Фарида Керимова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Театр»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ЦРР Детский сад № 7 «Ласточка» г. Каспийска РД»
«ТЕАТР»
Воспитатель: Ф. Н. Керимова
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Театр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цели: Через театрализованные игры реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий потенциал детей, их талант.
Задачи:
- закреплять и расширять представления детей о театре, его истории, об игре актёров: каким он был в древние времена, каким стал сейчас.
- учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние;
- развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;
- развивать пантомимические навыки;
- развивать творческое воображение, фантазию, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление;
- поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя роль и играть её;
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные способности.
Образовательная область:
«Познавательное развитие» - воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира; обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;
«Социально-коммуникативное развитие» – поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;
«Речевое развитие» - развивать диалогическую речь
«Художественно-эстетическое развитие» – продолжать формировать художественный вкус, развивать творческую активность дошкольников;
«Физическое развитие» – способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной деятельности и в подвижных играх.
Словарная работа: Грим, занавес, декорации, афиша, аплодисменты, актёр, режиссёр, драмтеатр, пантомима, мимика, жесты.
Материал: иллюстрации с изображением театров, ширма, теневой театр «Рукавичка», магнитофон, аудиокассеты, театральные маски на палочке 15 шт. (грустные и весёлые).
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихотворений, разыгрывание их по ролям, заучивание стихотворений, рассматривание пиктограмм мимики и жестов, изготовление афиши, рассказывание сказок «Маша и медведь», «Лисичка сестричка и серый волк», «Колобок», «Красная Шапочка», «Приключение Буратино», «Кот в сапогах.
Ход занятия.
Воспитатель: - Давайте порадуемся солнцу и птицам!
Давайте порадуемся улыбчивым лицам!
«Доброе утро» скажем друзьям! «Доброе утро» останется нам! Воспитатель: - Хочу пожелать, чтобы у вас всегда было доброе утро, добрый день и замечательным вечер. Надеюсь, что так оно и будет.
Ребята, когда мы зашли в класс, на столе стояла красивая коробка, на которой написано-
«Сюрприз для ребят из детского сада». Давайте посмотрим.
-Это цветные косынки! Такие красивые, яркие. Если нам передали косынки, их нужно завязать. А для чего они нужны, мы поймём позже. Выберите себе ту, которая вам понравилась.
А мы бросаем скуке вызов,
Потому что, потому,
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому!
-С сюрпризом мы, почти что разобрались, а сейчас я хочу пригласить вас совершить увлекательное путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Но прежде, чем начать наше путешествие - игру, я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно. (театр)
Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию, где показано здание театра.
Воспитатель: - Ребята, скажите, что это такое?
Ответ детей: - Это здание театра.
Воспитатель: - Да, речь сегодня пойдёт о театре. Знаете ли вы, что такое театр? Я хочу немного рассказать об истории театра, а вы мне будете помогать.
- Слово «театр» греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад в Древней Греции. Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места.
Показ иллюстрации.
- Когда играли грустную пьесу - одевали хмурые маски, когда весёлую пьесу – улыбающиеся маски. Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы – это бродячие театры, в них актеры выступали прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.
Показ иллюстрации.
- Прошли годы, в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступают актёры, которые показывают спектакли для нас, для зрителей.
-Мы живём в ЛНР, главный город нашей республики – Луганск. В Луганске есть театры (показываю иллюстрации, обращаю внимание на красоту зданий).
У нас в городе есть театр? (Есть Дворец культуры им. Горького, где приезжие артисты показывают разные представления для детей и взрослых). Рассматриваем изображение Дворца культуры.
Дети, кто из вас был в театре?
- Скажите, какие театры бывают?
Ответ детей: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.
- Правильно, молодцы.
- Во всех театрах работает очень много людей.
Звучит стихотворение «Кто работает в театре?», дети договаривают слова-определения.
Поставит танцы балетмейстер,
Займется голосом хормейстер,
В оркестре на подбор таланты,
Что дирижер, что музыканты.
Еще, конечно, режиссер,
Художник, бутафор, гример;
Покажет вам, где что лежит,
Ответственный - за реквизит.
Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек – артист.
- Хотите стать актёрами?
Ответы детей: Хотим.
- Чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь.
Что должен уметь делать актёр?
Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.
- Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.
А скажите мне, друзья.
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису.
Или на волка, или на козу?
Или на принца или на Ягу.
Иль лягушку, что в пруду?
(Ответы детей: надеть театральные костюмы, маски, загримироваться).
А без костюма можно, дети.
Превратиться, скажем, в ветер.
Или в дождик, иль в грозу.
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь друзья?
(жесты и конечно мимика)
Что такое мимика?
