раз, два, раз, два!
МР. : Молодцы, мальчики! Отлично показали нам кусочек жизни солдат на фронте.
(дети выстраиваются в 1 линию)
МР. : Наш народ смелый, отважный прошёл в годы войны через тяжёлые испытания, но выстоял. Мы победили! И солдаты заслужили высокие слова похвалы. День 9 Мая стал всенародным Днём Победы!
Звучит аудио запись: СООБЩЕНИЕ Ю. Б. ЛЕВИТАНА О КАПИТУЛЯЦИИ
Влад: Победа! Победа! – Проносится весть по стране!
Конец испытаньям и бедам, конец этой страшной войне!
МР: 9 мая 1945 года в первый мирный день после войны все люди вышли на улицы! Люди пели, веселились, плясали, поздравляли друг друга. Это был всеобщий праздник! 78 лет прошло с тех пор, как взвился красный флаг Страны Советов над рейхстагом в городе Берлине. 78 лет назад закончилась самая кровопролитная война. Но память о тех, кто отстоял мир для нас, жива в сердцах людей. Ребята, взгляните на глобус, это наша планета – наш мир! Он такой сильный и такой хрупкий, поэтому мы должны его беречь, дружить, жить мирно ради памяти тех, кто не пожалел своей жизни, чтобы мы с вами жили в согласии.
Саша: Зачем на Земле эти войны нужны?
Давайте жить в мире, согласии, любви.
Сережа: Пусть солнышко светит и птички поют,
Прошедшие дни только радость несут.
Ксюша: Давайте забудем о зле и войне.
И счастливы будем на нашей Земле!
Песня «Салют Победы»
МР: Ребята, на этой замечательной песне наша музыкальная гостиная завершает свою работу. Мне очень понравилось какими вы сегодня были внимательными слушателями, как здорово, серьезно и доблестно вы исполняли песни, как выразительно читали стихотворения, как нежно и трепетно танцевали. А вам что понравилось на нашей встрече? Что запомнилось? (ответы детей)
МР: Спасибо вам огромное, ребята. Давайте попрощаемся с гостями и отправимся в группу.
(дети прощаются с гостями и уходят под песню «День победы»)