Ольга Перетятько
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Чудеса природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- расширить представления детей о чудесах природы родной страны;
- уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о явлениях неживой природы - радуга, северное сияние, извержение вулкана;
- расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, кратер, жерло, лава);
- формировать навыки коллективного общения, партнерские отношения у детей в процессе исследовательской деятельности.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе „Чудеса природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать познавательную активность, интерес к миру природы, любознательность, внимание, мышление, умение проводить опыты, делать выводы;
- развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя, рассуждать, понятно для окружающих выражать свои мысли.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, дисциплинированность, культуру речевого общения;
- воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийный проектор, флэшка, ноутбук; презентация; CD- диск, фонарик; видеоролик о северном сиянии; макет вулкана, смесь для извержения: пищевая сода, гуашь красного цвета, лимонная кислота, моющее средство для посуды, вода, стаканчики; ёмкости с водой; заготовки цветов лотоса.
Ход:
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и друзьям
С добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим.
- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (здороваются) и подарим им на весь день свои улыбки и хорошее настроение.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей) Предлагаю всем вместе, заглянуть в разные уголки нашей Родины и окунуться в мир природы. Природа хранит много тайн и чудес. Сегодня мы попробуем разгадать некоторые из них. Для этого нам надо встать в круг (дети встают в круг).
Давай с тобой обнимемся (обнять друг друга за плечи).
И над землей поднимемся (поднять руки вверх и встать на носочки).
Тепло сердец соединим, (прижать ладони к сердцу).
И станем солнышком одним (взяться за руки).
Скорость света набирая, (двигаться по кругу, взявшись за руки…
По Вселенной мы летим,
На планету с чудесами
Поскорей попасть хотим.
Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть первое чудо природы, вам надо отгадать загадку: (слайд 2)
Через реку – прыг да скок
Перекинулся мосток
Подружила берега
Семицветная дуга… (радуга)
(слайд 3 - картинка радуги)
Воспитатель: Правильно, это - радуга. Удивительное явление в природе. Присаживайтесь, (дети садятся на ковёр). В какое время года можно увидеть радугу? (Радуга появляется летом, но можно увидеть весной и осенью). При какой погоде? (Когда во время дождя светит солнце). Кто может рассказать нашим гостям, как образуется радуга? (Слайд 4)
Ребёнок на слайде показывает и рассказывает гостям, как образуется радуга?
Ребё нок: Радуга появляется, когда лучи солнышка проходят в воздухе через мелкие капельки воды, преломляются и переливаются разными цветами.
(Слайд 5) Воспитатель: Верно. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их (ответы детей). Какие предложения помогли вам запомнить цвета радуги?
- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан;
- Крот овце, жирафу зайке гладил старые фуфайки;
- Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь;
- Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп.
Воспитатель: От чего зависит яркость цветов радуги и ширина полос? (От размера капель в воздухе. Если капли крупные, то радуга яркая. Если мелкие, то радуга кажется бледной, еле заметной).
Воспитатель: Ребята, с помощью слайдов, расскажите нашим гостям, какие бывают радуги.
Просмотр слайдов с видами радуг с объяснением, как они образуются.
(Слайд 6) Двойная радуга – солнечные лучи дважды отражаются в каплях, находящихся выше капель, дающих обычную радугу.
(Слайд 7) Тройная радуга – объясняется тем, что солнечные лучи трижды отражаются в каплях, находящихся выше капель, дающих обычную радугу и двойную.
(Слайд 8) Зимняя радуга (огненная) – появляется во время сильного мороза и яркого солнца. Капельки воды в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда, и появляется радуга. «Зимняя радуга» – бледная. В народе говорили: Зимой радуга - к крепкому морозу!
(Слайд 9) Лунная радуга или ночная – появляется только при полной Луне, не закрытой облаками и при ливневом дожде. Она не такая яркая как днем. Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.
(Слайд 10) Перевёрнутая радуга – очень редкое явление. Появляется, когда на небе, на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Цвет в перевё рнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, снизу – красный.
(Слайд 11) Туманная радуга – появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из очень мелких капелек.
С земли радуга часто выглядит как дуга или как полукруг; но если смотреть с большой высоты, например, с самолёта, то оказывается, что она имеет круглую форму. (Слайд 12)
- А вы хотели бы увидеть радугу прямо сейчас? (Ответы детей.) Давайте подойдём к столам и проведём опыт.
(Слайд 13) Опыт «Радужный диск».
Для нашего маленького чуда нам понадобятся: CD- диск, фонарик.
Ход опыта: Возьмем диск. Направим на него фонарик так, чтобы на его зеркальную поверхность попадали лучи света от фонарика. Изменяем наклон CD-диска, и тогда мы сможем увидеть множество «радужных» узоров.
Вывод: свет преломляется на зеркальной поверхности диска, как солнечный свет в капле воды. Поэтому мы можем увидеть «радужные» узоры.
Воспитатель: Пока мы с вами рассматривали радугу, наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть. (Слайд 14)
Гимнастика для глаз «Чудеса».
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза.)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)
Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)
Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Наши глазки отдохнули, и мы с вами готовы встать в круг и продолжить наш путь.
Давай с тобой обнимемся.
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним.
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
На планету с чудесами
Поскорей попасть хотим.
( слайд 15: Антарктида)
- Ребята, мы прилетели на север нашей страны. Перед вами - Антарктида. Именно здесь можно увидеть необычайно красивое природное явление - северное сияние.
(слайд 16 - картинка Северного сияния)
Воспитатель: А вы знаете, что северное сияние может петь, но эти звуки не слышны человеческому уху. Нужны специальные приборы. Полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток. А вы хотели бы увидеть его? (ответы детей.) Сейчас, мы с вами посмотрим, видеоролик об этом чуде природы и послушаем красивую песню о нем.
