Наталья Карелова
Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности «Секреты воды» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в рамках опытно
-экспериментальной деятельности «Секреты воды» (средняя группа).
Воспитатель: Карелова Наталья Анатольевна.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Цель:
развитие исследовательской активности в процессе детского экспериментирования. Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Публикация «Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности „Секреты воды“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
развивать любознательность, наблюдательность, внимание, мышление, речь. Расширять представление о свойствах воды, о ее значимости. Формировать бережное отношение к окружающему миру. Стимулировать желание исследовать окружающий мир. Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет). Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.
Материалы:
Стаканы (помечены цифрами, подставки, ложечки, сахарный песок, карточки «Свойства воды», ведерки.
Предварительная работа: Беседы на тему: «Вода в природе»
Рассматривание иллюстраций «Вода в природе»
Изготовление опорных карточек по свойствам воды.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Дождик»
Ход занятия:
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь к нашим гостям. Давайте поздороваемся с ними сначала глазами. Поздороваемся руками. Поздороваемся мы ртом. Здравствуйте.
Для того, чтобы у нас было хорошее настроение, поздороваемся со всем, что нас окружает.
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты, эксперименты. В лаборатории кто работает?
Ответы детей
Воспитатель: Вот и мы сегодня будем учеными, лаборантами, которые проводят опыты. А вот с каким материалом, веществом мы будем экспериментировать в нашей лаборатории вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте внимательно.
Загадка:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
(Спросить почему так считают)
Молодцы, сразу догадались, что это вода.
Где встречается вода в природе?
А кому нужна вода? (насекомым, рыбам, растениям, животным, человеку)
Для чего человеку нужна вода?
Ответы детей
Воспитатель: да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, купаться, стирать одежду. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Мы знаем стихотворение о воде. Которое сейчас расскажем нашим гостям.
Стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
(Даша)
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
(Артем)
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
(Полина)
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
(Бабур)
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
(Аня)
Смею вам я доложить (Самсон)
Без воды нам не прожить! (Все вместе)
Раздается стук в дверь Музыка дождя.
Воспитатель: «Интересно, кто это?» (Входит «Фея Доброго дождя»)
Фея: Это кто тут говорил про воду?
Здравствуйте, взрослые
Здравствуйте, детишки
Девчонки и мальчишки
Я Фея Доброго дождя
Капельки-мои друзья
Они стекаются в ручей
И в речку. Даже в море.
Пришла я к вам сюда не зря
Хочу узнать секреты я, воды.
Хочу знать про воду все.
Воспитатель: Дети, давайте откроем секреты воды, а Фея пока посмотрит, как мы это делаем.
Воспитатель: Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята посмотрите пожалуйста, перед вами стоят два стаканчика один с водой и другой пустой. Теперь возьмите стаканчик с водой под номером один и медленно перелейте воду в пустой стаканчик под номером два. Слышите, как она звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она, какая? (твердая или жидкая)
Дети: ответы
Вывод: Вода-жидкость.
Воспитатель: Вот мы и открыли первый секрет воды.
Вода-жидкость. (воспитатель прикрепляет опорную карточку на доску). Повторяем вывод.
Воспитатель: Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуйте аппетитный запах? Что нам помогает чувствовать запахи?
Ответы детей.
Правильно чувствовать запахи нам помогает наш нос. Давайте понюхаем чистую воду в стакане под номером два, она чем-нибудь пахнет? Чистая вода имеет запах?
Ответы детей.
Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель: Вот мы и открыли еще один секрет воды. (Повторяем его и карточка на доску.)
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
Возьмите пожалуйста стакан с молоком и стакан с водой под номером два.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята у вас на подносе лежат два камешка, возьмите и опустите один камень в стакан с молоком, а второй в стакан под номером два с водой. Скажите пожалуйста в каком стакане видно камень? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.
(Дети делают вывод с помощью воспитателя о том, что молоко не прозрачное, а чистая вода прозрачная)
Воспитатель:
Вот мы и открыли еще один секрет воды : чистая вода прозрачная
(карточка на доску) Повторяем вывод.
Фея: Молодцы ребята, как хорошо вы раскрываете секреты воды.
Хотите немного отдохнуть?
Разминка «Дождик» стоя возле столов.
Дождик, дождик веселей (показывают, как каплет дождик всей кистью)
Капай, капай не жалей
(брызгают пальчиками)
Только нас не замочи
(домик над головой смыкают пальчики)
Зря в окошко не стучи
(стучат кулачок об кулачок)
Брызги в поле пуще
(показывают брызги пальчиками)
Станет травка гуще
(растопыривают пальчики, качают ими).
Воспитатель: Будем раскрывать секреты воды дальше?
Дети: Будем.
Воспитатель: Давайте сейчас с вами попробуем воду на вкус. Возьмите стаканчик под номером три с трубочкой и попробуйте воду. Какая она?
Дети пробуют, приходят к выводу, что чистая вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Это еще один секрет воды.
(Карточка прикрепляется на доску). Повторяем вывод.
Воспитатель: а у воды может появиться вкус? Что для этого можно сделать?
Дети дают разные варианты ответов.
Воспитатель: Давайте попробуем размешать в воде ложечку сахарного песка
Дети размешивают.
Воспитатель: Появился вкус?
Дети: Появился
Воспитатель: Какая стала вода?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: А если бы мы размешали соль, какая была бы вода?
Дети: Солёная.
Воспитатель: если выжать в воду лимон. Какая будет вода?
Дети: Кислая.
Воспитатель: Значит, вода может менять свой вкус?
Дети: Может.
Воспитатель: а чистая вода имеет вкус? Дети, чистая вода не имеет вкуса (ещё раз обращаем внимание на карточку на доске).
Фея: Ой, как интересно. Сколько секретов? Какие вы молодцы…
Воспитатель (вмешаться) : Да. Уважаемая Фея. Мы вместе с ребятами раскрыли много секретов воды. Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и подвигаемся.
Снимаем фартуки. Выходим на танец.
Физкультминутка. Танец
Фея: Ах какие молодцы! Вот порадовали! Я же Фея дождя и танец про дождик. Спасибо. А скажите ребята можно пить дождевую воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, скажите, где можно встретить чистую воду-
прозрачную, без вкуса и запаха?
Дети: в чайнике, в водопроводном кране.
Воспитатель: Чистую воду надо беречь- закрывать кран. Воспитатель: а пить воду из - под краном можно?
Дети: Нет.
Воспитатель: Пить можно только очищенную воду или кипяченную.
Фея: Ах, какие молодцы! Раскрыли главные секреты воды. А вы их запомнили?
Воспитатель: Давайте повторим для Феи.
Дети повторяют свойства воды, опираясь на схемы.
Вода --- жидкая,
Вода --- не имеет запаха
Вода --- не имеет вкуса
Вода --- прозрачная
Воспитатель: Уважаемая Фея доброго дождя, мы много раскрыли секретов воды. Но это не все ее секреты. Ребята, вы еще многое узнаете о воде и ее секретах, но это будет в другой раз.
Фея: да, а мне пора в путь. Спасибо, до свидания.
Дети прощаются с феей.
Воспитатель: Дети, а вам понравилось узнавать секреты воды?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы ребята сегодня вы узнали много нового, узнали, как вода меняет свои свойства, какую воду можно пить, где она встречается, для кого она нужна как бережно к ней относится надо.
Все вместе: Вода- это радость земли,
Вода- это счастье земли,
Вода- это чудо земли,
Воду ты всегда береги!
Воспитатель:
Ребята мы с вами сегодня большие молодцы. Повернемся к нашим гостям. Скажем нашим гостям, спасибо за то, что они к нам сегодня пришли в гости. СПАСИБО. скажем друг другу спасибо. СПАСИБО. Похлопаем в ладоши. ХЛОПАЕМ. Скажем до свидание нашим гостям. ДОСВИДАНИЕ. Возьмемся за руки и продолжим наше путешествие на улице.
Занятие окончено. Дети под музыку уходят.