(выражение нашего лица)
Бывает, без сомнения, разное настроение.
– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.
Вам задания я дам,
Выполнить спешите.
– Удивитесь, как Незнайка,
- Разозлись, как Карабас,
– Загрустите, как Пьеро,
– Улыбнитесь, как Мальвина
- Веселись, как Буратино,
– Всем нам очень хорошо!
Верно, ну а жесты?
(это движения) А вы знаете, что движениями рук и тела
тоже можно говорить. Этот язык называется языком жестов. Актеру театра
нужно хорошо владеть этим языком. А теперь друзья настала время узнать, для чего нам нужны косынки. Вы станете все - артистами и попробуете сыграть небольшие роли в этюдах. (На первый этюд выходят дети те, у кого синие косынки)
1.
Смотрите лужа впереди,
Её нам надо обойти
А вот большущее лежит бревно,
Нам очень трудно перелезть через него
Теперь тропинка стала так узка
Что балансировать приходиться слегка
А вот глубокий и широкий ров
И из него воды нам слышен рёв
Как через ров мы перейдём?
Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком
И вдруг мы в сказке очутились
Взглянув вокруг, мы сильно удивились
Бежит зайчишка озорной
Постой, трусишка, не беги, постой
Мы так же прыгаем, как ты,
Не веришь, ну-ка посмотри!
Умеем красться, как хитрющая лиса,
Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа!
Умеем рыскать как сердитый волк,
Которого зовут, «зубами щёлк»
Сумеем и, как мишка мы пройти
Сметая всё, что попадётся на пути
2.
Пойдём, как маленький ребёнок
Который только из пелёнок
И учится лишь делать первые шаги
Ох, до чего ж трудны они!
Теперь как девочка примерно пяти лет
Которой дали множество конфет
Её восторгу, радости предела нет!
Как девушка на тонких каблучках
Что ходит, гордо, голову подняв
Как взрослый, умудренный жизнью человек
А вот теперь мы разом постарели,
Передвигаем ноги еле-еле
А чтобы легче было нам идти
На палочку мы обопрёмся по пути
(Третий этюд обыгрывают все дети)
3. Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь,
Кто же это спит? (Медведь.)
Вот он, Мишенька - медведь,
По лесу он ходит.
В дуплах мед находит,
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу,
Сластена косолапый.
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят Мишку:
«Не ешь наш мед, воришка!»
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает,
И пчелок вспоминает.
- Ребята, какой персонаж вам больше всего понравился? Ваши друзья прекрасно справились с заданием.
- Ну а теперь, вы можете присесть на стулья, отдохнуть, и посмотреть: что я для вас приготовила? (достаю маски 2 шт., весёлую и грустную)
- Что это, ребята? (маски)
- Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.
- Они одинаковые или разные? (разные)
- Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)
- Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.
- Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски
- Ой, вас совсем не узнать!
- Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением.
- Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска)
Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!
- А ты, маска, какая? (Я грустная маска)
У грустной маски грустный голос, жесты и движения тоже выражают грусть. - А теперь все грустные маски, сделайте шаг в круг и повернитесь к весёлым маскам. И я предлагаю маскам поприветствовать друг друга.
- Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”
- А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”
- А можно я поприветствую вас?
“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) - Я правильно передала голосом настроение маски?
- Почему не правильно?
- Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками не возможно было узнать!
Замечательно голосом и движением передавали настроение маски! А теперь можно положить маску и немного отдохнуть.
- Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)
- Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?
- Конечно, куклы!
- А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?
- Помогают люди.
- А как называют людей, которыми управляют куклами?
- Их называют - КУКЛОВОДЫ!
А какой театр у нас ещё есть в детском саду? (теневой театр).
- Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.
- Ребята, разрешите мне побыть в нашем теневом театре режиссёром, можно?- Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью теневого театра, для наших зрителей спектакль – сказку.
Я предлагаю вам артистами стать
И в сказку поиграть
Сказка спряталась в загадку,
Вы, попробуйте её отгадать.
Загадка.
Жил петух, скажу я вам,
Были у него друзья.
Вместе время проводили,
За околицу ходили.
Только вот его друзья
не спешат трудиться,
А к столу они хотят
Первыми садиться.
Что же эта за сказка?
«Колосок»
КОЛОСОК
Ведущая: На полянке на лесной
Стоит домик расписной.
В нём живут сейчас, не тужат
Веселятся, очень дружат
Два мышонка Круть и Верть,
Очень хитрые, поверь!
Живёт с ними Петушок – Голосистый Голосок!
Петушок весь день в заботах —
Много у него работы. (Петушок протирает окно в домике)
Мышкам же работать лень –
Развлекаются весь день. (Мышата перед домиком, сидя на лавочке, играют в «ладушки»)
Ведущая: Мы про этих персонажей
Вам историю расскажем…
Только солнышко взошло
Петушок работать шёл.