(слайд 17) Просмотр видеоролика о Северном сиянии
Воспитатель: Нам пора покидать северные просторы нашей страны. Дальше нам предстоит посетить полуостров Камчатка. Полетели? (Дети строятся в круг).
Давай с тобой обнимемся.
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
На планету с чудесами
Поскорей попасть хотим.
(слайд 18- Камчатка). Воспитатель: Вот мы и прилетели с вами на Камчатку. (Воспитатель предлагает им присесть). Какое чудо природы мы увидим тут, узнаем, когда отгадаем загадку (слайд 19).
Есть опасная гора,
Может вдруг ожить она.
Дымом, пламенем дышать,
Магму может извергать.
Люди в мире разных стран
Знают, что она -…. (Вулкан)
( слайд:20- картинка вулкана на Камчатке)
Воспитатель: Правильно ребята - это вулкан. Что такое вулкан? (Вулкан – это гора, сделанная не из камней, а из лавы.) На что похож вулкан? (На пирамиду, конус). Давайте вспомним строение вулкана ( слайд:21 картинка – строение вулкана.)
Воспитатель: Ребята, как называется огромная яма в виде чаши или воронки на вершине горы? Кратер.
- Как называется дорога или канал, по которой поднимается лава. (Жерло вулкана).
- Как называется огненно – жидкая масса, которая вытекает из вулкана при извержении? (Лава.)
- Из чего состоит лава? (Из камней и металла, которые находятся внутри нашей планеты, плавятся от высокой температуры и вырываются на поверхность).
Воспитатель: Ребята, какие бывают вулканы? ( слайд:22- виды вулканов) (Действующие, спящие и потухшие). Объясните мне, что значит:
- «потухшие» вулканы? (Вулканы, которые замерли).
- действующие вулканы? (Вулканы, которые действуют сейчас или действовали совсем недавно).
-спящие вулканы? (Вулканы, которые могут проснуться в любое время).
- А почему просыпаются вулканы? (Внутри нашей планеты есть плиты, которые постоянно движутся. В движении они наползают друг на друга. Верхняя плита образует гору, а нижняя плита погружается внутрь земли, плавится от большой температуры, превращаясь в жидкость, и находя слабые места Земли вытекает на поверхность).
- Кто помогает учёным - вулканологам определить, когда и где начнётся извержение вулкана? (Приборы, установленные на Земле и спутниках.)
( слайд:23) Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" – (присесть)
Из жерла лаву извергать. (постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз).
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! (одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак)
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, мимикой показать грозность вулкана)
Но вот он начал уставать –
Огонь в нём начал угасать. (медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)
Последний раз огнём дыхнул. (сидя в приседе, долгий сильный выдох).
И на десятки лет уснул. (складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
( слайд:24) Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на одно из чудес - извержение вулкана? Проходите к столу. Перед вами самый настоящий спящий вулкан (макет вулкана, он пока спит. Чтобы его разбудить нам с вами понадобится: пищевая сода, гуашь красного цвета, лимонная кислота, моющее средство для посуды, вода.
Опыт «Извержение вулкана»
Оборудование: макет вулкана; смесь для извержения: пищевая сода - 2 ст. ложки; гуашь красного цвета – 1 ч. ложка; лимонная кислота - 2 ст. ложки; моющее средство для посуды -1ст. л. ; вода -150мл.
Ход.
Воспитатель: В кратер вулкана нальём воды (дети распределились, выбрали один из препаратов и поставили перед собой, добавим лимонную кислоту, гуашь красного цвета, размешаем и наконец, добавляем соду).
Воспитатель: Вот мы и увидели извержение вулкана. Понравился вам опыт? (ответы детей). Ребята, продолжим наше путешествие? (ответы детей). Сейчас, мы с вами отправляемся в Астраханский край.
Давай с тобой обнимемся.
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним.
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
На планету с чудесами
Поскорей попасть хотим.
( слайд:25 Астраханский край)
А какое чудо природы мы увидим там, мы узнаем, отгадав следующую загадку. (Слайд 26)
Из воды торчит бутон,
На ветру качается.
Когда солнышко пригреет,
Сразу распускается! (Лотос)
(Слайд 27) Воспитатель: Лотос - это чудо Астраханского края. Его еще называют Каспийской розой. (Слайд 28) Июль-август - яркое зрелище для туристов, которые посещают лотосовые поля. Лотос занесен в красную книгу, рвать его нельзя, да и не имеет смысла, так как у сорванного цветка быстро опадают лепестки.
(Слайд 29) А сейчас мы с вами проведем опыт «Цветы лотоса» и увидим, как распускаются цветки лотоса.
Оборудование: ёмкости с водой, цветы лотоса.
Ход.
У вас на столах стоят ёмкости с водой, лежат цветы лотоса. Возьмите цветок и согните каждый лепесток лотоса к центру (дети выполняют задание). А теперь, опустите лотосы на воду, налитую в емкость.
Воспитатель: Ребята, что происходит с цветами? (ответы детей). Да ребята, цветок распустился у нас на глазах! А знаете, почему это происходит?
Вывод: (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки раскрываются).
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора стать в круг и вернуться в детский сад.
Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним.
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
И с планеты с чудесами
В детский сад попасть хотим.
Вам понравилось путешествовать? (ответы детей). А какое чудо природы вам понравилось больше всех? (ответы детей). Мы увидели только малую часть того, насколько прекрасен и разнообразен чудесный мир нашей природы. И в заключении, я хочу обратиться к вам - (Слайд 30)
Не разрушайте природы дом
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
Наше путешествие закончилось.