Бражникова Анастасия Бахритдиновна
«Юные экономисты». Конспект открытого занятия по финансовой грамотности с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
"Юные экономисты"
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: подгрупповая.
Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Организация образовательной среды: Для эксперимента: стол, конверты 2шт., железная монета, бумажная купюра (не настоящая). Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, лист бумаги А4 для оригами, тетрадь и простой карандаш, изображения купюр разных стран, ракушка, изображения из истории денег, изображения товаров для сравнения, изображения членов семьи, магазин с товарами, тарелка с монетами разных номиналов.
Столы и стулья – по количеству детей. Шоколадные монеты по количеству детей.
Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги, (купюры и монеты, карта, валюта, заработная плата.
Предварительная работа: Сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Ход занятия
1. Приветствие
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
- Ребята я хочу прочитать вам стихотворение. Которое называется. «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Ответы детей
Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
- А что значит быть экономным?
Ответы детей
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в школу «ЭКОНОМИКИ». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи.
Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нам нужно встать в круг, взяться за руки и посчитать от 10 до 0 всем вместе, теперь посчитаем 2, а теперь 10.
- Вот мы и в школе.
2. Основная часть.
Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
- Ребята, что это такое?
- Для чего нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?
Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Ответы детей
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю пройти за ваши столы.
Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?
Ответы детей
Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье?
Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Речевая игра: «Доход и расход»
Папа с мамой получили зарплату – доход.
Купили мармелад – расход.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет).
Воспитатель: Итак, сейчас мы с Вами вместе посчитаем семейный бюджет разных семей. Откройте, пожалуйста, свои тетради. А на доске будет считать Илларион.
Первое Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)
Папа зарабатывает 5 рубля. Мама зарабатывает 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 8)
Папа зарабатывает 4 рубля. Мама получает детские пособия 2 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 9)
Воспитатель: Молодцы, ребята, закрываем тетради и кладем на край стола.
Воспитатель: Когда вы пойдете в школу, вы будете, иногда заходить в магазин, и вы должны уметь различать какой товар дороже, а какой дешевле. Чтобы знать какой товар вы сможете приобрести, а на какой вам не хватит денег. Давайте мы поучимся это делать и научимся сравнивать. Перед вами товары, например, ручка и йогурт. Как вы думаете, что из них дороже, а что дешевле? (Ручка стоит 16 р, а йогурт 28 р, йогурт стоит дороже, потому что число 28 больше 16) Поставь пожалуйста знак неравенства.
Физминутка «Монетки»
Мы не детки, мы не детки, (Наклоны в стороны)
А веселые монетки. (Наклоны вперед и назад
Звонко катимся по кругу, (Поворот вокруг себя.)
Радуемся мы друг другу. (Встать на носочки и руки в стороны.) Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек. (Присели на корточки.)
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят? Что мы берем с собой?
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
- Как называются наши деньги? (Рубль).
- А как называются деньги разных стран? (Валюта)
Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Ответы детей
Воспитатель: А сейчас мы это проверим.
Ответы детей
Воспитатель: Перед вами лежит конверт под номером. Откройте его, что у вас там находится? (Монета и купюра) Сейчас мы с вами узнаем, какие же деньги удобнее и практичнее.
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (Бумага мнётся, рвется; монета нет.)
ВЫВОД
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета прочнее. Она не мнётся и не рвется. 2. Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Купюра легче, чем монета.
3. Эксперимент
Воспитатель: Перед вами на столах лежат два цветных конверта. Положите купюру и монету в эти конверты. (Купюры в один конверт, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате? (Карта)
Ответы детей
Воспитатель: Оплата картой – это безналичный расчет, а оплата деньгами - это наличный расчет.
- А откуда берутся деньги на карте? (Счет карты можно пополнить через банкомат, или в банке)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю Вам сделать кошелек из бумаги, чтобы вы смогли хранить в нем деньги. Хотите?
Оригами «Кошелек»
Воспитатель: Итак, ребята кошелек у нас уже есть, думаю, пришло время пойти в магазин за покупками.
Игра «Магазин»
На столе лежат товары с ценой и тарелка с монетами разных номиналов. Задача детей выбрать товар и отсчитать нужное количество монет для оплаты товара.
Воспитатель: Ну что пришло время возвращаться обратно, пройдем тихонечко на ковер. Возьмемся за руки, закроем глазки и посчитаем от 0 до 10 все вместе.
Итог. Рефлексия.
Вам понравилось в школе «Экономики»? Ребята, что сегодня вам больше всего понравилось? Что было полезным для вас?
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки)