Олег
Конспект открытого занятия «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОУ ЯО «Ярославская школа- интернат №9»
для учащихся 9 класса
«В мире профессий»
Педагог-психолог
Алейников Олег Сергеевич
Ярославль 2019 год.
"В мире профессий ".
Публикация «Конспект открытого занятия „В мире профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Цель:Формирование представлений о профессиях. Выявление обучающимися своей профессиональной направленности.
Задачи:
Нацелить обучающихся на серьёзное осмысление выбора профессии.
Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.
Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Ручки, листы, плакаты с высказываниями известных людей о труде, о профессиях, наглядные пособия: презентация «В мире профессий», видео ролики о профессиях,ноутбук,телевизор
Время занятия 40 минут.
Ход занятия :
Учитель : Добрый день, дорогие ребята!
В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! У каждого из вас свой путь! Какой? Давайте попробуем вместе заглянуть в этот мир профессий!
Что такое выбор? В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:
«Выбор – отобрать, взять для себя нужное, предпочтимое».
Сделать правильный выбор профессии - это выбрать работу, которая
во-первых - вызывает интерес;
во-вторых - может быть доступной и посильной;
в третьих - можно будет трудоустроиться.
У: Итак, я выбрал, я –психолог.
-А о какой профессии мечтаете вы?
Учитель опрашивает класс. Далее следуют ответы детей.
Что мы имеем в виду, когда произносим слово «профессия»?
(слайд 7)Профессия – понятие многозначное:
*общность всех людей, занятых данным видом труда, необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.
-Объяснение значений данных слов.
*Если посмотреть в словарь, слово “профессия” означает “говорить публично”.
По американским меркам понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.
Наряду со словом “ профессия” часто упоминаются и другие термины.
“Специальность” - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.
Например, профессия - врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.
Учитель: Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.
Упражнение 1: Из предложенного списка, назвать специальности:
токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.
Упражнение 2: Из предложенного списка, выбрать профессии :
учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории. – Проверка задания.
Учитель : Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.
Задание: Подумайте и ответьте, согласны ли вы с утверждениями и запишите,
с какими вы согласны, а с какими нет:
профессия выбирается раз и навсегда;
выбор профессии зависит от толщины кошелька;
профессия предназначена человеку от рождения;
профессию можно выбирать «за компанию»;
медицинские показания имеют значение при выборе профессии;
педагог – не помощник в выборе профессии.
Учитель : Итак, этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека. Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду: Давным-давно во французском городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".
Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос: Почему? (Отвечают ребята).
Учитель : В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята). Учитель : Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах» :
ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Учитель: Давайте подробнее на них остановимся:
ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.
МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
НАДО – учёт востребованности данной профессии, потребность рынка в данной специальности. (профессии)
Учитель:Ребята давайте узнаем какие же потребности есть у вас и как они влияют на ваш выбор профессии?
Задание: Иерархия потребностей.
Перед вами список важнейших потребностей. Попробуйте расставить их по степени важност для себя: напротив самой важной поставьте цифру 1 напротив следующей по значимости цифру два, и так далее до 15.
1) Добиться признания и уважения
2) Иметь тёплые отношения с людьми.
3) Обеспечить себе будущее.
4) Зарабатывать на жизнь.
5) Иметь хороших собеседников
6) Укрепить своё положение.
7) Развивать свои силы и способности.
8) Обеспечить себе материальное благополучие.
9) Повышать уровень мастерства.
10) Избегать неприятностей
11) стремиться узнавать что то новое.
12) обеспечить себе положение, влияние.
13) Покупать хорошие вещию
14) Заниматься делом требующим, полной отдачи.
15) Быть понятым другими.
Учитель: Здесь можно вспомнить слова
И. А. Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
Как вы понимаете это высказывание? Высказываются 2-3 человека.
(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).
Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это- счастье, когда способности и интересы, т. е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать одним словом? (Призвание)
Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
Физкульт минутка, для снятие физического и эмоционального напряжения у детей.
Bгра «Самые-самые»
Выражения, привязанные к профессии.
Со временем у представителей разных профессий появились устойчивые выражения, связанные с их работой.