Петушок: Хватит мне лежать в кровати,
Пойду мусор подметать я.
Ведущая: Вымел Петушок весь двор,
Наклонился у забора
Поднял чудо-росток
Он пшеничный колосок.
Петушок: Круть, и Верть, скорей бегите,
На находку посмотрите.
Ведущая: Круть и Верть как увидали,
Прибежали, закричали:
Круть: Ох, зерна у нас в достатке!
Верть: Пирогов поесть бы сладких…
Петушок: Хочу с вами обсудить —
Кто же будет молотить.
Круть: Ой, не я!
Верть: И не я!
Петушок:
— Мне работа по плечу,
Ладно, я обмолочу.
Ведущая:
Петушок опять в работе,
а мышам играть охота!
Круть и Верть:
Мы играем и поём,
Очень весело живём
Ведущая:
Петушок трудолюбив —
Колосок обмолотил.
На дороге стал он с краю
И мышей опять сзывает:
Петушок:
Круть и Верть, скорей бегите,
На работу посмотрите.
Подскажите, как мне быть?
Как с зерном нам поступить?
Круть:
Я не знаю
Верть:
И я тоже
Вместе:
Мы не чем здесь не поможем!
Петушок:
— Ну а если не лениться,
К мельнику нам обратиться,
Чтоб зерно смолол для нас —
Кто же к мельнику пойдёт
И зерно туда снесёт?
Круть:
— Ой, не я!
Верть:
— И не я!
Круть и Верть:
— Мы весёлые друзья
И у нас одна забота —
Поиграть всегда охота.
Петушок:
— Так и быть,
Рад я буду удружить
И на мельнице сейчас
Намелю муки для нас.
Ведущая: Вот и мельница стоит. Речка весело журчит.
Мельник вы шел из ворот и встречает там народ
Мельник: Работать мельница должна,
Моя мука ведь всем нужна!
Петушок:
— Здравствуй мельник,
Как работа?
Намолоть муки охота.
Мельник:
Хорошо идут дела!
Рад помочь тебе всегда!
Ведущая:
Ветер тут подул слегка –
Закрутились жернова.
Он подул ещё разок –
И муки смолол мешок!
Взял Петух мешок с мукой
И понёс его домой.
Петушок:
Круть и Верть, скорей бегите,
На работу посмотрите.
Есть у нас муки мешок —
Вот бы сделать пирожок…
Круть:
— А зачем его лепить?
Верть:
— Нам быстрей его купить.
Петушок:
В магазине он дороже,
Да по вкусу хуже тоже!
То ли дело сам испёк.
Круть:
— Ой, не я!
Верть:
— И не я!
Круть: Мы весёлые друзья
И у нас одна забота (зевает)
Верть: Отдохнуть сейчас охота.
Ведущая:
В это время Петушок,
Высыпал муки мешок,
Вылил молока остаток
И яиц еще десяток.
Тесто быстро замесил
И пирог большой слепил.
Он поставил его в печь
Круть:
— Как же пахнет, просто чудо,
Правда, не пойму откуда.
Верть:
Пироги и калачи
Вынимай для нас с печи.
Ведущая:
Петушок на них взглянул
И сказал строго мышатам.
Петушок:
— По работе и награда!
Кто вам колосок нашёл?
А потом зерно смолол?
Не играл и не шутил,
Колосок обмолотил?
Тесто кто вам замесил?
Про пирог кто не забыл?
Ну-ка, оба шалуна
Быстро марш из-за стола!
Чтобы пироги жевать,
Нужно рано вам вставать
По хозяйству помогать
Круть и Верть:
Извини нас Петушок,
Дай нам тоже пирожок.
Круть:
— Навсегда про лень забудем!
Верть:
— Помогать всегда мы будем!
Петушок:
Вас за стол прошу мышата —
По работе и награда!
Ведущая: Всякой сказке приходит конец.
А кто участвовал в ней – молодец!
В наше сказке приняли участие…
Представление детей, участвовавших в сказке.
Ведущая: Сказка наша завершилась,
В ней герои помирились!
Скажем им ещё раз дружно:
Все: Помогать друг другу нужно!
- Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?
- В каких театрах мы с вами побывали?
- Кем мы были в театре?
- В кого мы превращались?
- Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)
- А кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)
Воспитатель: Ребята, понравилась ли вам игра в театр? А понравилось ли вам быть актёрами? Мне очень понравилось играть с вами. И, может быть, кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту профессию, и мы ещё услышим о вас. Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Всё, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И сними светлый мир добра.
А сейчас занавес закрывается, я благодарю вас, ребята, за внимание.