Анастасия Анатольевна Алексеева
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Космос далекий и близкий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение и расширение знаний детей о космосе, об истории развития космонавтики в нашей стране, о первых героях космоса.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и расширять представление детей о космосе, о планетах Солнечной системы, их отличительных особенностях.
- Продолжать закреплять знания о первом космонавте - Ю. Гагарине;
- закрепить названия и очередность планет;
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Космос далекий и близкий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- закрепить знания детей о том, что 12 апреля - День Космонавтики;
- развивать внимание, мышление
Воспитательные:
- воспитывать в детях гордость за свою страну;
- воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса;
- воспитывать чувство патриотизма.
Ход занятия:
Организационно - мотивационный этап.
- Ребята, отгадайте загадки:
-Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд (Ракета)
- Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит (космонавт)
- Правильно, молодцы.
Основной этап.
- Ребята, догадались, о чем мы сегодня будем разговаривать? (о космосе и космонавтах.)
- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики.)
- Послушайте отрывок из стихотворения Сергея Михалкова.
К далёким планетам
Пути пролегли-
По трассам Вселенной
Летят корабли.
По трассам Вселенной
Ведут корабли
Отважные люди Земли.
- Кто же такие эти отважные люди Земли? - (космонавты).
- А кто такие космонавты и чем они занимаются? - (люди, которые летают в космос на ракете).
Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
Сейчас космонавты много месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.
- А что такое космос? - (весь мир за пределами земли, называется космосом или другим словом Вселенная)
- Кто первым полетел в космос? - (животные)
-Как вы думаете, почему?
Правильно, первыми в космосе побывали животные. Учёные хотели знать, с чем придётся столкнуться человеку в космическом полёте. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных.
- Кого ещё из животных космонавтов вы знаете? - (собаки Белка и Стрелка)
Про первых космонавтов нам расскажет Дарина.
- Доклад 1: «Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. Но самые знаменитые космонавты-животные – это Белка и Стрелка, они пробыли в полете целые сутки»!
Итак, учёные убедились, что живые существа могут жить в космосе, и только тогда в космос полетел человек.
- Кто стал первым космонавтом? - (Юрий Алексеевич Гагарин).
- Как вы думаете, какими качествами обладал Юрий Гагарин?
Юрий Гагарин в школе учился на одни пятерки, занимался спортом, прыгал с парашютом. Он был мужественным, умным и смелым. Когда он окончил лётное училище, стал военным летчиком. Ю. Гагарин узнал, что набирают отряд космонавтов, написал в Москву письмо с просьбой принять его в космонавты, и его приняли. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут и стал первым космонавтом в мире. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.
- Ребята, как вы думаете, а женщины летали в космос?
Наравне с мужчинами в космос летали и женщины.
- Кто знает, как звали первую в мире женщину-космонавта? (ответы детей)
Первый в мире полет в космос из женщин осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6".
- Как вы думаете, кто может стать космонавтом? - (ответы детей)
Космонавтом может стать каждый человек, но при этом у него должно быть крепкое здоровье, хорошее образование.
- Вы хотите стать космонавтами? - (да)
Выходите из-за столов, сейчас мы с вами ненадолго превратимся в космонавтов.
Физкультминутка «Космодром»
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром (присесть на корточки, затем подняться.)
Занимаем свои места.
- Ребята, как вы думаете, зачем космонавты летают в космос? (они там очень много работают).
- Что вы знаете о работе космонавтов в космосе? (они проводят различные исследования в космосе).
О работе космонавтов в космосе нам расскажет Саша.
Доклад 2: «У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
В космическом корабле продукты питания хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. В условиях невесомости крошки хлеба, капельки жидкости могут доставить неприятности космонавтам. В космическом доме есть холодильник и электрическая плита.
- Через орбитальный отсек космонавты могут выйти в открытый космос, для этого они надевают специальный костюм – скафандр. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту».
Итак, ребята, космонавты проводят в космосе разные исследования :
• Медицинские наблюдения (влияние космоса на организм);
• Технические наблюдения (обеспечивают космическую и радио-телевизионную связь, изучает поверхность земли, сообщают о местах где обнаружены полезные ископаемые).
• Биологические (выращивают растения, проводят различные опыты).
- Космонавты изучают погоду на Земле, фотографируют её, следят за стихийными бедствиями: о пожарах в лесах, о местах в горах, где могут произойти снежные обвалы, о штормах на морях, уточняют прогноз погоды.
Благодаря космонавтам люди многое узнали про космос, про планеты. А что вы знаете о космосе? (ответы детей).
Что такое космос? (это небо, необъятное пространство, где много планет, орбит, метеоритов, спутников, звёзд, галактик.)
- Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются 8 планет, входящих в Солнечную систему. Солнечная система включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.)
Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты — из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места, как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.
У каждой свой путь, называемый орбитой. Запомнить порядок планет мы можем при помощи «Астрономической считалки».
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз,
Венера — два,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Раньше был еще Плутон,
Но теперь он вышел вон. (А. Усачев)
С недавних пор планета Плутон была исключена из состава Солнечной системы, как самая маленькая, далёкая и плохо освещенная Солнцем.
- Назовите планеты, которые входят в Солнечную систему? (Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий, Уран, Земля, Нептун).
- Какая самая холодная планета? (Нептун.)
- Почему она холодная? (потому что дальше всех находится от Солнца.)
- Какая самая горячая планета? (Меркурий)
- Почему она самая горячая? (ближе всех к Солнцу).
Подвижная игра «Планеты, стройся!» (Детям дается изображение планет и по сигналу воспитателя дети должны выстроиться по порядку расположения планет).
-Ребята, давайте отгадаем загадки про планеты. Попытайтесь догадаться, про какую планету говорится в загадке?
- Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)
- Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри (Марс)
- На планете чудеса:
Океаны и леса.
Кислород есть в атмосфере:
Дышат люди им и звери. (Земля.)
Ребята, хоть в космосе очень интересно, но нам пора возвращаться в наш родной дом, на любимую планету Земля.
Итоги занятия. Вопросы для закрепления:
1. Над какой темой работали сегодня на занятии?
2. Когда и почему мы отмечаем День космонавтики?
3. Кто первый полетел в космос?
4. Назовите первую женщину, побывавшую в космосе.
5. Кто летал в космос до Ю. А. Гагарина?
6. На какой планете мы живем?
7. Перечислите названия планет Солнечной системы.
Ребята,
Вселенная много готовит загадок,
И многое в мире неведомо нам.
И в космос пускай запускают ракеты,
Дорога безмерна к далёким мирам.
Да, космос постигнуть – как вычерпать бездну.
Лишь кроху всего удаётся узнать,
Но мир открывать, безусловно, полезно.
Для этого в космос и стоит летать.
-Ребята, мы желаем вам: хорошо учится, быть грамотными, сильными, находчивыми, чтобы добиваться в жизни хороших результатов, как Юрий Гагарин. Наше занятие подошло к концу.