Подумайте, среди каких представителей профессий могли появиться эти речевые обороты:
Стричь под одну гребенку. (Парикмахер.)
Шить на живую нитку. (Портной, швея.)
Брать на прицел. (Военный)
Ждать у моря погоды. (Рыбак.)
Сгущать краски. (Художник.)
Играть первую скрипку. (Скрипач, музыкант)
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик.
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер,
журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт,
горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т.
Самые редкие суфлер, океанолог : Какие редкие профессии вы знаете?
Учитель: :Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.
Например, клипмейкер, промоутер, мерчендайзер….
А какие современные профессии вы можете назвать? Отвечают 2-3 человека.
Попробуйте объяснить суть работы человека этой профессии. Какими качествами он должен обладать? (если дети затрудняются, учитель предлагает какие-либо определенные профессии и сам объясняет суть работы людей этих
Учитель: Ребята, давайте посмотрим ролики о наиболее востребованных у вас профессиях.
Педагог и дети обсуждают те качества которые необходимы человеку что бы заниматься данной профессией.
Учитель:Ребята, а теперь давайте немного поиграем, назовите мне те профессии которыми бы вы хотели заниматься в будущем.
Игровое упражнение «Кто есть кто»
Цель игрового упражнения: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.
Процедура игры следующая:
1. Перед началом самой игры ведущий спрашивает у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписывает эти профессии (примерно 10-15) на доске; или использует материалы анкет. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
2. Затем ведущий объясняет правила проведения игры: «Сейчас я буду называть профессии; каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Затем все по команде одновременно должны показать на выбранного человека, наиболее подходящего для данной профессии».
3. Показав на своего товарища, все участники должны замереть; ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
Учитель:Ребята, а теперь мы проведём тестовую методику которая позволит понять какие факторы привлекают вас в будущей профессии?
Методика изучения факторов привлекательности профессии (В. А Ядов)
ИНСТРУКЦИЯ
«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б — «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты — то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».
А Б
1. Профессия одна из важнейших в обществе 1. Мало оценивается важность труда
2. Работа с людьми 2. Не умею работать с людьми
3. Работа требует постоянного творчества 3. Нет условий для творчества
4. Работа не вызывает переутомления 4. Работа вызывает переутомление
5. Большая зарплата 5. Небольшая зарплата
6. Возможность самосовершенствования 6. Невозможность самосовершенствования.
7. Работа соответствует моим способностям 7. Работа не соответствует моим способностям
8. Работа соответствует моему характеру 8. Работа не соответствует моему характеру
9. Небольшой рабочий день 9. Большой рабочий день
10. Отсутствие частого контакта с людьми 10. Частый контакт с людьми
11. Возможность достичь социального признания, уважения 11. Невозможность достичь социального признания, уважения
12. Другие факторы (какие)
Выводы по мероприятию, обобщение:
Учитель : Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу.
Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (пользу обществу).
Заключение.
Учитель:Закончить наше занятие я хочу небольшой притчей:
В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца:
“Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал:
ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…
Объясните ответ мудреца.
Каким образом эта притча относится к нашей теме.
-Ответы ребят.
Учитель : Наше занятие подходит к концу.
-Какие моменты остались в вашей памяти?
-Какие мысли запомнились?
-Над чем хочется задуматься?
-Ответы ребят.
Русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”.
А Томас Карлейль сказал: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.
Я же хочу вам всем пожелать быть только счастливыми, а это ещё и значит, что очень важно в жизни найти работу по душе, как это сделали ваши предшественники – наши бывшие ученики.
Учитель:Спасибо за работу!
Список используемой литературы.
1. Безус Ж. Н., Жукова Ю. П., Кузнецова И. В., Радченко В. В., Совина К. В., Холодилова Ю. К. Путь к профессии : основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
2. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 с.
3. Володина Ю. А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее. Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. - М. : Генезис, 2012.
4. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
5. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический проект Фонд «Мир», 2006.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. - МПСИ, 2008.
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М. : Academia, 2004. – 301 с.
9. Климова Е. К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития : учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.
10. Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. - Москва, 2008.