Ольга Чиданова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Математические острова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Математические острова».
Автор:Чиданова О. В. – воспитатель детского сада «Ёлочка».
Цель: создание условий для интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Математические острова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
1. Образовательные: познакомить с понятием таблица (строка, столбец, учить пользоваться простейшими таблицами. Закрепить умение соотносить цифру с количеством. Отрабатывать навыки счёта. Формировать умение находить известные детям геометрические тела по осязательно воспринимаемому образу. Вырабатывать практические навыки измерения длины с помощью мерки.
2. Развивающие: развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного гнозиса.
3. Речевые: закрепить навыки правильного звукопроизношения; упражнять в согласовании существительных с числительными; обогащать словарь детей существительными и прилагательными, обозначающими цвет и форму предметов.
4. Воспитательные: дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии.
Демонстративный материал : плакат с таблицей, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, цифры 0 – 9, геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус).
Раздаточный материал : карта с обозначением корабля и домика Цирцеи, к которому ведут две дороги разные по длине; полоски-мерки, карандаши, фишки.
Предварительная работа: чтение мифов Древней Греции.
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(Раздаётся телефонный звонок).
Воспитатель: Ребята, на наш телефон пришло сообщение. Золотая рыбка просит помощи. Она отправилась в путешествие и высадилась на острове, не подозревая, что на этом острове живёт злая волшебница Цирцея. Цирцея заколдовала золотую рыбку и посадила в темницу. Чтобы спасти золотую рыбку нам надо выполнить несколько заданий. Ну что, ребята, спасём золотую рыбку? (Ответы детей). На чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). Давайте построим корабль. Я капитан и всех приглашаю в свой экипаж. Для этого нужны билеты. Вовремя нашего волшебного путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.
Проверим готовность экипажа к отплытию. Отгадайте мои загадки. Когда это бывает?
1. Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт
Умываются котята
Просыпаются ребята.
(Утро)
2. Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зёрна в норку тащит мышь
Учит азбуку малыш.
(День)
3. Солнце красное зашло
Белка прячется в дупло
Дрёма к нам идёт
Сказку он с собой ведёт.
(Вечер)
4. В небе звёздочки горят
Птицы спят, и рыбки спят,
Спят цветы в саду на грядках
Ну, а мы в своих кроватках
- Экипаж в полном порядке. Поднять паруса! Отдать швартовые! Выходим в открытое море. (Звучит музыка, крик чаек).
Игра «Рассели фигуры»
- Справа по борту наблюдаю царство геометрических фигур. Но что – то там не так. Вижу, все фигуры столпились около высокого дома. Давайте выясним, что там происходит. Ребята, оказывается, фигуры построили себе дом, но не знают, как расселиться в нём. Сейчас мы им поможем.
Давайте сосчитаем число этажей в доме (один этаж, два, три, четыре).
Этажи в этом доме называются строками. Это строки. Повторите.
Строки расположены слева направо.
Какие фигуры живут на 1-ой строке? (Круги).
Какие фигуры живут на 2-ой строке? (Квадраты).
А на какой строке живут треугольники? (На 3-ей).
А прямоугольники? (На 4-ой).
- Ребята, на каждом этаже четыре квартиры. Квартиры в этом доме называются столбцами. Столбцы расположены сверху вниз.
В 1-ом столбце живут только красные фигуры.
Во 2-ом – только синие фигуры.
А в третьем столбце какие фигуры живут? (Жёлтые).
А в четвертом столбце живут какие фигуры по цвету? (Зелёные).
- Идёт домой красный круг. Где его квартира? Все круги живут на 1-ой строке. А красные фигуры живут на 1-ом столбце. Значит красный круг живёт здесь (помещаю фигурку в нужную ячейку).
Идёт домой жёлтый квадрат.
На какой строке живут квадраты? (На 2-ой строке).
А в каком столбце живут жёлтые фигуры? (В 3-ем столбце).
Значит жёлтый квадрат живёт здесь.
(Таким образом дети расселяют геометрические фигуры)
- Ребята, геометрические фигуры поняли, кто где живёт и благодарят нас за помощь. А нам пора плыть дальше. Наше путешествие продолжается.
Игра «Остров цифр» (до 10)
- Прямо по курсу наблюдаю остров цифр. Вижу какой – то переполох. Что же там случилось. Давайте подплывём и увидим. Цифры разбрелись по острову и потеряли свои дома. Надо помочь цифрам встать на свои места. Ну, отважные мореплаватели, кто желает помочь обитателям острова? Саша, помоги. Скажи, какую цифру и куда нужно поставить? А мы с ребятами, будем проверять. Ну, вот мы и навели порядок на острове цифр. Цифры благодарят нас за помощь и предлагают поиграть. Игра «Назови соседей» с мячом (следующего и предыдущего).
Игра «Найди на ощупь»
- Наше путешествие продолжается. Но что же это? Слева по борту вижу королевство геометрических тел. В королевстве произошло несчастье. Злой волшебник рассердился на жителей королевства и отправил их всех в глубокое подземелье. Спасти их можно только так: на ощупь определить, что это за геометрическое тело?
Кто хочет помочь? (В мешочке шар, куб, цилиндр, конус).
Молодцы, ребята! Вы спасли всё королевство!
Жители королевства так обрадовались, что пустились в пляс. Давайте и мы с ними потанцуем.
Музыкальная пауза.
- Отдохнули. Надо плыть дальше. Золотая рыбка ждёт нашей помощи. Следуем дальше по заданному курсу. Нам предстоит последнее испытание, и если мы его выполним правильно, то колдовство волшебницы Цирцеи исчезнет.
Игра «Измерь дорожку»
- Но что я вижу! Вот и долгожданный остров. Сойдём с корабля, только тихо, чтобы злая волшебница Цирцея нас не услышала (дети садятся за столы). Ребята, наш корабль причалил к берегу. Найдите на своих листах корабль. От корабля к домику Цирцеи ведут две дороги. Надо найти короткую дорогу, чтобы быстрее спасти золотую рыбку.
Как узнать какая дорога короткая? (Нужно измерить).
Чем надо измерять? (Меркой).
Не забывайте, что мерку надо прикладывать к началу дорожки и обязательно ставить метку. На какой дорожке уместиться меньше мерок, та дорожка и короче.
Приступайте к измерению (Самостоятельная работа).
Закончили. Ну и какая дорожка короче: красная или голубая? (Красная).
Возвращение в детский сад.
- Молодцы, вы правильно справились с заданием и спасли золотую рыбку. Пойдёмте на корабль вместе с золотой рыбкой и отплываем в обратный путь. На горизонте всё спокойно, можно отдохнуть (релаксация). За отдыхом мы и не заметили как оказались в детском саду