Анастасия Замотаева
Конспект открытого занятия «Украсим салфетки для Алдуни» (средняя группа)
▼ Скачать +Заказ
Вид занятия: интегрированное.
Цель педагогической деятельности: создание условий для развития творче-ских способностей детей в ходе ознакомления с мордовской народной культурой.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о мордовском прикладном искусстве – вышивки через изобразительную деятельность; продолжать учить детей украшать изделие мордовским орнаментом, симметрично располагать элементы.
Развивающие: развивать творческие способности детей; продолжать развивать у детей чувство цвета, ритма, формы.
Публикация «Конспект открытого занятия „Украсим салфетки для Алдуни“ (средняя группа)» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к произведениям мор-довского декоративно-прикладного искусства и к родному краю; воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Доминирующая образовательная область – ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование).
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»: продолжать знакомить с истоками мордовской народной культурой через народную вышивку.
ОО «Речевое развитие»: пополнять словарный запас детей новыми словами.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: обогащать игровой опыт детей, воспитывать чувство товарищества.
Методические приёмы:
Словесный: беседа (рассматривание мордовского костюма) .
Наглядный: показ техники примакивания.
Практический: д/и «Найди пару», рисование (украшение салфетки).
Оборудование:
Демонстрационный: кукла в мордовском костюме, карточки – салфетки с мордовским орнаментом для д/и «Найди пару», образец для рисования - салфетка.
Раздаточный: карточки – салфетки, украшенные мордовским орнаментом, кисти, гуашь (красная, черная, листы квадратной формы (салфетки).
Словарная работа: мордовские слова (шумбрат, панар, икеля паця, пулай, панго, оберег.
Предварительная работа: беседы о традициях мордовского народа; чтение произведений, рассматривание фотографий и иллюстраций мордовского народного костюма, рассматривание народной вышивки.
Индивидуальная работа: по мере необходимости.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, к нам на занятие пришла кукла Алдуня.
Воспитатель от имени куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Шумбрат!Воспитатель: Кукла Алдуня – мордовочка и поздоровалась она с нами на мордовском языке. Давайте и мы с ней поздороваемся на мордовском языке.
Дети: Шумбрат, Алдуня!
II. Основная часть занятия.
Беседа «Мордовский костюм». Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Посмотрите, она одета в мордовский национальный костюм! Это рубаха – панар. Как вы думаете, почему она кажется нам такой нарядной?
Дети: Потому что рубаха украшена узорами.
Воспитатель: Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах. Где мы видим узоры?
Дети: На рукавах, на горловине, по низу.
Воспитатель: Да! Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – икеля паця. Он украшен узорами мордовской вышивки.
Набедренное украшение – пулай. Украшался вышивкой, бисером.
Нагрудное украшение – сюлгам. Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панго. Имел разную форму, украшен вышивкой, бисером.
Воспитатель: Какие цвета присутствуют в вышивке?
Дети: Красный, черный.
Воспитатель: Да, в вышивке очень много красного цвета разных оттенков с вкраплениями черного, зеленого, желтого и синего цветов.
Воспитатель: Алдуня нам принесла игру и хочет поиграть с вами. Она называется «Найди пару».
Д/и «Найди пару»
На столе разложены карточки (салфетки) изображением вниз. Дети берут одну карточку и встают в круг. Рассматривают свою карточку и ищут похожую карточку у другого ребенка. Встают с ним в пару.
Воспитатель: Назовите из каких элементов мордовского узора состоит ваша салфетка. (Спросить 2-3 ребёнка)
Воспитатель от имени Алдуни: Дети, какие вы молодцы! Вы справились с такой трудной игрой!
Воспитатель: Давным-давно все одевались в мордовский костюм, а сейчас в наше время люди одевают национальный костюм только по праздникам. Вот и Алдуня так одета не спроста – оказывается у нее сегодня День рождения. Давайте, мы ей сделаем подарок – украсим салфетку мордовским орнаментом.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Будем мы салфетку украшать техникой примакивания с помощью кисти.
Воспитатель показывает технику примакивания: кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток.
Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, нам нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Друзья»
В нашей группе все друзья (кулачками стучат по столу)
Этот пальчик – это я (по очереди разгибают пальцы, начиная с мизинца)
Этот – Маша,
Этот – Саша,
Этот – Юра,
Этот – Даша.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель напоминает о правильной осанке, как нужно держать кисть, наносить на неё краску. По мере необходимости педагог помогает детям.
После окончания рисования все работы вывешиваются на доске или кладутся на один стол для рассматривания.
III. Итог занятия.
Воспитатель: Какие все молодцы! У вас получились красивые, яркие салфетки. Алдуня тебе нравятся салфетки, которые нарисовали тебе в подарок дети?
Воспитатель от имени Алдуни: Конечно! Мне очень понравился ваш подарок! Вы большие молодцы! Я вам принесла угощение! (Конфеты в корзинке). Мне пора уходить. Ко мне спешат гости. До свидания! Вастомазанок!